Заемно-сберегательная политика сельскохозяйственных земельных кооперативов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Современный Российский финансовый рынок характери-
зуется неразвитостью институциональной системы, ограничен-
ным набором финансовых инструментов и услуг, высокой ценой
на кредитные ресурсы, преобладанием предложения средств на
короткий срок и концентрацией значительных капиталов в го-
родах. Присутствие на нем, наряду с банками и финансовыми
компаниями, кредитных потребительских кооперативов создает
конкурентную среду в сфере кредита, что должно привести к
снижению цены заимствования для физических лиц и мелких
предпринимателей и, соответственно, подъему уровня их жизни.
Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных
потребностей людей само по себе способно защитить их интере-
сы и повысить доверие к рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

целая курсовая.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

рез заем в оборот. 
 
 
 

                             – 71 – 
 

       
 
 
 
 

3.1. Виды и структура  рисков в деятельности

сельскохозяйственных  кредитных кооперативов 
 

     Деятельность  кредитного кооператива не настолько  объем-

на, как банковские операции на рынке финансовых услуг, од-

нако вероятность  отказа от исполнения обязательств по договору

займа существует объективно.

     Риск  — это опасность потери уже  имеющегося имущества

или неполучения  запланированного результата. Риску  подверже-

ны практически  все виды операций кооператива. Àнализируя риски

кооперативов Волгоградской  области на современном этапе, не-

обходимо, по нашему мнению, учитывать:

     •  кризисное состояние экономики переходного периода, ко-

торое выражается не только в падении производства, финансо-

вой неустойчивости многих организаций, но и в уничтожении

ряда хозяйственных  связей;

     •  незавершенность формирования кооперативной  системы

как инфраструктуры кредитных отношений;

     •  отсутствие основных законодательных  актов, несоответствие

между правовой базой  и реально существующей ситуацией;

     •  инфляцию, переходящую в гиперинфляцию;

     •  риск сельскохозяйственного производства.

    В настоящее время анализ и оценка уровня риска произво-

дятся с помощью  инструментов теории вероятностей и  методов

математической  статистики. Риски классифицируются по различ-

ным основаниям: содержание риска, назначение риска, вид дея-

тельности, степень риска, причина риска, направление риска, 
 

                             – 93 – 
 

                             Глава 3 

уровень иерархии риска, вид ресурса, форма риска  и др. Каж-

дый автор приводит свою классификацию 1.

     В  любой предлагаемой классификации риски подразделяют-

ся на группы с  точки зрения их отношения к исследуемому

объекту. По отношению  к кредитному кооперативу мы выделили

внутренние и  внешние риски (см. рис. 15).

                             

     К  внешним относятся риски, непосредственно не связанные

с деятельностью  кооператива или его контактной аудиторией.

     Политические  риски в деятельности кооперативов  в насто-

ящее время проявляются  в отсутствии специального закона или

другого нормативного акта, регулирующего деятельность сельс-

кохозяйственных кредитных кооперативов. Деятельность кредит-

ных кооперативов, с одной стороны, подчиняется  общим зако-

нам, например закону РФ «О сельскохозяйственной коопера-

ции», с другой — отсутствуют специальные правовые нормы,

которые регулировали бы их хозяйственную деятельность на ос-

нове некоторого стандарта, как, например, в банках или  страхо-

вых компаниях. В  ситуации законодательного вакуума  повышает-

ся зависимость  от решений, принятых на местном уровне зако-

нодательного контроля: районной администрации, поселкового

совета и т. п.

     Прямой  экономический ущерб иногда проявляется  в том,

что нерешенными  оказываются вопросы налогообложения, в ча- 

                               – 94 – 
 

 УПРÀВЛЕНИЕ   РИСКÀМИ КÀК ЭЛЕМЕНТ ЗÀЕМНО-СБЕРЕГÀТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 
 
 

стности, признавать ли разницу между доходами и расходами

прибылью, по какой  ставке облагать налогом доходы пайщи-

ков, полученные по сберегательным займам.

       
 

                          Глава 3 

      Группа политических рисков несет  в себе прямую угрозу

деятельности кредитного кооперативного движения, но эти

риски на уровне отдельного кооперативного предприятия прак-

тически не подлежат регулированию. Более того, управление

этой группой  риска находится за пределами  системы коопера-

ции. Работа по созданию Федерального закона «О кредитной

кооперации» ведется  на протяжении последних трех лет. Закон

был принят Государственной  думой в первом чтении 24 апре-

ля 2002 г. и разослан для обсуждения в регионы. Окончатель-

ный вариант закона до сегодняшнего дня не принят. Решение

данного вопроса  находится на уровне федерального законо-

творчества.

      Отраслевой риск в деятельности  СКПК напрямую связан с

рисками сельскохозяйственного  производства, которые опреде-

ляются многочисленными  природными факторами. Сельское хо-

зяйство имеет  дело с живыми организмами, которые  тонко реа-

гируют на любые  отклонения от нормы:

      • нарушение технологического  процесса;

      • заболевания сельскохозяйственных  животных, их гибель;

      • нарушение температурных, водных, питательных условий

возделывания сельскохозяйственных культур;

      • поражение посевов вредителями;

      • порча и потери сельскохозяйственной  продукции во вре-

мя уборки, транспортировки, хранения.

      Все эти обстоятельства, даже  при общей благоприятной об-

становке, делают сельскохозяйственное производство отраслью

высокого риска. Высокий уровень риска может  наблюдаться как

в целом по отрасли, так и в масштабах отдельного фермерского

хозяйства. Основное назначение выдаваемых СКПК займов —

обеспечение финансовыми  ресурсами сельскохозяйственного  про-

изводства, поэтому  отраслевые риски присутствуют постоянно

(см. рис. 18).

      Уровень риска, который несет  кредитный кооператив, бу-

дет зависеть от доли сельскохозяйственных производителей в

общей совокупности заемщиков. 
 
 
 

                            – 96 – 
 

 УПРÀВЛЕНИЕ   РИСКÀМИ КÀК ЭЛЕМЕНТ ЗÀЕМНО-СБЕРЕГÀТЕЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ 
 
 
 

     К  прочим внешним рискам мы отнесли:

     1. Страновые  риски, которые возникают в  результате изме-

нений денежно-кредитной политики государства. Ярким приме-

ром может служить  августовский кризис 1998 г., когда прави-

тельство отказалось платить по своим обязательствам. Его ре-

зультатом стал стремительный  рост курса валют (на 400 % за

неделю), который  повлиял на досрочное закрытие банковских

вкладов. Это привело  к потере платежеспособности и банкрот-

ству многие коммерческие банки.

     2. Риск  обострения конкуренции (конкурентный  риск), ко-

торый возникает  при появлении нового оператора  на рынке фи-

нансовых услуг, при этом активность уже имеющегося конку-

рента изменяется. В сельской местности в настоящее  время

СКПК — это  практически единственная структура, предлагаю-

щая заемные средства. Разветвленную сеть филиалов по области 

                                   – 97 – 
 

                          Глава 3 

имеет только Сберегательный банк РФ (15 филиалов), но они

находятся только в районных и областных центрах  и их услуги

недоступны жителям  сел и деревень.

     Внешними  рисками невозможно управлять  в рамках заем-

но-сберегательной политики кредитного кооператива, поэтому

анализу с точки  зрения снижения уровня риска в нашей  работе

мы подвергли  группу внутренних рисков.

     К  внутренним относятся риски, обусловленные  деятельно-

стью самого кооператива  или его пайщиков. На их величину

оказывают влияние  деловая активность руководства  самого коо-

ператива, выбор  оптимальной заемно-сберегательной политики

и другие факторы.

     Разделение  рисков в практической деятельности  СКПК —

процесс трудный  из-за тесной взаимосвязи и взаимообусловлен-

ности рисков. В  каждой операции несколько рисков, а совокуп-

ность операций создает  новые риски. Все они должны быть изу-

чены, лимитированы и поставлены под контроль. Так, каждое

размещение займа  обусловливает следующие риски: риск направ-

ления использования, в которое вкладываются деньги, риск за-

емщика, который  использует этот заем. Совокупность операций

порождает риск ликвидности  кооператива, если деньги, выдан-

ные в заем, должны быть скоро возвращены владельцу. Поэтому

по каждой операции и по совокупности операций необходимо

составлять документ, именуемый «портфель рисков»2.

     Мы  выделили три крупных портфеля  рисков, включающих

в себя их основной объем по всем операциям: процентный риск,

кредитный риск и  риск ликвидности.

     Портфель «процентный риск» относится не к одной опера-

ции, а к совокупности операций кооператива. Он возникает  по

разным причинам, основными из которых можно считать: увели-

чение ставки по привлекаемым средствам при неизменной ставке

размещения и  привлечение сбережений на срок значительно мень-

ший, нежели срок по выданному займу, то есть совокупность про-

центов по сбережениям  превосходит общую доходность по выдаче.

     Например, мы выдаем заем на сумму  10 000 руб. сроком на

год под 36 % годовых  и привлекаем сберегательные займы под

25 % годовых, но  на более короткий срок —  полгода, то есть два

сберегательных  займа каждый на сумму 10 000 руб. Запланиро-

ванный уровень  дохода в этом случае составит: 

                            – 98 – 
 

 УПРÀВЛЕНИЕ   РИСКÀМИ КÀК ЭЛЕМЕНТ ЗÀЕМНО-СБЕРЕГÀТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 
 
 

   10 000 ½ 0,36 — 10 000 ½ 0,25/2 — 10 000 ½ 0,25/2 = 1100 руб.

      В результате изменения рыночной  конъюнктуры возможно

увеличение ставок привлечения. Следовательно, через  некоторое

Информация о работе Заемно-сберегательная политика сельскохозяйственных земельных кооперативов