Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:48, реферат
Вопрос о внешних эффектах, не находящих адекватного отражения в рыночных ценах на товары, занимает важное место в исследовании экономических аспектов природопользования. Существование отрицательных экологических внешних эффектов приводит к нарушению рыночного равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный механизм трансформации внешних эффектов. Вместе с тем на сегодняшний день не существует единого подхода к проблеме интернализации внешних эффектов. В значительной степени это обусловлено тем, что очень разнятся подходы к определению самого термина «внешние эффекты».
Введение 3
Глава 1. Понятие внешнего эффекта 5
1.1. Виды внешних эффектов 7
1.2. Экстерналии в производстве и потреблении 10
Глава 2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов 17
2.1. Проблемы, связанные с внешними эффектами 17
2.2. Методы регулирования внешних эффектов 19
Заключение 25
Список литературы 27
Важной классификацией внешних эффектов является их деление на исчерпаемые и неисчерпаемые внешние эффекты.
Внешний эффект является исчерпаемьм, если его потребление каким-то третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другими лицами. Если, например, в процессе производства меда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то она не может опылять другое дерево.
Внешний
эффект является неисчерпаемым, если его
потребление каким-то третьим лицом
означает, что он также доступен
для потребления другими
Неисчерпаемые внешние эффекты обладают свойством несоперничества и в этом смысле похожи на общественные блага. В каком-то смысле неисчерпаемые отрицательные внешние эффекты можно назвать «общественными вредными благами» («public bads»).
Примерами
неисчерпаемых отрицательных
Интернализуемые внешние эффекты – ситуации, когда агент, порождающий отрицательный внешний эффект, его интернализует, т. е. корректирует его своими дальнейшими действиями.
Взаимодополняющие внешние эффекты возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.
1)
"Производство - производство". Отрицательный
внешний эффект: химзавод спускает
в реку свои отходы, которые
мешают производству
2)
"Производство - потребление". Отрицательное
воздействие: жители
3)
"Потребление - производство".
Отрицательный эффект: в результате
семейных пикников возникают
лесные пожары, которые вредят
лесному хозяйству.
4)
"Потребление - потребление". Отрицательный
эффект: полезность индивида
Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.
Отрицательные внешние эффекты (Negative Externalities) наносят ущерб лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Примером отрицательных внешних эффектов могут служить загрязнение окружающей среды предприятиями, производящими продукцию; загрязнение воздуха выхлопными газами при езде на автомобиле (потребление бензина); шум для жителей домов, прилегающих к магистралям; дым от сигарет и папирос при курении и т.п.
Воздействие
может быть отрицательным, если оно
выражается в снижении полезности какого-либо
потребителя или выпуска какой-
Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каждой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем дело с отрицательным внешним эффектом.
Рис.
1 – Рынок алюминия
Кривая
спроса отражает ценность товара для
покупателей, а кривая предложения
- издержки продавцов. Равновесное количество
товара, Qmarket, соответствует точке, в
которой значение общей ценности
для покупателей за вычетом общих
издержек продавцов достигает
Рис.
2 – Загрязнение и социальный
оптимум
В условиях отрицательных экстерналий социальные издержки производства алюминия превышают частные издержки. Оптимальное количество алюминия, Qoptimum, следовательно, меньше, чем равновесное количество, Omarket.
Наличие
внешнего эффекта означает, что издержки
производства алюминия для общества
превышают издержки производства алюминия
для производителя. Социальные издержки
каждой произведенной единицы алюминия
включают в себя частные издержки
производителей алюминия плюс издержки
людей, на которые неблагоприятно влияет
загрязнение окружающей среды. На рис.2
представлены социальные издержки производства
алюминия. Кривая социальных издержек
находится выше кривой предложения,
так как она учитывает внешние
издержек перекладываемые
Отметим, что равновесное количество алюминия, Qmarket, больше, чем социально оптимальный уровень производства Qoptimum. Причина неэффективности в том, что рыночное равновесие отражает только частные издержки производства. В условиях рынка предельный потребитель оценивает алюминий ниже, чем величина социальных издержек его производства, то есть в точке Qmarket кривая спроса лежит ниже кривой социальных издержек. Таким образом, уменьшение производства и потребления алюминия до уровня ниже равновесного увеличивает общее экономическое благосостояние.
Положительные внешние эффекты (Positive Externalities) приносят выгоду лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. Например, университеты предоставляют платные услуги высшего образования, при этом чем больше людей с высшим образованием, тем больше выигрывает общество в целом. Богатый жилец сделал за свой счет ремонт в подъезде на радость всем соседям. Завод благоустроил городской сквер, теперь это любимое место отдыха жителей микрорайона. Прививки защищают от болезней не только тех, кому они сделаны, но и многих других людей.
Социальные издержки производства превышают частные издержки на многих рынках, однако встречаются и такие рынки, на которых внешние эффекты приносят выгоду другим людям. То есть в этом случае социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Один из примеров - рынок промышленных роботов.
Роботы находятся в авангарде быстро развивающейся технологии. Когда бы компания ни создала модель робота, существует вероятность того, что вскоре она разработает новый, более эффективный образец, который принесет выгоду не только своим создателям, но и обществу в целом, так как он станет частью технологических знаний. Данный тип положительных внешних эффектов называется технологическим переливом.
Анализ
положительных внешних эффектов
аналогичен анализу отрицательных
экстерналии. На рис. 3 представлен рынок
роботов. Из-за технологического перелива
социальные издержки производства роботов
меньше, чем частные издержки. Следовательно,
плановик-социолог примет решение о
производстве большего количества роботов,
чем частный рынок.
Рис.
3 – Технологический перелив и
социальный оптимум
В условиях положительных внешних эффектов социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Оптимальное количество роботов, Qoptimum, следовательно, больше, чем равновесное количество, Qmarket.
До
сих пор мы рассматривали внешние
эффекты, возникающие в производстве
товаров. Но экстерналии проявляются
и в процессе потребления. Например,
потребление алкоголя создает отрицательные
внешние эффекты в случае, когда
пьяный водитель, подвергающий опасности
жизни других людей, управляет автомобилем.
Положительные экстерналии
Анализ
внешних эффектов, возникающих в
процессе потребления, аналогичен анализу
экстерналии, возникающих в производстве.
а) отрицательный внешний эффект б) положительный внешний эффект
потребления
Рис. 4 – Внешние эффекты, возникающие
при потреблении
Как
показано на рис. 4, кривая спроса не отражает
социальную ценность товара. На графике
(а) представлены отрицательные внешние
эффекты, возникающие в процессе
потребления (например, связанные с
алкоголем). В этом случае социальная
ценность меньше, чем частная ценность,
а социально оптимальное
На графике (б) показан случай
положительной экстерналии,
Одна из причин возникновения проблем, связанных с внешними эффектами, - отсутствие платы за внешний эффект.
Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.
Предположим,
что бумажная фабрика может использовать
такой ресурс, как чистая речная
вода, не приобретая его на рынке
и, следовательно, ничего за него не платя,
но лишая других потребителей (рыболовов,
купальщиков) возможности использовать
этот ресурс. Подобная ситуация возможна
потому, что ресурс "чистая вода",
который стал ограниченным (за него
конкурируют фабрика и
Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.
Покажем
это на следующем примере. Представим
себе отрасль, в которой действует
совершенная конкуренция. Все фирмы
отрасли несут затраты на производство
дополнительной единицы продукции,
равные предельным частным затратам, MPC
- рис. 5, а. При этом все фирмы загрязняют
окружающую среду, и это обходится им бесплатно.
С увеличением производства растет совокупный
ущерб от загрязнения, который называется
общими внешними затратами. Следовательно,
существуют предельные внешние затраты
(MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной
единицы продукции и не оплачиваемые производителями.
Поэтому, чтобы определить предельные
общественные затраты (MSC), показывающие,
во что реально обходится хозяйству производство
блага, мы должны сложить MPC и MEC.