Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:08, реферат
Стресс методы борьбы .Причины возникновения стресса Стресс методы борьбы .Причины возникновения стресса Стресс происходит не в окружающем пространстве, а в нашем сознании, но он совершенно реально воздействует на каждую клетку нашего тела, сеет в них семена болезней, сокращающих нашу жизнь. Именно в сознании мы чувствуем раздражение, беспокойство, страх и отчаяние или переживаем удовольствие, радость, удовлетворение, осмысленность своего существования и восторг. Стресс зачастую становится косвенной причиной физического заболевания, общей слабости, травматизма, клинической депрессии и самоубийства, инфаркта и т. п. Ему не всегда уделяют то внимание, которого он заслуживает. Медики выделяют три
Стресс методы борьбы .Причины возникновения стресса Стресс методы борьбы .Причины возникновения стресса Стресс происходит не в окружающем пространстве, а в нашем сознании, но он совершенно реально воздействует на каждую клетку нашего тела, сеет в них семена болезней, сокращающих нашу жизнь. Именно в сознании мы чувствуем раздражение, беспокойство, страх и отчаяние или переживаем удовольствие, радость, удовлетворение, осмысленность своего существования и восторг. Стресс зачастую становится косвенной причиной физического заболевания, общей слабости, травматизма, клинической депрессии и самоубийства, инфаркта и т. п. Ему не всегда уделяют то внимание, которого он заслуживает. Медики выделяют три составные стадии этого страшного недуга. ПЕРВАЯ - стадия тревоги, в которой задействуются все защитные силы организма. Ее иногда называют «стрессом ожидания» или «предстартовой лихорадкой». Такое состояние студентов перед экзаменами, спортсменов на старте, больных накануне операции, любого из нас перед ответственной встречей или визитом к врачу. ВТОРАЯ - стадия приспособления к трудной ситуации и активное ей сопротивление. Если стрессы не требуют от нас невозможного, организм имеет способность «уживаться» с ними. ТРЕТЬЯ - стадия истощения, как нервного, так и физического. Это самая опасная фаза стрессовой ситуации, так как «высокая нота» не может длиться слишком долго,и тем, кто слишком много сил растратил на преодоление предыдущих двух стадий, она оказывается просто не под силу. Может наступить срыв. На этом этапе стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер. Именно поэтому чрезмерные или длительные перегрузки опасны, так как они могут привести к депрессиям и неврозам, а там уже не за горами - гипертония, инфаркт миокарда и инсульт. Медики не подвергают сомнению тот факт, что слишком острый или продолжительный стресс, вызывающий ослабление всего организма, может привести к серьезным заболеваниям. И практически не имеет значения, от каких именно эмоций человек испытывает стресс - положительных или отрицательных, - важна лишь интенсивность. На протяжении дня нас посещают разные эмоции - приятные и не очень. Зачастую мы сами вводим себя в состояние стресса, начинаем волноваться о том, что уже давно прошло, о том, что когда-то было сказано. Тем самым наши силы истощаются еще до возникновения стрессовой ситуации. Есть удивительная релаксационная техника, состоящая из пяти шагов, которая поможет каждому из нас снять стресс всего за час. 1 Несмотря на стрессовый фактор, продолжайте дышать ровно и глубоко 2 Улыбнитесь, как только почувствуете, что стрессовая ситуация начинает влиять на ваше состояние. 3 Расправьте грудь. Поднимите ' голову, вытяните шею, выставьте подбородок вперед. Представьте что вас поднимают за ниточку, прикрепленную к затылку. 4 Пустите «волну расслабления» к тем частям тела, где есть напряжение. 5 Оцените реальное положение дел и скажите: «То, что происходит, происходит на самом деле. И сейчас я приму лучшее решение». Помогают снять стресс пробежка, быстрая ходьба, занятия плаванием, смех, юмор, различные движения типа потягивания, расслабления мышц, наблюдение за пейзажем за окном, рассматривание цветов, «купание» в солнечных лучах, высказывание комплиментов При стрессе важно осознавать, что происходит, и не закрываться. Осознавание - это фокусирование внимания на настоящем моменте. Вместо того чтобы думать о том, что, если... или если только... или лучше бы..., сфокусируйтесь на том, что есть. Осознанно останавливайте взгляд на всем, что вас окружает. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете.Очень благоприятно воздействуют на подсознание картины фен шуй которые способны успокоить расслабить.Но старайтесь поменьше времени находится у компьютора играть в различные игры, покер онлайн ,старайтесь больше времени проводить на природе Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека. Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция. Что же является причиной возникновения стресса?
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке). Каковы первые признаки стресса? Наиболее распространенными симптомами при стрессе являются:Депрессия Головные болиБессонницаСексуальные нарушения Быстрое сердцебиение
Глава 16 настроения,
стрессы, аффекты
Наряду с быстро
меняющимися оперативными эмоциональными
состояниями высшие живые организмы
обладают системой обеспечения относительно
длительных эмоциональных- состояний.
Такие состояния называются настроением,
или эмоциональным фоном, и возникают
в результате реагирования на длительные,
носящие неизменный характер воздействия
внутренней или внешней среды. Настроения
(эмоциональный тон), как и эмоции, могут
быть положительными или отрицательными.В
модельном плане можно считать, что настроение
представляет собой некоторую постоянную
составляющую эмоций, т.е. величину, на
фоне которой происходят эмоциональные
колебания. Таким образом, роль настроения
в процессе регуляции поведения заключается
в добавлении некоторой длительной положительной
или отрицательной компоненты к величине
текущих оперативных эмоциональных реакций.Принято
говорить о периодах веселого, жизнерадостного,
оптимистического, повышенного настроения
и о периодах грустного, пониженного, подавленного,
пессимистического настроения, которые
окрашивают соответственным тоном длительные
отрезки жизни человека.Настроение человека
определяется не только внешними ситуациями
(что делало бы человека слишком простой
машиной), но и состоянием внутреннего
мира человека, его характером и темпераментом.
Более того, состояние внутреннего мира
имеет зачастую много более сильное влияние
на настроение человека, что делает весьма
актуальной работу психологов и психотерапевтов
не только с клиентами (пациентами), находящимися
в так называемых пограничных состояниях
психики, но и с практически здоровыми
людьми, в характере которых имеется склонность
к пониженному настроению, депрессии и
т. д.Частым следствием длительных периодов
пониженного, угнетенного настроения
являются стрессовые состояния. Эти состояния
обычно развиваются у людей (и животных)
в результате длительного воздействия
сложных, трудных для жизни условий, чрезмерных
психических напряжений и эмоциональных
перегрузок. Например, в условиях космического
полета, войны, выполнения непосильной
в интеллектуальном, моральном или физическом
смысле работы и т. д. Развитие стресса
в пределе приводит к полной дезорганизации
деятельности, к невозможности выполнения
стоящих перед человеком задач, к нервным
срывам и устойчивым неврозам.Различные
стрессы представляют собой наряду с алкоголем,
курением, генетическими нарушениями,
основные факторы риска, резко повышающие
вероятность сердечно-сосудистых заболеваний
(инфарктов, инсультов), язвенной болезни
и других серьезных заболеваний.Тем не
менее считается, что некоторая оптимальная
величина стрессовых воздействий может
иметь и положительное значение, так как
ведет к выработке приспособительных,
адаптационных механизмов. В частности,
такого мнения придерживался и канадский
физиолог Ганс Селье, который в 1936 г. ввел
само понятие стресса. В качестве примера
адаптационного действия стресса можно
привести результаты экспериментов, в
которых молодых мышат подвергали умеренным
стрессам: брали в руки, подвергали слабым
ударам тока и пр. Оказалось, что такие
мыши впоследствии лучше, чем их братья
и сестры, не подвергавшиеся «стрессовому
обучению», переносили настоящие стрессовые
ситуации.Каковы же способы борьбы с стрессом,
плохим настроением и жизненными кризисами?
Эксперименты приводят к выводу: необходимо
учиться контролировать ситуацию. Рассмотрим
классические данные. Две группы животных
получали в экспериментах равное количество
ударов током. При этом животные только
одной группы могли предотвращать удары,
нажимая на рычаг (прогнозировать удар
было можно, так как за 10 с до него раздавался
предупредительный сигнал). В результате
многих опытов подобного типа выяснилось,
что животные, имевшие возможность так
или иначе готовиться к удару, почти не
получали язвенных поражений внутренних
органов, в то время как у животных второй
группы язвенные поражения имели интенсивный
характер.В критических ситуациях, возникающих
в результате длительных периодов плохого
настроения, стрессов, а также при неспособности
найти выход из опасных, часто неожиданных
положений у субъекта могут проявиться
очень сильные, практически неуправляемые,
но относительно кратковременные эмоциональные
«взрывы», так называемые аффекты. Аффекты
выполняют роль «аварийного» разрешения
ситуации, поведенчески выливаясь в реакции
двух противоположных типов: агрессии
или бегства (замирания). Причем сила и
бурность проявления аффектов пропорциональна
таким факторам, как сила мотиваций, количество
затраченных усилий для удовлетворения
этой мотивации и мизерность, незначительность
итоговых результатов.Можно считать, что
биологически аффекты, так же, как и эмоции
вообще, представляют собой определенную
форму генетической памяти. У низших животных
это видовая память особого типа — память
на способы реагирования, свойственные
всем животным данного вида. Одни виды,
пользуясь такой памятью, например, реагируют
на опасность агрессией, другие — бегством
или замиранием, вплоть до полной имитации
состояния смерти. У высших животных, в
том числе и у человека, тип эмоционального
поведения определяется характером субъекта
и степенью созревания соответствующих
отделов нервной системы (см. следующий
раздел). Это значит, что один и тот же субъект
в разных условиях и в разные возрастные
периоды может проявлять либо агрессивное
поведение, либо поведение, связанное
с бегством. Например, птенцы многих видов
птиц замирают при виде опасности, хотя
взрослые птицы могут демонстрировать
разные виды активного поведения: защита
птенцов, агрессия и пр.Выраженные формы
негативных эмоциональных состояний,
такие, как плохое настроение, стрессы,
аффекты, часто приводят к особому виду
психологического состояния (поведения),
называемого фрустрацией (от лат. frustratio
— обман, тщетное ожидание) (рис. 58). Фрустрационное
поведение является следствием длительных
неуспехов в удовлетворении потребностей
и желаний человека. Общим проявлением
- фрустраций является появление у человека
«чувства крушения», невозможности преодоления
препятствий. В результате возникают разные
типы нарушений поведения. Это, во-первых,
нарушения самооценки, когда люди отрицают
факт постигших их неудач, приписывают
эти неудачи проискам окружающих, относят
их на счет не зависящих от себя обстоятельств,
но при этом никак не снижают, а иногда
и повышают уровень своих притязаний.
В итоге в поведении появляется заносчивость,
агрессивность, бравада.Р и с. 58. Комплекс
состояний, характеризующих «стрессовый
дисбаланс» эмоциональной сферы человекаДругой
тип нарушений поведения определяется
боязнью неудач и стремлением к достижению
только заведомо достижимых целей. В результате
появляется боязнь разочарования в своих
возможностях, обидчивость, подозрительность,
легкая ранимость. Основы такого поведения
также связаны с дисбалансом уровня притязаний,
самооценки и реальных способностей. Причем
субъект может неосознанно из-за боязни
неудач занижать уровень своих возможностей,
что тем не менее обязательно на уровне
подсознания будет вызывать симптомы
обидчивости, зависти и недовольства (рис.
59).Рис. 59. Характеристики фрустрационного
поведения человека, основными следствиями
которого являются дезорганизация деятельности
и пограничные психические расстройства
В результате длительных фрустраций появляется
необходимость в длительном психологическом
и педагогическом процессе, направленном
на активное осознание человеком реального
соотношения своих возможностей и способностей,
с одной стороны, и уровня своих притязаний
— с другой. В противном случае появляется
опасность развития различных неврозов,
связанных с повышенной нервозностью,
чувством собственной неполноценности,
страхом, потерей работоспособности, утомляемостью,
плохим сном и т.д.