Понятие внешнего эффекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:00, доклад

Описание работы

Внешние эффекты возникают тогда, когда действия какого-то агента рынка непосредственно влияют на благосостояние или производственные возможности других агентов, не участвующих в данной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица.

Работа содержит 1 файл

внешние эффекты.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Понятие внешнего эффекта

Необходимость государственного вмешательства в экономику, рассматриваемая с позиций экономической эффективности, объясняется не только проблемой производства общественных благ, но и возникновением внешних, или побочных, эффектов в механизме рыночного обмена. В общем виде проблема внешних эффектов была сформулирована в главе 1 учебника. В данной главе эта проблема анализируется более обстоятельно.

Внешние эффекты возникают тогда, когда действия какого-то агента рынка непосредственно влияют на благосостояние или производственные возможности других агентов, не участвующих в данной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица.

Другими словами, внешние эффекты имеют место тогда, когда на значение функции полезности потребителя или на значение производственной функции производителя влияет поведение третьих лиц или других организаций.

С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.

Внешние эффекты представляют собой величины полезности или издержек, которые не отражены, не специфицированы в условиях контрактов.

Мы сами выбираем, купить нам книгу или нет, сколько беляшей купить в университетской столовой, но когда кто-то рядом с нами закуривает сигарету, то поглощаемый нами дым мы не выбирали в качестве блага для потребления. Вместе с тем выдыхаемый кем-то дым влияет на наше благосостояние – в данном случае ухудшает наше самочувствие. В главе 1 приводился также пример с загрязнением окружающей среды текстильной фабрикой.

По определению к внешним эффектам относятся блага, которые влияют на наше благосостояние или производственные возможности в результате действия других рыночных агентов. Эти действия являются следствием выбора, который осуществляется другими людьми и который не принимает во внимание наше благосостояние, т. е. благосостояние третьих лиц.

Существуют внешние эффекты, которые порождаются действиями индивидуумов или организаций и которые принимаются во внимание этими индивидуумами или организациями. То есть эти индивидуумы или организации не только знают о существовании этих эффектов, но и могут принимать меры к их устранению. С этой точки зрения к рассматриваемым в данной главе внешним эффектам, т. е. к эффектам, порождающим неэффективность, не относятся следующие эффекты:

• денежные внешние эффекты;

• преднамеренные внешние эффекты;

• интернализуемые внешние эффекты.

В частности, к ним не относятся так называемые денежные внешние эффекты, когда имеет место воздействие на других через цены, например как это бывает при налогообложении. Это воздействие уже предполагается при определении налогов. Или рассмотрим пример денежного внешнего эффекта, возникающего на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы отрицательно влияет на доход другой фирмы. В рамках конкуренции конкурирующие фирмы влияют на условия спроса на товар других производителей. Такого рода внешние эффекты не рассматриваются в рамках подхода с позиций неэффективности рынка.

Денежные внешние эффекты – это внешние эффекты, возникающие вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента конкурентного поведения других экономических агентов, их решений об объемах производства, о ценовой политике, о налоговой политике и т. п. в рамках конкуренции.

Точно так же из группы рассматриваемых нами внешних эффектов исключаются ситуации, где ущерб (или благо), наносимый третьим лицам, причиняется намеренно (преднамеренные внешние эффекты). Предположим, что ваш сосед по даче включил на полную мощность свой CD-плейер, чтобы только досадить вам. Или в результате конкуренции на рынке ваша фирма теряет своих клиентов и ее прибыль снижается.

Преднамеренные внешние эффекты – это ситуации, где либо ущерб, наносимый третьим лицом, применяется преднамеренно, либо благо, достающееся третьим лицам, доносится до них намеренно.

К рассматриваемым внешним эффектам не относятся ситуации, когда агент, порождающий внешний эффект, его интернализует (интернализуемые внешние эффекты), т. е. каким-то образом корректирует его своими дальнейшими действиями, например выплачивает компенсацию причиненного ущерба, что, естественно, вызывает рост его издержек.

Интернализуемые внешние эффекты – ситуации, когда агент, порождающий отрицательный внешний эффект, его интернализует, т. е. корректирует его своими дальнейшими действиями.

В теории провалов рынка анализируются внешние эффекты, которые порождают экономическую неэффективность. Это означает возникновение Парето-неэффективных ситуаций. Другими словами, ситуации с внешними эффектами предполагают возможность Парето-улучшений. В этой группе внешних эффектов различают следующие типы:

• отрицательные внешние эффекты;

• положительные внешние эффекты;

• взаимодополняющие внешние эффекты;

• исчерпаемые внешние эффекты;

• неисчерпаемые внешние эффекты.

При отрицательных внешних эффектах на других перекладывается часть издержек.

Загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, загрязнение водоема текстильной фабрикой – это примеры отрицательных внешних эффектов. Благосостояние людей при этом ухудшается. Часть издержек, вызываемых действиями и автолюбителей, и производителей тканей, перекладывается на других людей. При отрицательных внешних эффектах общественные издержки не учитываются производителями, цены на производимые блага занижены, производство благ осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень, имеет место избыточное использование ресурсов общества.

Таким образом, отрицательный внешний эффект предполагает следующие особенности рыночного распределения и использования ресурсов:

• часть издержек перекладывается на других лиц или организации;

• общественные издержки не учитываются в цене продукции;

• цены на производимые блага занижены;

• объем производства превышает оптимальный уровень;

• избыточное (неэффективное) привлечение ресурсов.

Положительные внешние эффекты имеют место тогда, когда посторонние лица бесплатно получают какие-то выгоды.

Например, сбрасываемая с электростанции вода повышает температуру в реке и тем самым способствует более быстрому росту рыбы в ней. Или если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, то вероятность заболеть снижается как у него, так и у окружающих его людей. Потребители благ недооценивают всей их полезности, а это значит, что цена благ с положительными внешними эффектами не учитывает всей общественной пользы от производимого блага. Возникает заниженный уровень цен, не стимулирующий производителей благ расширять их производство. В результате имеет место недопроизводство благ по сравнению с их оптимальным объемом.

Таким образом, положительный внешний эффект предполагает следующие особенности рыночного распределения и использования ресурсов:

• часть совокупной полезности блага бесплатно присваивается другими лицами или организациями;

• общественная польза не учитывается в цене продукции;

• цены на производимые блага занижены;

• объем производства ниже оптимального уровня;

• не привлекаются необходимые ресурсы;

• имеет место недостаточное (неэффективное) использование ресурсов.

Взаимодополняющие внешние эффекты возникают в ситуации, когда при производстве или потреблении благ появляются внешние эффекты, дополняющие друг друга.

Примеры положительных взаимных внешних эффектов – это пасека и фруктовый сад. Производство меда дает внешний эффект в виде опыления цветов фруктовых деревьев и повышения урожайности сада. Производство фруктов дает внешний эффект в виде нектара, необходимого для пчел, и увеличения производства меда.

Важной классификацией внешних эффектов является их деление на исчерпаемые и неисчерпаемые внешние эффекты.

Внешний эффект является исчерпаемьм, если его потребление каким-то третьим лицом означает, что он недоступен для потребления другими лицами.

Если, например, в процессе производства меда пчела опыляет в саду какое-то дерево, то она не может опылять другое дерево.

Внешний эффект является неисчерпаемым, если его потребление каким-то третьим лицом означает, что он также доступен для потребления другими лицами.

В случае с отрицательными внешними эффектами ущерб, наносимый какому-то лицу, не спасает других от такого же ущерба. Все страдают. Большинство проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, представляют собой примеры неисчерпаемых внешних эффектов.

Неисчерпаемые внешние эффекты и общественные блага. Неисчерпаемые внешние эффекты обладают свойством несоперничества и в этом смысле похожи на общественные блага. В каком-то смысле неисчерпаемые отрицательные внешние эффекты можно назвать «общественными вредными благами» («public bads»).

Примерами неисчерпаемых отрицательных внешних эффектов могут служить кислотный дождь, автомобильная пробка на дороге, уменьшение озонового слоя атмосферы, глобальное потепление и т. п. Надо заметить, что в случае с глобальным потеплением этот побочный эффект может быть положительным, например, с точки зрения северных стран, в частности России, и отрицательным с точки зрения южных государств, например Ирана.

Внешние эффекты – это рыночный сбой, который объясняет многие проблемы загрязнения окружающей среды. Подобные внешние эффекты – это блага, цена на которые отсутствует, поэтому нет базовой информации, необходимой для обсуждения проблем загрязнения страдающими от него сторонами.

Но побочные эффекты не ограничиваются состоянием окружающей среды, а теория побочных эффектов не сводится к теоретическому обоснованию такого направления государственного регулирования экономики, как экологическая политика. Теория внешних эффектов объясняет также и необходимость других направлений государственного вмешательства в экономику, в частности перераспределения национального дохода, государственного регулирования сферы здравоохранения. Альтруизм, например, дает внешний эффект, который воздействует на благосостояние других людей. Индивидуальная вакцинация против гриппа положительно влияет на всех окружающих человека, сделавшего вакцинацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теорема Коуза — утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов.

Насколько эффективно справляется частный рынок с проблемами внешних эффектов?

Теорема Коуза (названная в честь ее автора экономиста Рональда Коуза) утверждает, что в некоторых случаях он может быть очень эффективным. Если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся излишних издержек по распределению ресурсов, частный рынок всегда решит проблему внешних эффектов и эффективно распределит ресурсы.

Чтобы убедиться в справедливости теоремы Коуза, рассмотрим пример. Предположим, что у Дика есть собака по кличке Спот. Спот лает и мешает Джейн, соседке Дика. Дик извлекает выгоду из того, что держит собаку, которая создает отрицательный внешний эффект для Джейн. Должен ли Дик побить Спота и заставить его замолчать или Джейн должна страдать из-за несдержанности Спота?

Рассмотрим вопрос о социально эффективном результате. Плановик-социолог, рассматривающий альтернативы, сравнит выгоду, которую Дик получает от того, что держит собаку, с издержками, которые несет Джейн из-за ее лая. Если выгода превышает издержки, эффективность состоит в том, что Дик держит собаку, а Джейн продолжает слушать ее лай. Если же издержки превышают выгоду, Дику придется избавиться от «верного друга человека».

По теореме Коуза, частный рынок самостоятельно достигнет эффективного результата. Как? Джейн просто предлагает заплатить Дику определенную сумму за то. чтобы он расстался с собакой. Дик примет предложение, если сумма денег, которую предлагает Джейн, больше, чем выгода, которую он получает от содержания Спота. Придя к согласию о цене, Дик и Джейн всегда могут достичь эффективного результата. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 500, а Джейн несет издержки в размере $ 800. В этом случае Джейн может предложить Дику $ 600, чтобы он избавился от собаки, а Джек его примет. Обе стороны выигрывают, желаемый эффективный результат достигнут. Возможно, конечно, что Джейн не хочет или не в состоянии предложить цену, которая устроит Дика. Например, предположим, что Дик получает выгоду от содержания собаки в размере $ 1000, а Джейн несет издержки от лая в размере $ 800. В этом случае Дик откажется от любого предложения меньше $ 1000, в то время как Джейн не предложит сумму, большую $ 800. Следовательно, Дик будет продолжать держать собаку. Тем не менее при данных издержках и выгодах этот результат вполне эффективен.

До сих мы предполагали, что у Дика есть законное право держать лающую собаку. Другими словами, Дик имеет полное право держать Спота до тех пор, пока Джейн не заплатит ему достаточную сумму, которая заставит его добровольно отказаться от собаки. С другой стороны, как скажется на результате наличие у Джейн законного права на покой и тишину?

По теореме Коуза, первоначальное распределение прав не зависит от способности рынка достигать эффективного результата. Например, предположим, что Джейн имеет возможность на законных основаниях заставить Дика избавиться от собаки. Хотя это право является преимуществом Джейн, оно, вероятно, не изменит результат. В этом случае Дик может предложить Джейн заплатить, чтобы она разрешила ему держать собаку. Если выгода от содержания собаки для Дика превышает издержки лая для Джейн, то Дик и Джейн заключат сделку и Дик будет спокойно содержать собаку.

Хотя Дик и Джейн могут достичь эффективного результата независимо от первоначального распределения прав, его нельзя не учитывать. Именно исходные права детерминируют распределение экономического благосостояния. Наличие у Дика права на лающую собаку или у Джейн — права на тишину и покой определяет сторону, которая должна заплатить наличными при заключении окончательного соглашения. Но в любом случае обе стороны имеют возможность договориться и решить проблему, связанную с внешним эффектом. Дик будет держать собаку, только если его выгода превышает издержки.

Информация о работе Понятие внешнего эффекта