Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:48, реферат
Вопрос о внешних эффектах, не находящих адекватного отражения в рыночных ценах на товары, занимает важное место в исследовании экономических аспектов природопользования. Существование отрицательных экологических внешних эффектов приводит к нарушению рыночного равновесия. Чтобы преодолеть подобную ситуацию, необходимо разработать эффективный механизм трансформации внешних эффектов. Вместе с тем на сегодняшний день не существует единого подхода к проблеме интернализации внешних эффектов. В значительной степени это обусловлено тем, что очень разнятся подходы к определению самого термина «внешние эффекты».
Введение 3
Глава 1. Понятие внешнего эффекта 5
1.1. Виды внешних эффектов 7
1.2. Экстерналии в производстве и потреблении 10
Глава 2. Корректирующие налоги и субсидии. Роль государства в регулировании внешних эффектов 17
2.1. Проблемы, связанные с внешними эффектами 17
2.2. Методы регулирования внешних эффектов 19
Заключение 25
Список литературы 27
Рис.
5 - Отрицательные (а) и положительные (б)
внешние эффекты
Как видно из рис. 5(а), рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.
Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B рис. 5(б).
Чтобы устранить этот провал рынка, необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды.
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство.
Административно-
Государство
разрабатывает и
Однако
административно-командные
Для
того чтобы сократить
Решить проблему внешних эффектов можно несколькими способами:
Корректирующий налог (Corrective Tax), или налог Пигу, взыскивается с каждой единицы производимого или потребляемого товара. Он равен предельным внешним издержкам, t=MEC, для отрицательного внешнего эффекта в производстве, или предельной внешней выгоде, t=MEB, для отрицательного внешнего эффекта в потреблении. После введения корректирующего налога отрицательный внешний эффект остается, но он полностью оплачивается. Суммарные налоговые поступления в бюджет от производителя равны:
T=t*Q*
Таким образом, налог Пигу
Рис.
6 – Налог Пигу на отрицательный внешний
эффект в производстве
Рис. 7 – Корректирующая субсидия
Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.
Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.
На практике довольно сложно определить предельные внешние издержки или предельную внешнюю выгоду, что затрудняет установление ставки корректирующего налога или корректирующей субсидии.
В
некоторых случаях
Теорема Коуза (Coase Theorem): если четко установлены права собственности; разработаны законы, позволяющие свободно покупать и продавать эти права; доступна информация о внешних эффектах; число участников переговоров невелико; трансакционные издержки на ведение переговоров незначительны; эффект дохода отсутствует, то в результате переговоров заинтересованные стороны могут заключить взаимовыгодную сделку.
Из «теоремы Коуза» следует несколько важных теоретических и практических выводов.
Во-первых, она раскрывает экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.
Во-вторых,
теорема Коуза отводит
В-третьих, теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.
В-четвертых,
теорема Коуза показывает, что
ссылки на внешние эффекты —
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.
Любопытно
отметить, что теорема Коуза доказывает
значение трансакционных издержек “от
противного”. В реальной действительности
они играют огромную роль и удивительно
то, что неоклассическая
Внешние эффекты в экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии ни одна из сторон не доставляет вреда друг другу и у одного нет претензий к другому, то внешние затраты являются большой проблемой. Если судить то теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могуть быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.
Более
приемлемым решением проблемы может
быть корректирующий налог, т.е. у предприятия
на выпуск товара будет взимать налог,
который будет направлен на устранение,
например, экологического загрязнения,
появившегося из-за деятельности этого
предприятия. Но Введение потоварного
налога приводит к желаемому результату
лишь в предположении, что существует
единственно возможная