Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «УМПО»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Профессиональное управление финансами неизбежно и требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Целью данной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «УМПО» и разработка предложений по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АФХД ОАО УМПО.docx

— 559.79 Кб (Скачать)

Консолидированный баланс за 2010 год

Статья

Алгоритм расчета по строкам  баланса

Обозначение

На начало года

На конец года

АКТИВ

       

I. Внеоборотные  активы

 

ВА

13722664

11 158 808

Основные средства

110 + 120

ОС

3786549

3 421 306

Долгосрочные финансовые вложения

140

ДФВ

3 148 926

3 395 363

Прочие внеоборотные активы

130 + 135+ 145 +150+230

ПВА

6787189

4 342 139

II. Оборотные активы

 

ОА

18703651

16 793 834

Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения

260 + 250

ДСиВ

3117900

288 105

Расчеты с дебиторами

240 + 215

ДБ

8 672 029

9 152 733

Запасы и затраты

210 + 220 – 215

ЗЗ

6897702

7 338 751

Прочие оборотные активы

270

ПОА

16 020

14 245

Всего активов

 

ВБ

32426315

27 952 642

ПАССИВ

       

III. Собственные  средства

 

СС (СК)

6713155

6 928 053

Фонды собственных средств

490–(450+470)+630+640+650

ФСС

6 455 030

6 384 759

Нераспределенная прибыль (убыток)

470

НП

258 125

543 294

Прочие источники 

450

ПИ

0

0

IV. Заемные средства

 

ЗС (ЗК)

25713160

21 024 589

Краткосрочные обязательства

610 + 620 + 660

КО

7 742 467

13 361 851

Долгосрочные обязательства

590

ДО

17970693

7 662 738

Всего пассивов

 

ВБ

32426315

27 952 642


 

 

2.1. Анализ производства  и реализации продукции

          Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

          Предприятие должно производить  только те товары и в таком  объеме, которые оно может реально  реализовать. Темпы роста объема  производства и реализации продукции,  повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.  Поэтому анализ данных показателей  имеет важное значение.

        Данный раздел начнем с анализа динамики объема производства и реализации продукции за 2009-2010 года в сопоставимых ценах (таблица 3). В качестве сопоставимых цен примем цены отчётного 2010 года.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Расчет базисных темпов роста  производится по формуле:

  

Расчет цепных темпов роста  производится по формуле:

где – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; 

- объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

  Расчеты данных показателей сведены в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год

Объем производства, тыс.руб.

Темп роста, %

Объем

Темп роста, %

базисный

цепной

реализации, тыс.руб.

базисный

цепной

2009

18 655 000

100,00%

100,00%

20 014 040

100,00%

100,00%

2010

19 517 000

104,62%

104,62%

20 375 557

101,81%

101,81%


 

       Из таблицы 3 следует, что за период 2009 – 2010гг. объем производства продукции увеличился на 4,62%, а объем реализации увеличился на 1,81%, что свидетельствует о наличии остатков нереализованной продукции на складах предприятия: объем производства в 2,6 раза выше объема реализации.

Влияние факторов на изменение  объема реализации продукции можно  анализировать и в действующих  ценах соответствующего года (таблица  4). На объём реализации продукции оказывают влияние две группы факторов:

– изменение объема производства продукции;

–изменение остатков нереализованной  продукции.

 

 

Таблица 4 - Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции в действующих ценах, тыс. руб.

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонения

Темп роста, %

(+, –)

план

факт

от базисного года

от плана

по плану

факти-  чески

1. Объем производства

18 655 000

19 650 000

19 517 000

862000

-133 000

105,33%

104,62%

продукции

2. Выручка от реализации

20 014 040

20 514 110

20 375 557

361517

-138 553

102,50%

101,81%

продукции

3. Изменение остатков  нереализованной продукции

-1 359 040

-864 110

-858 557

500483

5 553

63,58%

63,17%

(п. 1 – п. 2)

4. Доля изменения остатков  нереализованной продукции

-7,29%

-4,40%

-4,40%

58,06%

-4,18%

60,36%

60,38%

(п.3 / п. 1х100), %


 

 

Из таблицы видно, что выручка от реализации продукции в отчетном периоде увеличилась на 1,81% за счет увеличения объема производства продукции и реализации готовой продукции со склада предприятия, объем которой в отчетном году сократился на 500483 тыс. руб. по сравнению с базисным.

       При  изучении деятельности предприятия  важен анализ ритмичности производства  и отгрузки продукции. Дадим  определение понятию ритмичности.

       Ритмичность  — это равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком  в объеме и ассортименте, предусмотренным планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.   

      Влияние ритмичности на работу ОАО «УМПО» представлено в таблице 5.

 

 

 

 

      Таблица  5 - Анализ ритмичности работы ОАО «УМПО» в течение 2010года

 

Наименование показателя

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Среднеквартальный объем

сумма

уд. вес

сумма

уд. вес

сумма

уд. вес

сумма

уд. вес

за год

Выручка от реализации, тыс.руб., в т.ч.

– по плану

5 128 528

25,0%

5 128 528

25,0%

5 128 528

25,0%

5 128 528

25,0%

20 514 110

5128527,5

– по факту

3 485 763

17,1%

4 982 588

24,5%

5 805 541

28,5%

6 101 665

29,9%

20 375 557

5093889,3

Выполнение плана

´

0,68

´

0,97

´

1,13

´

1,19

   

Зачтено в выполнение плана  по ритмичности

´

17,1%

´

25,0%

´

25,0%

´

25,0%

   

Коэффициент ритмичности

92,1%

´




 

Коэффициент ритмичности  колеблется от 0 до 1; чем он ближе  к 0, тем неритмичнее осуществляется продажа товаров.

         Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов за каждый период, но не более их планового уровня:

          Таким образом, коэффициент ритмичности предприятия составил 0,92.

Далее рассчитаем упущенную возможность предприятия по выпуску продукции в связи с его неритмичной работой, как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднеквартального объёма производства:

6 101 665

4 – 20 375 557 = 4 031 103 тыс.руб.

Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

 Коэффициент аритмичности равен:

 

 

2.2. Анализ использования  факторов производства

  Показатели интенсивности использования факторов производства предприятия в рыночных условиях служат общей оценкой эффективности работы предприятия. Качественные показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, материалоёмкость, фондоотдача и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, - являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня и других условий производства. Характеристику данных показателей приведём в таблице 6.

Производительность труда  рассчитывается, как отношение выручки  от реализации к среднесписочной  численности персонала:

 

ПТ = В / Ч

где  В – выручка  от реализации, тыс.руб;

       Ч – среднесписочная численность персонала, чел.

 

Материалоемкость продукции  рассчитывается, как отношение материальных затрат к выручке от реализации:

МЕ = МЗ / В

где  В – выручка  от реализации, тыс.руб;

        МЗ  – материальные затраты, тыс.руб.

 

Материалоотдача – это  отношение выручки от реализации к материальным затратам, т.е.

МО = В / МЗ

Фондоотдача - это отношение  выручки от реализации к основным фондам, т.е.

ФО = В / ОФ

Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств рассчитывается, как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости  оборотных средств:

Коб = В/ОбС

 

Таблица 6 – Основные факторы, определяющие объем реализации продукции и анализ интенсификации производства

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «УМПО»)