Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное новых знаний. Слово «коммерция» происходит от латинского- commercium (торговля). Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия5
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания, основные конкуренты, потребители товаров и услуг.
1.3. Характеристика товаров, оказываемых услуг, торгово- технологического процесса на предприятии.
1.4. Анализ объема и структуры товарооборота, издержек, валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия.
2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.1. Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия, дерево стратегических целей коммерческой деятельности.
2.2. Коммерческая деятельность предприятия по закупке товаров, анализ выбора поставщика.
2.3. Конкурентные позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на основе анализа себестоимости.
3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и пути ее улучшения
3.2. Анализ структуры торгово - технологического процесса
3.3. Оценка эффективности использования торговых площадей
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников
Должностные
инструкции работников ОАО Комета прикладываются
в приложении № 2.
Таблица № 1
Штат работников ОАО Комета в элементах структуры предприятия.
№ | Структурное подразделение | Количество работников |
1. | Торговля | 92 |
2. | Общественное питание | 43 |
3. | Производство | 35 |
4. | База | 17 |
5. | Хозяйственный отдел | 12 |
6. | Транспортный отдел | 21 |
7. | Бухгалтерия | 12 |
8. | АУР | 15 |
Итого | 247 |
Для оформления структуры, состава и численности работников ОАО Комета, составляется штатное расписание. Штатное расписание утверждается приказом Генерального директора. Штат сотрудников данной организации соответствует структуре предприятия и позволяет вести плодотворную коммерческую деятельность. Для каждой должности разработаны соответствующие инструкции и квалификационные характеристики.
Выбранная организационно - правовая форма предприятия ОАО Комета имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами акционерных обществ является:
-право выпускать акции;
-ограниченная ответственность акционеров в случае банкротства.
Недостатками акционерных обществ является:
-отсутствие у всех владельцев акций принимать участие в управлении (для реального контроля нужно иметь не менее 20 % акций);
-в руках отдельных лиц скапливается огромный капитал, что может привести к злоупотреблениям и некомпетентности при его использовании.
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания,
основные
конкуренты, потребители товаров и услуг.
Выбор места расположения предприятия оказывает существенное влияние на формирование технологических процессов, разработку товарного ассортимента и услуг. На оценку места расположения предприятия влияют следующие факторы:
-градостроительный: величина города, его зонирование. Выделяются торговые, промышленные, жилые, торгово-жилые, торгово-промышленные зоны;
-социально-
-транспортный: состояние дорог, направление потоков общественного и личного транспорта, пешеходные потоки;
-маркетинговый (спрос, конкуренция, соотношение спроса и конкуренции).
ОАО Комета находится в поселке городского типа Игра, по адресу К.Маркса 2а. Численность населения составляет около 42 тысяч человек. Район расположения предприятия относится к жилому району. Состояние дорог прилегающих к предприятию в удовлетворительном состоянии: асфальт, требующий ремонта; потоки общественного и личного транспорта пересекаются, конкуренция достаточно высока. Предприятие имеет свое торговое пространство и радиус деятельности.
Торговое пространство - это территория, привлекающая потребителей и имеющая конкурентов (может быть обычным, сложным, долевым), это зависит от количества конкурентов, реализуемых товаров и услуг.
Радиус деятельности предприятия - это район деятельности, который определяется расстоянием, преодолеваемым потребителями от места жительства до данного предприятия.
Радиус формирует различные зоны, среди них выделяют 3 основные зоны:
-первичная или ближняя зона (привлекает 65-70% потенциальных потребителей, R= 2-4 км., время доступности 10 минут);
-вторичная или средняя зона (привлекает 20% потребителей, R= до 6 км., время доступности 10 минут);
- периферийная или дальняя зона (границы не лимитированы).
Среда предприятия формируется из внутреннего, внешнего и ближнего окружения. Каждый элемент среды дает возможность оценить предприятие, выработать стратегию, определить направление деятельности.
Внутренняя среда предприятия ОАО Комета:
-организационно - правовая форма (открытое акционерное общество);
-структура управления (линейно - функциональная);
-материально-техническая база;
-финансовое состояние;
-персонал;
-коммерческая деятельность.
Внешняя среда предприятия регулирует деятельность и включает в себя:
-экономические условия;
-политическую и законодательную базы;
-научно - технический прогресс;
-социально - демографические компоненты.
Ближнее окружение предприятия:
-потребители, конкуренты, поставщики - посредники, транспортные организации, средства массовой информации, контролирующие органы за деятельностью предприятия. Проанализируем конкурентную среду, в которой функционирует предприятие. Конкуренция - это борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция - это механизм соперничества и состязательности участников рынка, с целью захватить большую долю и соответствующую прибыль. Она является важным элементом, влияющим на уровень цен. С позиции маркетинга анализируется среда, в которой фирма осуществляет свою деятельность. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают следующие виды конкурентных сред: Среда, где цены контролируются рынком: - именно здесь фирме важно правильно установить цены, т.к. завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий для деятельности.
Среда, цены, в которой контролируются фирмой - в этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, т.к. их продукция вне конкуренции. И при высоких и при низких ценах, на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Для проведения анализа конкурентов необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних потенциальных конкурентов, имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия: Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов - важнейший этап проведения исследования конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз ведения конкурентов строится на основе учета следующих факторов: размеров, темпов роста и прибыльности предприятий конкурентов; мотивов и целей производственно-сбытовой политики и др. На базе анализа факторов формируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов.
Полученные
при анализе данные занесем в таблицу
№ 2. Характеристика и оценка фактического
состояния конкурентов рассматривается
по 10 бальной шкале.
Таблица № 2
Анализ конкурентов и конкуренции.
№ | Критерий конкурента | ОАО Комета | Игринское Райпо | ООО Вираж |
1. | Доля рынка | 6 | 8 | 4 |
2. | Местонахождение | 5 | 8 | 7 |
3. | Перспективы развития | 9 | 7 | 5 |
4. | Произв. возможности | 10 | 8 | 6 |
5. | Цены, ценовая политика | 8 | 7 | 8 |
6. | Качество, упаковка товара | 7 | 6 | 5 |
7. | Финансовое состояние | 7 | 6 | 8 |
8. | Реклама товара | 3 | 4 | 6 |
Итого | 55 | 54 | 49 |
Вывод
При сравнительном анализе конкурентных преимуществ фирм, осуществляющих свою деятельность в одно географическом районе пос. Игра можно сделать вывод, что основным конкурентом ОАО Комета является Игринское Райпо. Ситуация осложняется тем, что фирма конкурент имеет наиболее выгодное расположение и имеет большую долю рынка за счет наличия торговых точек в сельской местности игринского района, а так же наличием собственных производств, занимающихся выпуском той же продукции какую выпускает ОАО Комета. На данный момент фирма-конкурент оказывает существенное влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, посредников и покупателя.
Сегментация потребителей товаров и услуг.
Сегмент - особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий обладающих определенными признаками. Цель сегментации: максимально удовлетворить запросы потребителей, а также рационализация затрат предприятия. Основополагающей предпосылкой сегментирования рынка является следующее: не все покупатели обладают потребностями в одном и том же товаре или услуге. По этой причине редко когда удается применить единую маркетинговую или сбытовую программу для привлечения сразу всех потенциальных покупателей. Сегментирование рынка позволяет найти баланс между неоднородностью покупателей с одной стороны и ограниченностью ресурсов поставщиков - с другой стороны. Суть сегментирования рынка состоит в следующем: определяются подгруппы покупателей со схожими потребностями, некоторые из этих групп выбираются для дальнейшей работы и им предлагаются тщательно разработанные сбытовые и маркетинговые программы, подчеркивающие отличительный имидж продукта или позиционирующие торговую марку. Основные характеристики покупателей: - демографические характеристики (возраст, размер семьи, раса, жизненный цикл семьи, пол, семейное положение, религия). - социально-демографические характеристики (доход, образование, род деятельности, социальный класс). - географическое расположение (страна, регион, тип городской зоны, плотность населения, городская или сельская местность, тип дома). - психологические характеристики (тип личности, образ жизни, принадлежность к определенному общественному классу, мотивы покупки, потребления, регион). Типы поведения в отношении продукта: - покупательское поведение, - обстоятельства покупки, - искомые выгоды, - потребительское поведение и статус пользователя, - отношение к товару или услуге.
Таблица № 4
Проведем сегментирование рынка по возрасту, т.к. в данном географическом районе (ул. Советская, пос. Игра) это наиболее актуальный критерий.
Характеристика потребностей | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Возраст | 10-20 | 20-40 | 40-70 |
Качество продукции | _ | + | + |
Цена | + | + | + |
Упаковка | _ | + | _ |
Марочное название | + | + | _ |
Сервис | _ | + | + |
Дополнительные услуги | _ | + | + |
Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета