Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное новых знаний. Слово «коммерция» происходит от латинского- commercium (торговля). Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия5
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания, основные конкуренты, потребители товаров и услуг.
1.3. Характеристика товаров, оказываемых услуг, торгово- технологического процесса на предприятии.
1.4. Анализ объема и структуры товарооборота, издержек, валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия.
2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.1. Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия, дерево стратегических целей коммерческой деятельности.
2.2. Коммерческая деятельность предприятия по закупке товаров, анализ выбора поставщика.
2.3. Конкурентные позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на основе анализа себестоимости.
3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и пути ее улучшения
3.2. Анализ структуры торгово - технологического процесса
3.3. Оценка эффективности использования торговых площадей
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников
Огромные непроизводительные расходы обусловлены скоплением чрезмерных товаров, что обусловлено конкурентной борьбой. Ожесточенной конкуренцией обусловливаются также все увеличивающиеся издержки на рекламу. Существуют также различия в уровне и составе издержек обращения торговли. Издержки обращения торговли обусловлены плановой организацией товарного обращения, что создает возможность развивать товарооборот при менее значительных текущих расходах. В издержках торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с улучшением условий труда и охраной здоровья работников. Издержки обращения в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий. Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов. Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, с реализацией и доведением товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований. Уровень издержек обращения, взятый за длительный период, характеризуется четко выраженной тенденцией к снижению. В этой тенденции нашли проявление общие закономерности развития нашей экономики, совершенствование и повышение эффективности общественного производства, улучшение планирования и управления.
Уровень издержек обращения складывается под влиянием совокупности народнохозяйственных и внутриотраслевых факторов: социально- экономических, организационных, связанных с научно-техническим прогрессом, ростом производительности общественного труда. Так, высокие темпы развития производства и рост платежеспособного спроса населения способствуют неуклонному увеличению розничного товарооборота, совершенствованию его структуры, ускорению процесса реализации товаров, что значительно замедляет увеличение суммы издержек обращения и приводит к снижению их уровня. Принцип размещения производительных сил, осуществление комплексных программ по освоению и развитию хозяйства новых районов способствуют правильному районированию сбыта, улучшению экономических связей, рационализации путей и звенности товародвижения. Это в свою очередь повышает эффективность использования различных видов транспорта, ведет к внедрению новейших и специализированных транспортных средств, ускорению доставки грузов, увеличению объема перевозок товаров в контейнерах, а также в пакетированном виде. Все это наряду с комплексной механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных и складских работ способствует сокращению уровня издержек по транспортированию и хранению товара. Резервами снижения расходов по таре являются технический прогресс в тарной промышленности, бережное потребление основного сырья и готовой тары. За сохранность тары должна быть повышена ответственность не только торговых, но и тарособирающих организаций. Снижению расходов будет содействовать осуществление курса на внедрение контейнерного хранения и доставки товаров, более широкое использование тары-оборудования. А это позволит упростить задачу механизации погрузочно-разгрузочных работ, сократить простои транспорта.
Для
снижения расходов по хранению товаров
необходимо усилить воздействие торговли
на поставщиков, добиваться повышения
их качества, соблюдения предельных сроков
выполнения заказов и графиков завоза.
Таблица № 17
Издержки обращения на предприятии ОАО Комета (в процентах к товарообороту каждой отрасли)
Годы
|
Розничная торговля | Оптовая торговля | Общественное питание |
2000 | 16,7 | 6,3 | 55,0 |
2001 | 16,9 | 6,6 | 55.7 |
2002 | 17,3 | 6,8 | 55,9 |
2003 | 17,6 | 6,9 | 56,2 |
2004 | 17,8 | 7,2 | 56,4 |
2005 | 20,1 | 7,4 | 58,0 |
2006 | 20,3 | 7,5 | 59,7 |
В соответствии с особенностями деятельности, различной ролью в товарном обращении уровень и структура издержек обращения в различных отраслях предприятия неодинаковы. Это объясняется большими расходами в розничной торговле по содержанию помещений, оплате кредитов. В оптовой торговле товары реализуются крупными партиями, что обусловливает относительно низкий уровень издержек, хотя уровень транспортных расходов в оптовой торговле значительно выше. По мере усиления роли оптовой торговли в товароснабжении, повышения доли товарных запасов на складах будут увеличиваться ее расходы по фасовке, хранению, подсортировке и упаковке товаров. Наиболее высокий уровень издержек имеют предприятия общественного питания. Это объясняется совмещением в этой отрасли торговых и производственных функций.
В общественном питании значительно выше уровень расходов по заработной плате, амортизации основных средств, стирке и износу белья. В издержках общественного питания в отличие от торговли имеются расходы по топливу, пару и электроэнергии, износу столового белья и посуды, обусловленные процессами производства организации потребления пищи. Увеличение в товарообороте доли продукции собственного производства приводит к значительному росту издержек производства и обращения в общественном питании. Издержки обращения неодинаковы и по отдельным группам товаров. Свойства непродовольственных товаров и особенности торговли ими в целом обусловливают более низкий уровень их издержек обращения по сравнению с продовольственными товарами. В отличие от продовольственных товаров, непродовольственные товары поставляются сравнительно более крупными партиями, с более высокой средней ценой, что ведет к снижению расходов по их транспортированию. Здесь значительно ниже естественная убыль, расходы по подработке, подсортировке и упаковке товаров. Еще более заметно различаются издержки обращения по отдельным видам товаров. Больших затрат требует продажа овощей, хлеба, рыбы, культтоваров, товаров хозяйственного назначения.
Таким
образом, предлагается проведение мероприятий
по совершенствованию функций контроля
в сфере закупок, целью которых является
увеличение продаж и, следовательно, товарооборота.
В частности, имеет место необходимость
по реализации следующих мероприятий:
- по совершенствованию работы с поставщиками
и размещению заказов: - по совершенствованию
ассортимента; - по совершенствованию
системы обслуживания посетителей.
3.3.
Оценка эффективности использования торговых
площадей.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар. Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам. Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги. При определении эффективности торговли и общественного питания необходимо обратить внимание на издержки обращения. Они могут исчисляться по отношению к фонду заработной платы, в расчете, на одного работника и на 1 м2 торговой площади, на стоимостную единицу основных и оборотных средств. Непрерывное укрепление материально-технической базы торговли, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий влекут за собой увеличение расходов по их содержанию и амортизации. В то же время расширение масштабов внедрения новой техники, новых видов машин, оборудования, аппаратов и приборов имеет огромное значение для снижения уровня издержек обращения в связи с ростом производительности труда, сокращением времени обращения товаров, уменьшением товарных потерь. Снижение издержек обращения непосредственно связано с развитием прогрессивных форм и методов продажи товаров, укрупнением торговых предприятий и централизацией управленческих функций. На крупных предприятиях создаются условия для лучшего использования техники и рабочей силы, экономии на содержание помещений, обслуживающего персонала, прочих расходов. Важным условием снижения уровня издержек обращения является неуклонное повышение производительности труда в отраслях народного хозяйства, услугами которых пользуются торговые организации и предприятия. В общественном питании экономия издержек обращения обеспечивается в связи с массовым переходом на централизованное производство полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий в пищевой промышленности, на фабриках-кухнях, фабриках заготовочных, в крупных столовых с последующей доставкой этой продукции на предприятия общественного питания. Проблема снижения издержек особенно важна в оптовой плодоовощной торговле, где еще велики потери товаров. Здесь необходимо строить и рационально размещать современные хранилища.
Большую роль в эффективной работе предприятия
играет площадь торгового зала. В зависимости
от метода продаж, она должна составлять
от общей площади: -при традиционном методе
45-55%; -при методе самообслуживания 55-65%;
-при методе продаж по образцам и каталогам
65-75%. Магазин «Фортуна» обслуживает покупателей
традиционным методом. Площадь его торгового
зала составляет 150 кв. метров, или 50% от
общей площади магазина. Эффективность
работы торгового зала определяется делением
товарооборота на площадь торгового зала
и оценивается по двум коэффициентам:
1) Коэффициент установленной площади
(Ку)
Ку =S оборуд./ S торгов.зала
Ку
= 30:150=0,2 (магазин «Фортуна) 2) Коэффициент
экспозиционной площади (Кэк)
Кэк =S выкладки/ S торгов.зала
Кэк = 120:150=0,8 (магазин «Фортуна») Наиболее
удачным считается вариант, когда Ку+ Кэк=1
В нашем случае магазин «Фортуна» имеет
вариант очень удачный по расстановке
оборудования и выкладке товара, так как
сумма его коэффициентов равна единице:
0,2+0,8=1 Рассчитаем эффективность работы
торгового зала магазин «Фортуна». Товарооборот
магазина в среднем ежемесячно составляет
около 900 тыс.руб. Площадь торгового зала
составляет 150 кв. метров. Эффективность
работы торгового зала зала магазина «Фортуна»
составила 6 тыс. руб. на 1 кв. метр. 3) Коэффициент
емкости оборудования (Кемк)
Кэмк =S выкладки/ Sустоновки
Кемк=120:30=4
(магазин «Фортуна),чем выше коэффициент,
тем лучше.
Таблица № 18
№ | Показатели | 2005 | 2006 | Отклонение | Влияние на товарооборот |
1. | Товарооборот, млн. руб. | 337,5 | 646,7 | 309,2 | 309,2 |
2. | Торговая площадь, тыс.кв. м. | 252,17 | 301,2 | 49,03 | 65,7 |
3. | Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб. | 1,34 | 2,15 | 0,81 | 243,97 |
Благоприятное
влияние на товарооборот оказывает прирост
торговой площади и более рациональное
использование. Расчет влияния: А. изменение
торговой площади: 1,34 * 49,03 = 65,7 млн. руб.;
Б. изменение эффективности использования
торговых площадей: 0,81 * 301,2 = 243,97 млн. руб.;
В. общее влияние: 65,7 + 243,97 = 309,6 млн. руб.;
Анализ деятельности предприятия показал,
что рациональные, хозяйственные долгосрочные
связи, а так же эффективное использование
торговых площадей способствуют развитию
торговли, своевременной поставке товаров,
сбалансированности спроса и предложения.
На получение прибыли влияет процесс ценообразования.
Политика ценообразования преследует
три цели: обеспечение сбыта, максимизация
прибыли, удержание рынка. Работая в этих
условиях, предприятия розничной торговли
должны следить за ситуацией на рынке:
динамикой цен, появлением новых товаров,
действиями конкурентов. Они не должны
допускать чрезмерного завышения или
занижения цен.
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе
проведенного
анализа.
В настоящее время основными экономическими показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность. Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Система экономических показателей деятельности коммерческой фирмы включает в себя: товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность. По результатам проведенного нами анализа экономических и финансовых показателей деятельности ОАО Комета, можно сказать, что в 2006 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2005 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли. Негативным моментом явилось увеличение суммы издержек обращения, хотя их доля в процентном соотношении к товарообороту снизилась. Значительно возросли показатели рентабельности: рентабельность продаж, затрат, фондорентабельность; получено больше прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади, кроме того, увеличилась сама торговая площадь магазина. На одного торгового работника приходится почти в 10 раз прибыли больше, чем в 2005 г.
Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета