Анализ и оценка влияния трансакционных издержек

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать трансакции и трансакционные издержки.
Задачи работы:
1. Рассмотреть виды и сущность трансакций;
2. Изучить сущность, основные детерминанты трансакционных издержек и их классификация;
3. Исследовать проблемы количественной оценки трансакционных издержек;
4. Провести анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества продукции, работ, услуг в национальной экономике.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты сущности трансакций и трансакционных издержек
1.1. Виды и сущность трансакций
1.2. Сущность, основные детерминанты трансакционных издержек и их классификация
2. Анализ и оценка влияния трансакционных издержек
2.1. Проблемы количественной оценки трансакционных издержек
2.2. Анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества продукции, работ, услуг в национальной экономике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Трансакции и трансакционные издержки.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Первая носит название «моральный риск». Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о поведении субъекта требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Вторая - так называемое «вымогательство» (hold-up). Возьмем, к примеру, рабочего, приобретшего за много лет сотрудничества с одной и той же фирмой какие-то уникальные навыки. С одной стороны, на любом другом месте его квалификация и мастерство имели бы меньшую ценность, а значит, и заработная плата была бы ниже. С другой стороны, и фирма получает от него большую отдачу, чем от любого новичка, не знакомого со спецификой ее деятельности. Рабочий и фирма становятся в известной мере незаменимыми, «взаимоспециализированными» друг по отношению к другу. В условиях двусторонней монополии, когда ни одному из участников нельзя найти адекватной замены на рынке, возникает дополнительный чистый доход - квази-рента, которая должна каким-то образом делиться между ними. Но существует она лишь до тех пор, пока длится сотрудничество. Расторжение или невозобновление сделки грозит полной потерей капитала, воплощенного в специальных активах.

Это и создает почву для «вымогательства». У каждого из партнеров появляется возможность шантажировать другого угрозой прервать с ним деловые отношения.[10]

 

2. Анализ и оценка влияния трансакционных издержек

 

2.1. Проблемы количественной оценки трансакционных издержек

 

Анализ трансакционных издержек показывает, что главным принципом их выделения является дополнительность соответствующих затрат по отношению к производственным. Они увеличивают производственные затраты, иногда превращаясь в основной и решающий фактор экономической эффективности, изменяют и усложняют динамику хозяйственных процессов и этим самым в известной степени действительно напоминают физическое трение.[11]

Вместе с тем трансакционные издержки, как уже было показано выше, характеризуют только один конкретный класс экономических явлений, связанных с осуществлением контрактных отношений в рыночных условиях, в то время как аналогичные усложняющие издержки «экономического трения», свидетельствующие о нелинейности и неравновесности, присущи и всем другим воспроизводственным процессам, независимо от их рыночного или нерыночного характера.

Одна из немногочисленных до сих пор реальных попыток количественной оценки трансакционных издержек была предпринята Д. Нортом и Дж. Уоллисом для экономики США. Хотя, строго говоря, измерялись здесь все же не сами эти издержки, а рост объема частных и государственных услуг, призванных их уменьшить, то есть расширение так называемого трансакционного сектора экономики, рассматриваемое Д. Нортом и Дж. Уоллисом как «структурный сдвиг первостепенной важности». Именно с ним они связали развитие в экономике контрактных форм и резкое увеличение эффективности хозяйствования, свидетельствующее о формировании равновесных тенденций.

«Ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, - подчеркнули они, - были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, которые заполнили нашу современную экономику и которые являются ключом к объяснению контраста между высокоразвитыми странами и странами «третьего мира»[12].

Для определения количественной оценки издержек трансакции Дж. Уоллис и Д. Норт пользуются следующим критерием: с точки зрения потребителя, таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, с точки зрения продавца - все его затраты, которые он не нес бы, если бы «продавал» товар самому себе. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют «трансакционными услугами»[13].

Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «трансакционного сектора» (в его состав включаются отрасли, «продукция» которых рассматривается как целиком имеющая трансакционное назначение - оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т. д.). Во-вторых, это трансакционные услуги, но оказываемые внутри «трансформационного сектора».

При их оценке авторы исходят из величины фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора. (Условно говоря, это затраты на «аппарат управления», организацию сбыта и снабжения и т.д. в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса.) Граница между двумя выделенными секторами проводится авторами приблизительно, а не по каким-то четким критериям, что, впрочем, признают и они сами. Достаточно по-иному решить вопрос об отнесении какой-либо группы отраслей (например, включить транспорт в состав «трансакционного сектора»), чтобы результаты анализа серьезно изменились[14].

Дж. Уоллис и Д. Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: «С нашей точки зрения,.. трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором»[15].

- Значение затрат по спецификации и правовой защите контрактов возрастало по мере расширения рынка и усиления процесса урбанизации. На смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами пришел обезличенный обмен, требовавший детального определения условий сделки и разветвленных механизмов правовой защиты. Снижение удельного уровня трансакционных издержек началось в середине 19 в. в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширения рынков. Последствия большего товарного разнообразия и ослабления личных контактов выразилось в том, что экономические агенты увеличили свои расходы на поиск и обработку рыночной информации.

- Использование капиталоемких технологий оправдано только при достаточно значительных масштабах производства, что требует ритмичного поступления сырья и материалов и налаженной системы сбыта. Сокращение издержек и повышение скорости транспортировки сделали возможным переход к крупным организациям. Благодаря этому больший поток трансакций стал осуществляться не только через рынок, но и непосредственно внутри фирм.

- Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж.Уоллис и Д.Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.

Анализ Дж. Уоллиса и Д. Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить: при простом перемещении трансакционных услуг из внерыночной сферы на рынок; при снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене выше 1; при постоянной или повышающейся удельной стоимости трансакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в «трансформационном» секторе в результате научно-технического прогресса; при удорожании процесса обмена вследствие установления государством неэффективных правил, регулирующих отношения собственности.

2.2. Анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества продукции, работ, услуг в национальной экономике

 

Оценка качества товаров, работ, услуг ориентирована не только на степень соответствия качественных характеристик ключевого продукта требованиям, предъявляемым потребителями и представителями других групп интересов. Эта оценка включает практически все трансакции, которые имеют место в национальной экономике в процессе хозяйственных отношений - от предварительных переговоров до обслуживания поставленной продукции и удаления отходов. Качество следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только «ценностную цепочку» самого предприятия, но и всю «ценностную систему», простирающуюся от субпоставщиков до конечных потребителей.[16]

Поэтому в области закупок и сбыта нужно четко определять трансакционные издержки, связанные с качеством. Речь идет о затратах, которые возникают в процессе информации и коммуникации по аспектам качества в ходе обмена услуг, включая налаживание контактов, предварительные переговоры, заключение договора, контроль за его выполнением, адаптацию к определенной услуге и завершение ее производства.

Наиболее важное значение в этом плане имеют трансакционные издержки по следующим позициям:

      поиск клиентов - сбор информации, налаживание контактов;

      переговоры - выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора;

      обеспечение интересов сторон - обусловливание льгот, научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества;

      процесс обмена - транспортные и складские операции;

      контроль - аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка товара, окончательная проверка, рекламации;

      адаптация - подтверждение удовлетворенности товаром, актуализация данных;

      корректировка субоптимальных договорных условий - догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий;

      ослабление стратегических позиций - уход клиентуры, сокращение рыночной доли;

      завершение сделки - исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации.

По частоте возникновения различаются две крупные категории трансакционных издержек - одноразовые и регулярные. К последним наряду с прямыми издержками обмена относятся все издержки, которые в процессе обменных отношений образуются в форме издержек по реализации и контролю торгового соглашения.[17]

Первые три из перечисленных видов издержек возникают до заключения договора. Их можно охарактеризовать как издержки по согласованию интересов сторон. Трансакционные издержки с 5-го по 9-й вид появляются после заключения договора, например при обмене услугами. Ясно, что между этими группами издержек существует обратная зависимость: чем выше издержки до заключения соглашения, тем ниже последующие.

Наряду с идентификацией трансакционных издержек, связанных с качеством, серьезной проблемой является и их оценка. Для этого недостаточно только внутрифирменной системы учета.

Сегодня во многих отраслях из массовых сделок с однородной, стандартизованной продукцией вычленяется большое количество индивидуальных трансакций с отдельными клиентами. В этой связи возрастает необходимость в специфических и одновременно низкозатратных рыночных трансакциях. Еще больше усиливается требование прозрачности издержек, поскольку качество услуг предприятия часто нуждается в адаптации к запросам клиента.

Для оценки трансакционных издержек, связанных с качеством, до сих пор использовались преимущественно косвенные методы. С помощью эмпирического учета основных параметров отдельных форм реализации определенных услуг удается оценить различия в относительных размерах трансакционных издержек. Хотя таким путем нельзя точно сопоставить эффективность отдельных сделок, выявленные тенденции все же можно использовать в качестве достаточно четких оценочных критериев.

В качестве прямого метода денежной оценки отдельных трансакций дискутируется так называемый расчет издержек процесса. Оценка трансакций по этому методу предпочтительна в тех случаях, когда оцениваемые процессы часто повторяются, а диапазон принимаемых решений относительно узок (например, проверка принимаемой продукции или обработка рекламаций).

При закупочных трансакциях метод расчета издержек процесса позволяет количественно определить основные составляющие так называемых издержек владения, которые включают затраты на приобретение, эксплуатацию, техническое обслуживание и послепродажный сервис. Эти издержки возникают при внешних закупках и отпадают при производстве услуг собственными силами.[18]

Чтобы идентифицировать поля применения метода количественного исчисления издержек процесса для той или иной трансакции, целесообразно рассмотреть характер альтернативных вариантов в разрезе трех теоретически возможных видов обменных отношений.

Устойчивые хозяйственные связи или единичная акция. При обменных процессах, протекающих в рамках хозяйственных связей, предприятие-поставщик хорошо знает своего клиента. По опыту прошлых сделок оно располагает специфическим «ноу-хау» в общении со «старым клиентом», что позволяет со временем стандартизировать регулярно повторяющиеся процессы. Возможность применения метода расчета издержек процесса для количественного определения трансакционных издержек повышается по мере того, как увеличивается продолжительность хозяйственных отношений и растет частота выдаваемых заказов.

Иначе обстоит дело в случае отдельных трансакций. В этих сделках предприятие-поставщик каждый раз имеет дело с «новым» клиентом, поэтому процессы должны по мере надобности приобретать разную ориентацию. Возможность применения указанного метода в этой ситуации заметно сужается.[19]

Повторная или первая сделка. Подобная альтернатива означает, что предметом трансакции является «старая» или «новая» услуга. Повторное приобретение «старой» услуги приводит к формированию однородных, стандартизованных трансакционных процессов, которые в этом случае (в отличие от рассмотренного выше критерия) ориентируется не на клиента, а на специфическую услугу. В случае «новой» услуги предприятие-поставщик располагает явно меньшим «ноу-хау» в отношении соответствующего трансакционного процесса.

Информация о работе Анализ и оценка влияния трансакционных издержек