Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное новых знаний. Слово «коммерция» происходит от латинского- commercium (торговля). Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.

Содержание

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия5
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания, основные конкуренты, потребители товаров и услуг.
1.3. Характеристика товаров, оказываемых услуг, торгово- технологического процесса на предприятии.
1.4. Анализ объема и структуры товарооборота, издержек, валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия.
2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.1. Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия, дерево стратегических целей коммерческой деятельности.
2.2. Коммерческая деятельность предприятия по закупке товаров, анализ выбора поставщика.
2.3. Конкурентные позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на основе анализа себестоимости.
3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и пути ее улучшения
3.2. Анализ структуры торгово - технологического процесса
3.3. Оценка эффективности использования торговых площадей
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета.rtf

— 1.17 Мб (Скачать)

      

      

      Из приведенных данных видно, что в отчетном месяце затраты на производство меньше затрат предыдущего месяца:

     2668633тыс- 266519тыс. = 3436,4 тыс. руб., или 0,13%. Такое снижение затрат могло быть вызвано различными причинами - снижением себестоимости, уменьшением объема выпущенной продукции, изменением ее ассортимента. За отчетный месяц из общей суммы затрат (2665196,6 тыс. руб.) на производственную себестоимость товарной продукции приходится 2655847,6 тыс. руб. таким образом доля себестоимости продукции во всех затратах составила 99,6492%, что на 0,0002% меньше, чем в предыдущем месяце.

     Из таблицы также видно, что основная доля (примерно 81%) затрат на производство - это затраты на сырье и материалы. Следовательно, данное производство является материалоемким и важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, источником экономии материалов является их рациональное использование.

     За рассматриваемый период с 3,472 до 3,4748 % возросла доля затрат на оплату труда. Это говорит о том, что темпы снижения затрат на производство опережали ожидаемое снижение расходов по заработной плате. Увеличилась и доля отчислений на социальные нужды - с 1,3357 до 1,3369 %. Однако в данном случае следует проверить правильность отчислений на социальные нужды путем сравнения. Для этого сумму отчислений на социальные нужды надо разделить на сумму затрат на оплату труда соответственно за оба периода. В данном примере на социальные нужды отчислено в декабре 38,48 %, а в ноябре - 38,47 %.

     Отклонение незначительно, но его следует учесть.

     Увеличение доли амортизации наблюдается как в затратах, так и в стоимости продукции.

       Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности предприятия.

     На предприятиях режим экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

       Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

     Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. Сокращение затрат на обслуживание производства также снижает себестоимость продукции.

      Расчет минимального объема товарооборота необходим для обеспечения безубыточной работы предприятия. Минимальный объем товарооборота, который обеспечивает предприятию безубыточную работу, называется критическим. Все расчеты по определению этого объема сводят к определению точки безубыточности (ТБ). В процессе осуществления своей деятельности предприятие несет определенные расходы, которые распределяют на две группы: - постоянные затраты (для покрытия этих затрат предприятие должно осуществлять реализацию товаров); - переменные затраты (развиваются в том же направлении и теми же темпами, что и объем товарооборота). Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив его на составляющие переменных. Для расчета ТБ по производству продукции необходимо производственные расходы подразделить на постоянные и переменные. При этом следует учитывать, что постоянные расходы не зависят от объема производимой продукции, а переменные расходы напрямую зависят от объемов производства. Таким образом, ТБ произв. - это минимально допустимый объем производства, при котором расходы производства покрываются доходами. 

     ТБ =∑ Р =∑ ВП ТБ произв =∑ Р пост. : (Ц- Р пер.) 

     где ∑ Р пост. -валовые постоянные расходы, Р пер.- переменные расходы на единицу продукции, Ц- цена единицы продукции. Рассчитаем ТБ произв. продукции коптильного цеха ОАО Комета. ∑ Р пост. = 306310, Р пер. = 5,37, Ц = 46, ТБ произв.= 306310: (46-5,37)= 7430. Из расчета видим, что для безубыточной работы коптильного цеха ОАО Комета необходимо производить не менее 7430 кг.продукции.

     Для расчета ТБ по реализации продукции издержки предприятия так же подразделяются на постоянные и переменные, причем в состав постоянных расходов войдут расходы, связанные с закупом товара для дальнейшей его реализации, а вместо цены следует рассматривать торговую наценку на ед. продукции. 

       ТБ реал.= ∑ И пост. : (ТН на ед. - И пер.), 

      где ∑ И пост. - валовые постоянные издержки, ТН на ед. - торговая наценка на единицу продукции, И пер. - переменные издержки на единицу продукции. Рассчитаем ТБ реал. кафе Витязь ОАО Комета. ∑ И пост. = 463318, ТН на ед. = 200, И пер. = 31, ТБ реал. = 463318: (35-31)=115829. Таким образом, для безубыточной работы кафе требуется реализация продукции на сумму 115829 рублей. Величина покрытия рассчитывается по реализации товара и может быть представлена формулой:  

     ВП = Ц р.- И пер.на ед. 

      где Ц р.- цена реализации товара, И пер.на ед.- переменные издержки на единицу продукции. Рассчитаем ВП по реализации продукции коптильного цеха. Ц р = 58, И пер. = 5.37, И пост. = 46,12, ВП = 58 - 5,37 = 52,63. По данному показателю можно судить о прибыльности или убыточности предприятия, а именно: - если ВП перекрывает постоянные издержки, то предприятие работает прибыльно, - если ВП не перекрывает постоянные издержки, то убыточно. По данному показателю можно сделать вывод, что работа данного подразделения предприятия прибыльна, так как величина покрытия перекрывает постоянные издержки коптильного цеха ОАО Комета.  

 

     

     3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия. 

     3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и

     пути ее улучшения.  

     Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда. В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. Организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров мы подробнее рассмотрим на примере магазина « Фортуна» (одно из предприятий розничной торговли продовольственными товарами ОАО Комета). Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. При административно-командной системе управления экономикой в России в последние годы, в обстановке полного огосударствления и всеобъемлющей централизации управления экономикой, повального дефицита и жесткой системы управления, устанавливаемых государством «стабильных» цен подлинной торговле, основывающейся на свободном обмене, попросту не было места. В общем, комплексе хозяйственной деятельности она трансформировалась в нормированное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов, была заменена распределительным механизмом. Существовала жестко регламентируемая «сверху» (из центра) система фондового наделения хозяйственных единиц производственными и товарными ресурсами. Выбор торговых партнеров был заменен печально известным прикреплением оптовых покупателей к поставщикам без права изменения адресной постановки, свободная купля-продажа - системой нарядов; инициатива производителей их самостоятельность при выработке и проведении ассортиментной политики были ограничены так называемым расписанием номенклатуры выпуска и поставки товаров в спецификациях. Коммерческая работа, зачатки которой в России формировались в годы нэпа, заглохла в недрах бюрократической машины, порожденной командной экономикой. Ликвидация централизации управления товарными ресурсами в современных условиях наполнила новым содержанием коммерческую деятельность предприятий. Самостоятельность при определении торговой политике, выборе поставщиков и условий поставки, выработке ценовой стратегии, формировании коммерческих служб обеспечивает каждому предприятию возможность эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В новых условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности предприятий строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставке товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности стороны за выполнение принятых обязательств. В настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются в России Гражданским кодексом Российской Федерации (частью 1 и 2). ГК РФ является основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров, где излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права. Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров.

     Договор выполняет следующие функции: закрепляет юридически отношения между партнерами; устанавливает порядок и способы выполнения обязательств; предусматривает способы защиты обеспечения обязательств. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются перекупщики товаров - или посредники, или частные фирмы. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара. Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу. Магазин «Фортуна» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров. Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования. Торговлей продовольственными товарами в пос. Игра занимаются торговые оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители. Розничная торговля продовольственными товарами представлена широкой сетью универсальных магазинов типа: универсам, гастроном, продукты, а также фирменных магазинов, особенно широко открываемых в последнее время заводами-изготовителями. Такими как Игринский мясокомбинат, ОАО Играмолоко, ЗАО Сарапульская водка и другими предприятиями. Довольно бойкая торговля продовольственными товарами на мини-рынках, через палатки, киоски. Положение на рынке продовольственных товаров достаточно сложное для отечественных производителей, несмотря на кажущееся благополучие в рознице. Дается обзор нескольких организаций, занимающихся изготовлением продовольственных товаров, выбранных в качестве характеристики различных направлений деятельности на рынке продовольственных товаров. ОАО Играмолоко - основной производитель молочной продукции. Работает с 50-х годов. Выпускает сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям ГОСТа. За последние несколько лет открыл много Фирменных магазинов по всей республике. ОАО Игрпнский мясокомбинат - основной производитель колбасных изделий, копченостей, мясных полуфабрикатов в пос. Игра. В последние годы претерпел несколько видов смены собственности, незначительное сокращение производства и штата работников. Выпуск продукции регулярен, ассортимент широкий. Цены на продукцию приемлемые, немного ниже рыночных. Имеет несколько Фирменных магазинов по всей республике. ЗАО «Сарапульская водка» - работает на рынке как производитель алкогольных напитков. Продукция хорошо известна в Удмуртской республике и за ее пределами. Широкий выбор, разнообразный ассортимент продукции, постоянно новые решения выпуска изделий, хорошее качество, занимает одно из ведущих мест на рынке. У предприятий торговли продукция cарапульского ЛВЗ пользуется высоким спросом. Если рассматривать рынок продовольственных товаров в целом, то надо заметить, что импорт преобладает над российским товаром по многим позициям, особенно в отношении упаковки, дизайна и оформления продукции, изготовления полуфабрикатов и разнообразия ассортимента. Но главное достоинство многих Российских изготовителей продуктов питания, по сравнению с импортными - это качество продуктов, более высокие вкусовые и калорийные свойства. Российские производители в основном используют натуральное сырьё, тогда как во многих импортных продуктах присутствует большое количество искусственных добавок, красителей, консервантов. Специалисты всё же считают, что, несмотря на тяжелые условия, рынок отечественных производителей будет расширяться за счет того, что многие производители уже закупили и начали эксплуатировать современное оборудование и технологии для производства продуктов питания, обратили внимание на упаковку, фасовку, расширение ассортимента, оформление выпускаемой продукции. Магазин «Фортуна» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей. В таблице «Характеристики поставщиков», с 1 по 13 пункты указаны основные поставщики товаров, с которыми у торгового предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе. Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары. 

 

     

     Таблица № 17 Характеристика поставщиков

     
    Наименование поставщиков Местоположение Ассортимент товаров, названия изделий продукта,
    ОАО Комета пос. Игра Хлебо-булочные изделия
    ОАО Играмолоко пос. Игра Молоко и кисломолочные продукты
    ОАО Игринский мясокомбинат пос. Игра Мясо и колбасные изделия
    Глазовская птицефабрика г. Глазов Кура, яйцо и копчености
    ТД Айсвита г. Ижевск Рыба свежемороженая
    ОАО Комета пос. Игра Рыба соленая и копченая
    ЗАО Сарапульская кондитерская фабрика г. Сарапул Кондитерские изделия
    ЗАО Сарапульская водка г. Сарапул Вино-водочные изделия
    ЗАО Глазовская водка г. Глазов Вино-водочные изделия
    ЧП Колотов пос. Игра Сигареты,бакалея
    ЧП. Барышникова г. Ижевск Сахар, крупы, специи, пряности
    Кафе «Лабиринт» пос. Игра Торты, выпечка, пельмени
    Прочие поставщики г. Ижевск Недостающие товары
 

     Изучая источники закупок товаров магазин «Фортуна» ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные (наименование организации, его юридический адрес и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон директора, гл. бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.

Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета