Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:19, методичка

Описание работы

Рыночная экономика предполагает полную самостоятельность предприятий в определении своей производственной программы, в выборе партнеров, в распоряжении своей продукцией и доходами. Успех коммерческой деятельности во многом зависит от адекватной оценки рыночной ситуации, собственных возможностей и потенциала конкурентов, обоснованности прогноза последствий принятых решений, степени риска на рынке. Именно поэтому необходимо проводить анализ коммерческой деятельности предприятия. Особенно сильно возрастает роль в рыночной экономике анализа финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств хозяйствующего субъекта.
Информация о финансовом состоянии необходима прежде всего руководителям самого предприятия для осуществления текущего управления его хозяйс

Работа содержит 1 файл

Методичка для написания курсовой-2.doc

— 2.28 Мб (Скачать)

Сумма средств, дополнительно  вовлеченных в оборот (или отвлеченных  из оборота) рассчитывается по формуле: ДвС = (bi- в0) х mi= Дв х гтн , где: ДвС - сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот, если ДвС < 0, либо сумма отвлеченных из оборота средств, если ДвС > 0;

в0 - время обращения запасов в днях в базисном периоде; Bi- время обращения запасов в днях в отчетном периоде; гтн - однодневный оборот в отчетном периоде. Для нашего примера период обращения производственных запасов в днях составляет

365 дней

на начало периода   = 21,0 дней

(базисный период) 17,4

365 дней

на конец периода   = 25,0 дней

(отчетный период) 14,6

   Для расчета  средств, отвлеченных из оборота  в связи со снижением оборачиваемости  и увеличением продолжительности одного оборота (в днях) производственных запасов определим значение однодневного оборота в отчетном периоде:

9689

mi=   = 26,54

365 дней

   Таким образом, сумма отвлеченных из оборота  средств в примере составит:

ДвС = (25 - 21) х 25,54 = 102,16

   Коэффициент накопления, который также определяется при анализе производственных запасов, характеризует наряду с долей  производственных запасов в общей  сумме оборотных средств, уровень  мобильности производственных запасов. При оптимальном варианте он должен быть меньше единицы.

   Для расчета  коэффициента накопления, помимо данных о сырье и материалах, незавершенном  производстве и готовой продукции, привлекаются данные о товарах, имеющихся  в ф. 1 бухгалтерской отчетности. Так, для нашего примера стоимость  товаров, показанная в активе бухгалтерского баланса, составляет на начало года - 50, на конец года - 45.

Таким образом коэффициент  накопления равен:

449+12

на начало периода   = 2,76 > 1

117+50 500+15

на конец периода   = 2,61 > 1

152+45

   Можно сделать  вывод, что уровень мобильности производственных запасов на предприятии как на начало, так и на конец периода не является оптимальным.

7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

   Анализ финансового  состояния предприятия будет  неполным без анализа финансовых результатов его деятельности.

   Важнейшим показателем финансовых результатов  деятельности предприятия является прибыль. Являясь целью и движущим мотивом производства, прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.

   Прибыль в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

   Различные стороны' производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно наиболее важные показатели прибыли предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибыли и убытках» К ним относятся:

  • прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;
  • прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;
  • доходы и расходы от внереализационных операций;
  • балансовая прибыль;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль и др.

   Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль (или убыток), которая представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; результаты от финансовой деятельности; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций и др.

   Балансовая  прибыль распределяется на большинстве  зарубежных предприятий в основном по четырем направлениям: налоги, процентные платежи, дивиденды и нераспределенная чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (рис. 5).

Рис.5 Типовая схема  распределения прибыли

   Анализ прибыли предприятия (табл. 6) включает в качестве обязательных элементов следующие исследования:

    1. Изменений каждого показателя прибыли за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей прибыли за отчетный период).
    2. Структуры соответствующих показателей прибыли и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
    3. Влияния факторов на показатели прибыли («факторный анализ»).
    4. Изучение в обобщенном виде динамики изменения показателей прибыли за ряд отчетных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 6, используя данные отчетности предприятия из формы № 2 («Отчет о прибыли и убытках»).

   Из данных табл. 6 видно, что балансовая прибыль  в отчетном году существенно снизилась по сравнению с предыдущим на 93 или на 9,9%. Таким образом, наметилась отрицательная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Увеличению балансовой прибыли способствовало:

  • Увеличение прочих внереализационных доходов на 5 или на 100%, что увеличило балансовую прибыль на 0,5%.
  • Уменьшение убытка от прочих внереализационных операций на 10, что привело к увеличению балансовой прибыли на 1,0% 

49

Снижению балансовой прибыли способствовало: - Значительное сокращение прибыли от реализации на 69 или на 7,12%, что привело к снижению балансовой прибыли на

6,9%. 

Анализ  прибыли отчетности года

Таблица 6

Наименование  показателя Код

стр.

За отчетный год За предыдущий год Отклонения
абсолютное относительное
+/- %
1 Выручка  от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В) 010 14257 14280 -23 -0,16
2 Себестоимость  реализации товаров, продукции,  работ, услуг (С) 020 9689 9996 -307 -3,07
3. Коммерческие  расходы (KP) 030 2968 2605 +363 +13,93
4, Управленческие  расходы (УР) 040 700 710 -10 -1,41
5. Прибыль  (убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр) 050 900 969 -69 -7,12
6. Проценты  к получению 060        
7. Проценты  к уплате 070        
8, Доходы  от участия в других организациях (ДрД) 080        
9. Прочие  операционные доходы (ПрД) 090 56 60 -4 -6,7
10. Прочие операционные расходы (ПрР) 100        
11. Прибыль  (убыток) от финансово-

хозяйственной деятельности

(стр. 050+060-070+080+090-100) (Пфхд)

110 956 1029 -73 -7,1
12, Прочие  внереализационные доходы 120 10 5 +5 + 100
13. Прочие  внереализационные расходы (ВнР) 130 27 32 -5 -15,62
14. Прибыль  (убыток) отчетного периода (стр. 110+120-130) (Пб) 140 939 1002 -63 -6,3
15. Налог  на прибыль (Нп) 150 297 328 -31 -9,45
16. Отвлеченные  средства (ОтС) 160 450 457 -7 -1,53
17. Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 140-150-160) (Пн) 170 +192 +217 -25 -11,52

 

   Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль, по сумме не были перекрыты действием увеличивающих ее факторов, что в итоге и обусловило снижение балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим на 6,3%.

   В рыночных условиях велика роль показателей рентабельности, определение которых строится на сравнении прибыли с доходообразующими факторами и базами ее формирования. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

   Особый интерес  менеджеров, акционеров, кредиторов, налоговой службы и т.п. к показателю рентабельности связан прежде всего с возможностью использования его для динамического и сравнительного анализа показателей по секторам основной деятельности самого предприятия и по предприятиям-аналогам, предприятиям-конкурентам.

   В международной  практике применяются многочисленные варианты расчета показателя рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную смысловую нагрузку. Укрупнено все показатели рентабельности можно разделить на три группы: рассчитанные на основе сравнения прибыли (дохода) и объема продаж; на основе сравнения прибыли и средств, вложенных в предприятие; и, наконец, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

   Действующая в РФ бухгалтерская отчетность позволяет  рассчитать следующие показатели рентабельности, относящиеся к I группе:

  • отношение балансовой прибыли к выручке от реализации товаров, работ, услуг (Ri);
  • отношение прибыли от реализации к выручке от реализации товаров, работ, услуг (R2);
  • отношение чистой прибыли к выручке от реализации товаров, работ, услуг (R3).

   Данные показатели дополняют друг друга в объяснении отдельных сторон формирования доходов предприятия. Так, коэффициенты Riи R2широко используются в производственном менеджменте при контроле взаимосвязи цен, количества товаров и сумм издержек. Снижение уровня этих показателей рентабельности означает падение спроса на продукцию, снижение степени возмещения цен на ресурсы ценами проданной продукции..

   Вторая группа показателей рентабельности в международной практике исчисляется как соотношение прибыли и средств, вложенных в предприятие учредителями, акционерами и инвесторами. Она включает в себя расчет следующих коэффициентов:

  • отношение чистой прибыли (балансовой прибыли, прибыли от реализации, налогооблагаемой прибыли и др. видов прибыли) к среднегодовой величине всех производственных активов предприятия, т.е. к итогу баланса(R4);
  • отношение чистой прибыли (балансовой прибыли, прибыли от реализации, налогооблагаемой прибыли и др. видов прибыли) к постоянному капитапу (собственный капитал плюс долгосрочный заемный капитал) (R5);
  • отношение чистой прибыли к собственному капиталу (R6).

   Коэффициент рентабельности R4характеризует степень доходности от всего потенциала, которым обладает предприятие (его называют показателем степени искусства использования капиталов менеджерами предприятия). Этот коэффициент может иметь различные модификации путем подстановки в числитель формулы различных показателей прибыли (балансовой, от реализации и др.). Коэффициент R5 характеризует эффективность отдачи только части всего капитала (собственного и долгосрочных обязательств). По нему судят о финансовом положении предприятия: например, финансовая устойчивость предприятия снижается, когда процентная ставка на заемные средства оказывается выше, чем величина коэффициента R5

   В иерархии показателей рентабельности одно из важнейших мест принадлежит показателю рентабельности отдачи собственного капитала R6, так как собственники заинтересованы в прибылях на принадлежащий им пай. Поскольку часть заработанных предприятием доходов им не принадлежит (выплаты по долгосрочным обязательствам, налоговые издержки), то в основу расчета R6положена прибыль после налогообложения..

   Уровень рентабельности по отношению ко всем активам предприятия  может отличаться от уровня рентабельности по отношению к собственному капиталу. Это несовпадение объективно обусловлено эффективностью использования заемных средств. Если предприятие на заемные средства получает больший доход, чем это необходимо для выплаты процентов (интересов), то разность в процентных суммах считается приростом прибыли от использования собственного капитала.

   В странах с рыночной экономикой показатели рентабельности, относящиеся к первой и второй группе, удовлетворяют интересы не всех потребителей информации о рентабельности. Кредиторов и инвесторов предприятия интересует, прежде всего, прибыль, связанная с наличностью. Эту категорию лиц не интересует, в какой мере получение прибыли связано с амортизационными списаниями на издержки, с формированием расходов будущих периодов, с движением сумм на счетах дебиторской задолженности и т.п. Для кредиторов и акционеров важно иметь представление о степени возможности предприятия обеспечить их наличными средствами в связи с использованием имеющегося у него потенциала.

   В связи  с этим исчисляется третья группа показателей рентабельности, основанная на потоках наличных денежных средств.

   Для лучшего  понимания денежных потоков предприятия  на рис. 6 приведена их классификация. В приведенной схеме четко  прослеживается образование чистого  денежного потока (наличных денежных средств) от текущей деятельности предприятия и потоков, связанных с инвестициями и финансовыми операциями. Информация для анализа этих направлений может быть взята из данных бухгалтерского учета (форма №4 «Отчет о движении денежных средств»).

Информация о работе Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности