Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:58, дипломная работа
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное новых знаний. Слово «коммерция» происходит от латинского- commercium (торговля). Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятия5
1.2. Место расположения предприятия и зона обслуживания, основные конкуренты, потребители товаров и услуг.
1.3. Характеристика товаров, оказываемых услуг, торгово- технологического процесса на предприятии.
1.4. Анализ объема и структуры товарооборота, издержек, валового дохода, прибыли и рентабельности предприятия.
2. Организация коммерческой деятельности предприятия
2.1. Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия, дерево стратегических целей коммерческой деятельности.
2.2. Коммерческая деятельность предприятия по закупке товаров, анализ выбора поставщика.
2.3. Конкурентные позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности производимой продукции на основе анализа себестоимости.
3. Анализ и совершенствование коммерческой деятельности предприятия.
3.1. Анализ коммерческой деятельности по организации закупок и пути ее улучшения
3.2. Анализ структуры торгово - технологического процесса
3.3. Оценка эффективности использования торговых площадей
3.4. Оценка коммерческой деятельности предприятия на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников
Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, атак же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли. При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения*: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность. Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком. Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой. Оперативность - суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора. Экономичность товароснабжения - снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д. Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков.
ОАО Комета осуществляет свою торговую деятельность по договорам с поставщиками товаров только при централизованном завозе товаров, так как при этом эффективнее используется транспорт, рабочая сила, снижаются издержки обращения. Ритмичный завоз по графикам обеспечивает постоянство ассортимента, ускоряет товарооборачиваемость. Магазин «Фортуна» - продовольственный магазин, при заключении договора с поставщиками товара должен учитывать ряд особых требований товароснабжения продовольственными товарами, являющиеся в значительной своей части скоропортящимися. Периодичность доставки этих продуктов диктуется нормативными сроками реализации, которые и кладутся в основу определения периодичности доставки скоропортящихся продуктов и должно учитываться в договоре. При определении закупки того или иного товара и возможностей его продажи, партнеры (поставщики и торговая организация) должны обязательно просчитать выгодность торговой сделки, то есть возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. Закупка товаров - составная часть коммерческой деятельности торговой организации, включающая в себя: -изучение и прогнозирование покупательского спроса; -выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров; -организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки. Работа торгового предприятия в настоящее время приобрела самостоятельность в установлении хозяйственных связей. Расширился круг поставщиков - частные предприятия, торговые дома, посреднические фирмы. Равномерность поставки товаров от поставщиков-изготовителей, оптовых организаций (фирм), имеет огромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам, обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться за каждый месяц и нарастающим итогам с начала квартала и года. Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год не наблюдалось.
Таблица № 18
Товарные гр. | 2006г. | 2007г.(п) | 2007(ф) | % | Отклон. | Отклон. | % |
Хлебобулочные изделия | 574558 | 590000 | 594582 | 100,7 | +4282 | +19724 | 103,4 |
Молоко и молокопродукты | 391742 | 400000 | 419569 | 104,9 | +19569 | +27827 | 107,1 |
Мясо и мясопродукты | 471295 | 480000 | 494542 | 103,0 | +14542 | +23247 | 104,9 |
4. Рыба и рыбопродукты | 69895 | 75000 | 75834 | 101,1 | +834 | +5939 | 108,5 |
5. Яйцо | 63985 | 70000 | 26589 | 37,9 | -43411 | -37396 | 41,6 |
6. Кондитерские изделия | 225693 | 235000 | 240567 | 102,4 | +5567 | +14874 | 106,6 |
7. Алкоголь | 949852 | 960000 | 977563 | 101,8 | +17563 | +27711 | 102,9 |
8. Птица | 274562 | 280000 | 301500 | 107,7 | +21500 | +26938 | 109,8 |
9. Сыры | 56947 | 60000 | 66728 | 111,2 | +6728 | +9781 | 117,2 |
10. Маргарин | 71522 | 75000 | 96555 | 128,7 | +21555 | +25033 | 135,0 |
11. Прочие товары | 229703 | 275000 | 352190 | 128,1 | +77190 | +122487 | 153,3 |
Всего: | 3379754 | 3500000 | 3645919 | 104,2 | +145919 | +266165 | 107,9 |
По
сравнению с прошлым годом в отчетном
году в магазине «Фортуна» улучшилась
ритмичность поставки продовольственных
товаров от поставщиков-посредников и
частных предпринимателей, увеличилась
проверка качества поступивших товаров.
Сложившаяся десятилетиями система хозяйственных
связей, когда централизованно происходило
распределение товарных ресурсов и прикрепление
поставщиков к определенным торговым
организациям по указке "сверху"
в короткие сроки распалась и сейчас создается
заново. В условиях рыночной экономики
система хозяйственных связей должна
обеспечивать полноту и устойчивость
ассортимента, оптимальный уровень товарных
запасов, удовлетворение спроса населения,
а так же хорошие финансово-экономические
показатели деятельности торговли. Необходимость
скорейшего приспособления розничной
торговли к условиям рыночной экономики
требует организации четкого функционирования
хозяйственных связей торговых предприятий
с поставщиками товаров. В этом отношении
особую актуальность приобретают договорные
связи торговых организаций с производителями
товаров. В связи с этим необходимо расширить
сферу договорных отношений с поставщиками
и изготовителями товаров, повышать эффективность
и действенность договоров поставки. Договорные
поставки должны активно воздействовать
на производство для всемерного увеличения
выпуска товаров народного потребления,
изготовления их из дешевого альтернативного
сырья, формировать оптимальный ассортимент
товаров розничной торговой сети. Оценка
эффективности хозяйственных связей характеризует
результативность управления коммерческой
работой торговой организации. Эффективность
хозяйственных связей выражается в закупках
товаров у изготовителей по более низким
ценам за счет сокращения числа посредников,
участвующих в торговом обороте, а, следовательно,
уменьшения величины торговых надбавок,
устанавливаемых посредниками. Для изучения
поставщиков и их возможностей работники
розничной торговли должны принимать
участие в работе оптовых ярмарок; выставок
- продаж и выставок - просмотров образцов
новых и лучших изделий, следить за рекламными
объявлениями по радио и телевидению,
в газетах и журналах, бюллетенях спроса
и предложения, за проспектами, каталогами,
прайс-листами. Проведенный анализ эффективности
хозяйственных связей ОАО Комета с поставщиками
показал наибольшую результативность
в работе с поставщиками - производителями.
Это объясняется наличием долгосрочных
хозяйственных связей, преимуществом
ряда организационно - экономических,
торговых, транспортных, ценовой политики
и других факторов, что позволяет торговому
предприятию планировать хозяйственную
деятельность, изыскивать резервы повышения
эффективности хозяйственных связей.
Организация хозяйственных связей - важная
часть коммерческой работы. Ее анализ
показал, что рациональные, долгосрочные
хозяйственные связи способствуют развитию
торговли, своевременной поставке товаров,
сбалансированности спроса и предложения.
Проанализирован ряд экономических показателей,
рассматриваются договорные обязательства,
имущественная ответственность, контроль
за соблюдением договорных обязательств.
Используя стандарты качества, предприятие
осуществляет свою деятельность в соответствии
с требованиями, обусловленными сущностью
и ролью торговли продовольственными
товарами, что позволяет избегать различные
нарушения, связанные с закупом товаров
и их реализацией, а также выявлять сильные
и слабые стороны хозяйственной деятельности
и соответствующим образом ее планировать.
Намечены основные пути повышения эффективности
хозяйственных связей с поставщиками,
выявлены резервы развития и увеличения
доходности для организации четкого функционирования
хозяйственных связей магазина с поставщиками.
3.2.
Анализ структуры торгово - технологического
процесса.
Рентабельная работа магазинов, повышение качества торгового обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависят от их устройства, внутренней планировки и оборудования. ОАО Комета имеет в частной собственности помещение магазина «Фортуна», выкупленное акционерами в 1992 году на аукционе у Муниципалитета. Магазин «Фортуна» - находится в поселке Игра по адресу ул. Советская, 19, нежилое встроенное помещение, занимает весь первый этаж жилого дома, поэтому по своим планировочно-технологическим решениям имеет недостатки: узкий торговый зал, пересеченный колоннами, в результате чего затрудняется рациональное размещение оборудования, неэффективно используются торговые и неторговые площади. Но, несмотря на ряд существенных недостатков полностью отказаться от встроенных магазинов нельзя, так как торговая сеть за счет встроенных магазинов растет быстрее, и содержание таких зданий обходится дешевле, чем отдельно стоящих. Магазин «Фортуна» можно проклассифицировать по ряду существенных признаков: По масштабу деятельности торговое предприятие относится к малым торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 18 человек. По методу обслуживания покупателей - торговое предприятие обслуживания покупателей через прилавок. По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля продовольственными товарами). Рынок продовольственных товаров в настоящее время насыщен и разнообразен. Все продовольственные товары по торговой классификации объединяют в следующие группы: -хлеб и булочные изделия; -плоды и овощи; -кондитерские изделия; -винно-водочные изделия: -молочно-масляные и яичные товары: -мясные и рыбные товары; -пищевые жиры. В торговой практике продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические. В группу бакалейных товаров включают муку, крупу, макаронные изделия, сушеные плоды, овощи и грибы, крахмал, сахар, соль, чай, кофе, пряности, растительное масло. К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты высокой пищевой ценности: -мясные продукты (колбасы, мясные копчености, мясную кулинарию, мясные консервы); -рыбные продукты (соленую и копченую рыбу, балычные изделия, икру, рыбные консервы); -молочные продукты (сливочное масло, сыры, сливки, молоко, кисломолочные товары) и другие товары. В зависимости от сохраняемости, все продовольственные товары делят на скоропортящиеся и пригодные для длительного хранения. Скоропортящиеся товары характеризуются высоким содержанием воды. Длительное хранение их возможно только с применением каких-либо способов консервирования. К скоропортящимся товарам относят мясо, рыбу, молоко, яичные товары, многие виды плодов и овощей, например ягоды, салатно-шпинатные овощи. К товарам, пригодным для длительного хранения относят товары, содержащие небольшое количество воды или подвергнутые консервированию. К ним относят муку, крупу, макароны, сахар, сушеные фрукты и овощи, баночные консервы, яблоки, картофель, капусту. В магазине «Фортуна» существует пять отделов: -хлебный отдел; -кондитерский отдел; -мясо-рыбный отдел; -молочный отдел; -кафетерий. Товарная специализация магазина дает определенные преимущества: -обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров; -создает условия для выбора необходимого товара; -способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала (в магазине все продавцы окончили торговый техникум); -улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повышения качества товаров; -способствует внедрению современных методов обслуживания, современной торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров. Главной задачей ОАО Комета является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов собственников имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия являются: валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Кроме того, следует принять ряд мер по разработке и внедрению системы планирования и прогнозирования экономических показателей деятельности. Рассмотрим основы методики планирования товарооборота. План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из разделов: -реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); -товарные запасы и товарооборачиваемость; -поступление товаров (товарное обеспечение). Необходимым и достаточным уровнем следует считать тот, который обусловлен общественно необходимыми затратами. Такими затратами принято называть расходы, связанные с реализацией(продажей) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); Все разделы плана товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь: Пф = <=Рт,
где Пф - покупательные фонды; Т - объем товарооборота; Рт - товарные ресурсы. Прогнозы бывают двух типов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и «от частного к общему». Второй подход более эффективен для небольших и средних предприятий. Существует несколько методик планирования розничного товарооборота: - с учетом потребности в прибыли, - метод технико-экономических расчетов (нормативный), - методы, основанные на учете покупательского спроса. В связи с этим целесообразно использовать для прогнозирования розничного товарооборота метод, основанный на применении коэффициента эластичности, который показывает, насколько изменится товарооборот при изменении покупательских фондов (доходов) населения на 1%. Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов. Магазин «Фортуна» имеет следующую информацию о товарных запасах: среднее время обращения товарного запаса в целом по предприятию за год составляет в среднем пять дней, для магазина продовольственными товарами этот показатель положительный, говорит о хорошей товарооборачиваемости товаров, а, следовательно, и эффективной работе с поставщиками. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления - это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли. Издержки обращения торговли принципиально отличаются от издержек торговли капиталистических стран в силу противоположных целей производства и обращения. В торговле издержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг. В издержках торговли нет расходов, порождаемых эксплуатацией, конкуренцией, спекуляцией. Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реализацией товаров, является достижение соответствия между спросом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения. При капитализме издержки обращения связаны с функционированием торгового капитала, осуществляющего продажу товаров в целях получения максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть их занимают чистые издержки обращения, порождаемые, обострением проблемы сбыта товаров в условиях капитализма.
Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия ОАО Комета