Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное новых знаний. Слово «коммерция» происходит от латинского- commercium (торговля). Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия5
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания, основные конкуренты, потребители товаров и услуг.
1.3. Характеристика товаров, оказываемых услуг, торгово- технологического процесса на предприятии.
1.4. Анализ объема и структуры товарооборота, издержек, валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия.
2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.1. Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия, дерево стратегических целей коммерческой деятельности.
2.2. Коммерческая деятельность предприятия по закупке товаров, анализ выбора поставщика.
2.3. Конкурентные позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на основе анализа себестоимости.
3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и пути ее улучшения
3.2. Анализ структуры торгово - технологического процесса
3.3. Оценка эффективности использования торговых площадей
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников
-уровень материально-технической базы, комплексность услуги.
Неотъемлемой частью мероприятий, направленных на стимулирование покупательского спроса, является расширение дополнительных услуг, оказываемых покупателям в предприятиях розничной торговли. Эти услуги связаны с приобретением товара или их использованием. Они подразделяются на торговые и культурно бытовые, на платные и бесплатные. Дополнительные услуги могут быть оказаны в магазине или за его пределами. Их оказывают работники магазина или привлеченные работники других учреждений. Основная форма услуг связана с оказанием дополнительной помощи покупателям в приобретение товаров и пользовании ими. Это прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующих в продаже, раскрой тканей, гравировка изделий, консультации специалистов и правилах и порядке пользования сложными товарами с демонстрацией их в действии, упаковка и доставка на дом приобретенных товаров, обслуживание инвалидов, ветеранов. Кроме того, должны быть предусмотрены места хранения личных вещей, места отдыха, кафе, установлены автостоянки.
Рассмотрим схему торгово-технологического процесса товаров, поступающих на предприятия розничной торговли ОАО Комета на примере продукции ОАО «Играмолоко». Вкусная и полезная продукция этого предприятия любима и востребована жителями Игринского района. На сегодняшний день ассортимент молочной продукции предприятия насчитывает более 40 наименований. Популярностью у покупателей пользуется цельномолочная и кисломолочная продукция - молоко, кефир, йогурты, сметана, творог, ряженка, снежок; а так же диетические продукты- пахта, арьян, масло и сыры.
Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является стадией завершения всего технологического процесса товародвижения.
Принципы торгово-технологического процесса:
-максимальное удобство для покупателя;
-комплексность (комплексный подход к построению ТТП);
-рациональное использование помещения и оборудования;
-благоприятные условия труда и отдыха для работников;
-обеспечение рентабельности работы магазина;
-необходимость экономической эффективности работы магазина.
ТТП поступления молочной продукции.
1. Поступление товара на склад от поставщика и его выгрузка
2. Приемка товара по количеству и качеству
3. Перемещение товара
4. Доставка в торговый зал.
5. Размещение и выкладка.
6. Отбор товара покупателями, их обслуживание.
7. Расчет за покупку.
8. Оказание дополнительных услуг.
Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица № 6
Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ОАО Комета за 2005, 2006 год (млн. руб)
Показатели | 2005 | 2006 | Отклонение (млн. руб.) | Темп роста(%) | |
1. | Товарооборот, сумма | 337,5 | 646,7 | 311 | 193 |
2. | Валовой доход, сумма | 67,14 | 435,8 | 368,66 | 649,2 |
3. | Уровень | 20 | 67,4 | 47,4 | - |
4. | Издержки обращения, сумма | 176,7 | 328,7 | 152 | 186 |
5. | Уровень | 52,6 | 50,8 | -1,8 | - |
6. | Прибыль от реализации товаров, сумма | 39,1 | 318 | 278,9 | 813 |
7. | Уровень рентабельности | 11,6 | 49,2 | 37,6 | - |
8. | Внереализационные доходы (прибыль) | 5,8 | 2,9 | -2,9 | 50 |
9. | Внереализационные расходы | 1,2 | 4,2 | 3,0 | 350 |
10. | Балансовая прибыль | 43,7 | 316,7 | 273 | 725 |
В таблице № 6 представлены показатели торгово-экономической деятельности предприятия за 2005 - 2006 гг., исходя, из которых можно сделать вывод, что предприятие значительно улучшило показатели всей деятельности. Так, товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи, с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2006 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году. Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2006 г. 49,2%. Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%. Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы. Исходя из этого, сумма балансовой прибыли в 2006 г. увеличилась на 273 млн. руб., или в 7 раз.
Таблица № 7
№ | Товарные группы | 2005 | 2006 | отклонения | |||
сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | сумма | Уд. вес | ||
1. | Хлеб и булочные изделия | 67,1 | 20 | 161,8 | 25 | +94,7 | +5 |
2. | Молоко и молокопрод. | 40,2 | 12 | 90,5 | 14 | +50,3 | +2 |
3. | Мясо и мясопродукты | 63,7 | 19 | 116,5 | 18 | +52,8 | -1 |
4. | Рыба и рыбопродукты | 26,8 | 8 | 64,7 | 10 | +37,9 | +2 |
5. | Яйцо и яйцепродукты | 23,6 | 7 | 38,7 | 6 | +15,1 | -1 |
6. | Кондитерские изделия | 50,4 | 15 | 45,2 | 7 | -5,2 | -8 |
7. | Алкогольные напитки | 16,8 | 5 | 45,2 | 7 | +28,5 | +2 |
8. | Промышленные товары | 30,3 | 9 | 25,9 | 4 | -4,4 | -5 |
9. | Прочие группы | 16,8 | 5 | 58,2 | 9 | +41,4 | +4 |
Итого | 335,7 | 100 | 646,7 | 100 | 311 |
№ | Показатели | 2005 | 2006 | Отклонение | Влияние на товарооборот |
1. | Товарооборот, млн. руб. | 337,5 | 646,7 | 309,2 | 309,2 |
2. | Торговая площадь, тыс.кв. м. | 252,17 | 301,2 | 49,03 | 65,7 |
3. | Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб. | 1,34 | 2,15 | 0,81 | 243,97 |
Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и более рациональное использование. Расчет влияния: А. изменение торговой площади: 1,34 * 49,03 = 65,7 млн. руб. Б. изменение эффективности использования торговых площадей: 0,81 * 301,2 = 243,97 млн. руб. В. общее влияние: 65,7 + 243,97 = 309,6 млн. руб.
Далее следует провести расчет степени
колебания продаж, коэффициента рентабельности
товарооборота. Такой расчет необходим
для оптимального планирования объема
закупок и определения потребности в оборотных
средствах.
Таблица № 9
1. |
Кварталы |
Объем продаж 2005г. |
Объем продаж 2006г. | ||
2. |
Сумма |
Уд. вес |
Сумма |
Уд. вес | |
3. |
Первый |
84,4 | 25 | 168,1 | 26 |
4. |
Второй |
64,1 | 19 | 129,3 | 20 |
5. |
Третий |
80,3 | 23,8 | 155,2 | 24 |
6. |
Четвертый |
108,7 | 32,2 | 194,0 | 30 |
7. |
Итого за год |
337,5 |
100 |
646,7 |
100 |
8. | Среднеквартальный уровень | 84,4 | 161,7 |
Степень
колебания продаж в течение года по отдельным
кварталам определим на основе расчета
среднего квадратического отклонения:
где Х - объем продаж за квартал, млн. руб.;
Хср - среднеквартальный уровень, млн.
руб., П - количество кварталов, 2005 г.= 15,96
млн. руб. Коэффициент вариации (V) составит:
V = = 15,96 * 100 / 84,4 =18,9. Коэффициент равномерности
(Кр) составит: Кр = 100 - V = 81,1. 2006 г.: = 23,3 тыс.
руб. V = 23,3 * 100 / 161,7 = 14,4. Кр = 100 - 14,4 = 85,6. По
расчетам можно отметить, что степень
колебания продаж в 2006 г. ниже, чем в 2005
г. на 4,5; в связи, с чем коэффициент равномерности
возрос на 4,5. Проведенный анализ позволяет
сделать вывод об увеличении темпов роста
товарооборота, расширении ассортимента
реализуемых товаров, но отмечается ухудшение
обслуживания. Основными причинами создавшегося
положения стали не достающаяся ритмичность
и равномерность выполнения плана товарооборота
в течение нескольких кварталов. План
товарооборота не выполнен во втором и
третьем квартале, незначительно перевыполнен
в первом и четвертом квартале. Отсутствие
ритмичности в работе предприятия подтверждается
удельным весом каждого квартала. Самым
низким он был во втором квартале (20%), самым
высоким - в четвертом квартале (30%). Это
подтверждает и отсутствие равномерной
нагрузки. Основной вклад в увеличение
товарооборота внесло увеличение торговой
площади и рост эффективности ее использования.
Негативным моментом является падение
в структуре товарооборотов доли товаров,
которые бы увеличили его размер - строительных
материалов, обуви, одежды. Такая тенденция
в развитии товарооборота - результат
снижения покупательской способности
населения и др. причины. Низкая эффективность
управления торговым предприятием подтверждается
нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи
показателей как в 2005 г., так и в 2006 г. Высокий
темп роста валового дохода (таблица №
6) при более низком темпе роста товарооборота
свидетельствует о росте цен. Вместе с
тем все увеличивающиеся темпы роста издержек
обращения не позволили реализовать возможности
роста цен. Рассмотрим состав и структуру
издержек обращения (таблица № 10).
Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета