Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение положительных эффектов.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия внешних эффектов;
Рассмотреть классификацию внешних эффектов;
Выявить проблемы внешних эффектов;
Рассмотреть положительные внешние эффекты;
Рассмотреть степень влияния правительства на положительные внешние эффекты;
Введение 3
Глава 1 Внешние эффекты 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Классификация внешних эффектов 8
Глава 2. Положительные внешние эффекты 17
2.1 Определение положительных внешних эффектов 17
2.2. Стимулирование внешних эффектов 20
Заключение 27
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Экономический факультет
Курсовая работа
Положительные внешние эффекты
Автор работы
__________ В.А. Лобяк
Томск 2011
2
Содержание
Введение
Глава 1 Внешние эффекты
1.1. Основные понятия
1.2. Классификация внешних эффектов
Глава 2. Положительные внешние эффекты
2.1 Определение положительных внешних эффектов 17
2.2. Стимулирование внешних эффектов
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В результате производственной деятельности любое предприятие образует определенные внешние эффекты, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные внешние эффекты – это те потребительные стоимости, которые заключаются в создаваемой продукции или услугах, удовлетворяющих запросы определенной части общества и оплачиваемых ею. Исходя из такой концепции, задача управления сводится к тому, чтобы положительные эффекты (полезности) превышали отрицательные эффекты (ущербы) от деятельности предприятия, и разница между ними была как можно выше. Эта разница будет непосредственно отражаться в получаемой (текущей) прибыли, а главное – в шансах на получении устойчивой прибыли в дальнейшем.
Сегодня актуальность нового взгляда на стратегический анализ особенно обозначилась в результате новых фундаментальных изменений в окружающей среде, влекущих за собой смену всей философии бизнеса. При анализе внутренних параметров организации недооценивается важность окружающей социально-экологической среды в формировании конкурентного преимущества. С переходом к рыночным отношениям в России были созданы определенные предпосылки для развития теории и практики стратегического управления и планирования. Вместе с тем эффективность применения на практике методов и приемов стратегического планирования нельзя оценить как удовлетворительную.
Целью курсовой работы является изучение положительных эффектов.
Для достижения этой цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия внешних эффектов;
Рассмотреть классификацию внешних эффектов;
Выявить проблемы внешних эффектов;
Рассмотреть положительные внешние эффекты;
Рассмотреть степень влияния правительства на положительные внешние эффекты;
Рассмотреть стимулирование положительных внешних эффектов;
Объектом исследования являются положительные внешние эффекты как экономическая категория и как возможная причина неэффективности функционирования рыночного механизма.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды экономистов неоклассического и неоинституционального направлений, теории благосостояния, теории внешних эффектов, теории трансакционных издержек, а так же учебная литература и электронные ресурсы.
2
Глава 1 Внешние эффекты
1.1.Основные понятия
Внешние эффекты – это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процессе купли - продажи данного товара. Появление внешних эффектов можно сформулировать так:
Внешние эффекты возникают тогда, когда действия какого-то агента рынка непосредственно влияет на благосостояние или производственные возможности других агентов, не участвующих в данной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица.
В связи с этим можно говорить о потребительной стоимости внешних эффектов, неоднозначность которой вызвана сущностью самих внешних эффектов. Классическое определение потребительной стоимости как полезности вещи, её способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность в последних политэкономических исследованиях было уточнено. Она стала пониматься как объективно-субъективная социально-экономическая категория, характеризующая общественное проявление всей совокупности социально-экономических параметров продукта, способных удовлетворять многообразные потребности людей, представляющая собой систему взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов — качества, полезности, выражающая результативность воспроизводственных процессов, отношение человека к вещи или совокупности вещей, а также отношения между людьми в процессе её производства и потребления.
Исследуя функционирование внешних эффектов в условиях регулируемой экономики, необходимо согласиться с такими взглядами на категорию потребительной стоимости. И применительно к категории внешних эффектов следует отметить, что внешние эффекты есть суть «блуждающая» потребительная стоимость продукта, факт проявления которой зависит от характера продукта. Термин «блуждающая» вводится из-за того, что данная потребительная стоимость переходит к другим субъектам экономических отношений с момента появления внешнего эффекта. Другими словами, на уровне общественного производства она является частью потребительной стоимости общественного продукта в целом, но из-за блуждающего характера не учитывается в рыночных ценах.
Эта сущность внешних эффектов проявляется и во временном аспекте, то есть внешние эффекты — это не статическое явление, а динамическое. Его продолжительность не связана напрямую с продолжительностью жизненного цикла продукта, при производстве или потреблении которого проявляется внешний эффект. Она либо относительно бесконечна, либо определённо конечна.[7]
С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.
Внешние эффекты представляют собой величины полезности или издержек, которые не отражены, не специфицированы в условиях контрактов.
Мы сами выбираем, купит нам книгу или нет, сколько пирожков купить в столовой, но когда кто-то рядом с нами закуривает сигарету, то поглощаемый нами дым мы не выбираем в качестве блага для потребления. Вместе с тем выдыхаемый кем-то дым влияет на наше благосостояние - в данном случае ухудшает наше самочувствие.
По определению к внешним эффектам относятся блага, которые влияют на наше благосостояние или производственные возможности в результате действий других рыночных агентов. Эти действия являются следствием выбора, который осуществляется другими людьми и который не принимает во внимание наше благосостояние, то есть благосостояние третьих лиц.[2]
2
1.2. Классификация внешних эффектов
Существуют внешние эффекты, которые порождаются действиями индивидуумов и организаций и которые принимаются во внимание этими индивидуумами или организациями. То есть эти организации не только знают о существовании этих эффектов, но и могут принимать меры к их устранению. С этой точки зрения к эффектам, порождающим неэффективность, не относятся следующие эффекты:
денежные внешние эффекты;
преднамеренные внешние эффекты;
интернализуемые внешние эффекты.
В частности, к ним не относятся так называемые денежные внешние эффекты, когда имеет место воздействие на других через цены, например как это бывает при налогообложении. Это воздействие уже предполагается при определении налогов.
Денежные внешние эффекты - это внешние эффекты, возникающие вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента конкурентного поведения других экономических агентов, их решений об объемов производства, о ценовой политике, о налоговой политике и тому подобное в рамках конкуренции.
Из этой группы исключаются ситуации, где ущерб (или благо), наносимый третьим лицам, причиняется намеренно. Предположим, что ваш сосед по даче включил на полную мощность свой CD-плеер, чтобы только досадить вам. Или в результате конкуренции на рынке ваша фирма теряет своих клиентов и её прибыль снижается.
Преднамеренные внешние издержки – это ситуации, где либо ущерб, наносимый третьим лицом, применяется преднамеренно, либо благо, достающееся третьим лицам, доносится до них намеренно.
К рассматриваемым внешним эффектам не относятся ситуации, когда агент, порождающий внешний эффект, его интернализует, то есть каким-то образом корректирует его своими дальнейшими действиями, например, выплачивает компенсацию причиненного ущерба, что, естественно, вызывает рост его издержек
Интернализуемые внешние эффекты – ситуации, когда агент, порождающий отрицательный внешний эффект, его интернализует, то есть корректирует его своими дальнейшими действиями.
В теории провалов рынка анализируются внешние эффекты, которые порождают экономическую неэффективность. В этой группе внешних эффектов различают следующие типы:
отрицательные внешние эффекты;
положительные внешние эффекты;
взаимодополняющие внешние эффекты;
исчерпаемые внешние эффекты;
неисчерпаемые внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке.
Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.
Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки (МЕС) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
Предельные индивидуальные издержки (МРС) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.
При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
На рис. 1.1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности. Предельная общественная полезность (MSB) - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:
МРС + МЕС = MSC = MSB.
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек. В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным: QP>OS;PP
Рис. 1.1. Последствия воздействия отрицательного внешнего эффекта.
Рассмотрим такой пример. Целлюлозно-бумажный комбинат, который осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска. Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Qp т бумаги при цене Pp. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.