Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Профессиональное управление финансами неизбежно и требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, т.е. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Целью данной работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «УМПО» и разработка предложений по улучшению финансового состояния предприятия.
Консолидированный баланс за 2010 год | ||||
Статья |
Алгоритм расчета по строкам баланса |
Обозначение |
На начало года |
На конец года |
АКТИВ |
||||
I. Внеоборотные активы |
ВА |
13722664 |
11 158 808 | |
Основные средства |
110 + 120 |
ОС |
3786549 |
3 421 306 |
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
ДФВ |
3 148 926 |
3 395 363 |
Прочие внеоборотные активы |
130 + 135+ 145 +150+230 |
ПВА |
6787189 |
4 342 139 |
II. Оборотные активы |
ОА |
18703651 |
16 793 834 | |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
260 + 250 |
ДСиВ |
3117900 |
288 105 |
Расчеты с дебиторами |
240 + 215 |
ДБ |
8 672 029 |
9 152 733 |
Запасы и затраты |
210 + 220 – 215 |
ЗЗ |
6897702 |
7 338 751 |
Прочие оборотные активы |
270 |
ПОА |
16 020 |
14 245 |
Всего активов |
ВБ |
32426315 |
27 952 642 | |
ПАССИВ |
||||
III. Собственные средства |
СС (СК) |
6713155 |
6 928 053 | |
Фонды собственных средств |
490–(450+470)+630+640+650 |
ФСС |
6 455 030 |
6 384 759 |
Нераспределенная прибыль (убыток) |
470 |
НП |
258 125 |
543 294 |
Прочие источники |
450 |
ПИ |
0 |
0 |
IV. Заемные средства |
ЗС (ЗК) |
25713160 |
21 024 589 | |
Краткосрочные обязательства |
610 + 620 + 660 |
КО |
7 742 467 |
13 361 851 |
Долгосрочные обязательства |
590 |
ДО |
17970693 |
7 662 738 |
Всего пассивов |
ВБ |
32426315 |
27 952 642 |
2.1. Анализ производства и реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно
Данный раздел начнем с анализа динамики объема производства и реализации продукции за 2009-2010 года в сопоставимых ценах (таблица 3). В качестве сопоставимых цен примем цены отчётного 2010 года.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Расчет базисных темпов роста производится по формуле:
Расчет цепных темпов роста производится по формуле:
где – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
- объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
Расчеты данных показателей сведены в таблицу 3.
Таблица 3 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем производства, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Объем |
Темп роста, % | ||
базисный |
цепной |
реализации, тыс.руб. |
базисный |
цепной | ||
2009 |
18 655 000 |
100,00% |
100,00% |
20 014 040 |
100,00% |
100,00% |
2010 |
19 517 000 |
104,62% |
104,62% |
20 375 557 |
101,81% |
101,81% |
Из таблицы 3 следует, что за период 2009 – 2010гг. объем производства продукции увеличился на 4,62%, а объем реализации увеличился на 1,81%, что свидетельствует о наличии остатков нереализованной продукции на складах предприятия: объем производства в 2,6 раза выше объема реализации.
Влияние факторов на изменение объема реализации продукции можно анализировать и в действующих ценах соответствующего года (таблица 4). На объём реализации продукции оказывают влияние две группы факторов:
– изменение объема производства продукции;
–изменение остатков нереализованной продукции.
Таблица 4 - Расчет влияния факторов на изменение объема реализованной продукции в действующих ценах, тыс. руб.
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонения |
Темп роста, % | |||
(+, –) | |||||||
план |
факт |
от базисного года |
от плана |
по плану |
факти- чески | ||
1. Объем производства |
18 655 000 |
19 650 000 |
19 517 000 |
862000 |
-133 000 |
105,33% |
104,62% |
продукции | |||||||
2. Выручка от реализации |
20 014 040 |
20 514 110 |
20 375 557 |
361517 |
-138 553 |
102,50% |
101,81% |
продукции | |||||||
3. Изменение остатков нереализованной продукции |
-1 359 040 |
-864 110 |
-858 557 |
500483 |
5 553 |
63,58% |
63,17% |
(п. 1 – п. 2) | |||||||
4. Доля изменения остатков нереализованной продукции |
-7,29% |
-4,40% |
-4,40% |
58,06% |
-4,18% |
60,36% |
60,38% |
(п.3 / п. 1х100), % |
Из таблицы видно, что выручка от реализации продукции в отчетном периоде увеличилась на 1,81% за счет увеличения объема производства продукции и реализации готовой продукции со склада предприятия, объем которой в отчетном году сократился на 500483 тыс. руб. по сравнению с базисным.
При
изучении деятельности
Ритмичность
— это равномерный выпуск
Влияние ритмичности на работу ОАО «УМПО» представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ ритмичности работы ОАО «УМПО» в течение 2010года
Наименование показателя |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Итого |
Среднеквартальный объем | ||||
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
за год | ||
Выручка от реализации, тыс.руб., в т.ч. | ||||||||||
– по плану |
5 128 528 |
25,0% |
5 128 528 |
25,0% |
5 128 528 |
25,0% |
5 128 528 |
25,0% |
20 514 110 |
5128527,5 |
– по факту |
3 485 763 |
17,1% |
4 982 588 |
24,5% |
5 805 541 |
28,5% |
6 101 665 |
29,9% |
20 375 557 |
5093889,3 |
Выполнение плана |
´ |
0,68 |
´ |
0,97 |
´ |
1,13 |
´ |
1,19 |
||
Зачтено в выполнение плана по ритмичности |
´ |
17,1% |
´ |
25,0% |
´ |
25,0% |
´ |
25,0% |
||
Коэффициент ритмичности |
92,1% |
´ |
Коэффициент ритмичности колеблется от 0 до 1; чем он ближе к 0, тем неритмичнее осуществляется продажа товаров.
Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов за каждый период, но не более их планового уровня:
Таким образом, коэффициент ритмичности предприятия составил 0,92.
Далее рассчитаем упущенную возможность предприятия по выпуску продукции в связи с его неритмичной работой, как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднеквартального объёма производства:
6 101 665
Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Коэффициент аритмичности равен:
2.2. Анализ использования факторов производства
Показатели интенсивности использования факторов производства предприятия в рыночных условиях служат общей оценкой эффективности работы предприятия. Качественные показатели использования производственных ресурсов – производительность труда, материалоёмкость, фондоотдача и оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования ресурсов, - являются одновременно и показателями экономической эффективности повышения организационно-технического уровня и других условий производства. Характеристику данных показателей приведём в таблице 6.
Производительность труда рассчитывается, как отношение выручки от реализации к среднесписочной численности персонала:
ПТ = В / Ч
где В – выручка от реализации, тыс.руб;
Ч – среднесписочная численность персонала, чел.
Материалоемкость продукции рассчитывается, как отношение материальных затрат к выручке от реализации:
МЕ = МЗ / В
где В – выручка от реализации, тыс.руб;
МЗ
– материальные затраты, тыс.
Материалоотдача – это отношение выручки от реализации к материальным затратам, т.е.
МО = В / МЗ
Фондоотдача - это отношение выручки от реализации к основным фондам, т.е.
ФО = В / ОФ
Коэффициент оборачиваемости
оборотных средств
Коб = В/ОбС
Таблица 6 – Основные факторы, определяющие объем реализации продукции и анализ интенсификации производства
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО «УМПО»)