Внешние эффекты. Государственныя политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию внешних эффектов и политики охраны окружающей среды выявлена сущность внешних эффектов, изучен мировой опыт государственной политики по охране окружающей среды, исследованы особенности политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внешние эффекты: сущность, классификация, последствия………………….5
1.1. Отрицательные внешние эффекты ………………………………………….…6
1.2. Положительные внешние эффекты ……………………………………….…10
2. Регулирование внешних эффектов …………………………………………….13
2.1. Частные решения проблем внешних эффектов …………………………..…13
2.2. Теорема Коуза ………………………………………………………………....14
2.3. Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии…………………………………………………………………………….16
2.4. Рыночное лицензирование сброса отходов…………………………………..18
2.5. Экологическая политика: мировой опыт – Киотский протокол……………18
3. Проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………...21
Заключение………………………………………………………………….………26
Список использованных источников…………………………………………...…27
Приложение А …………………………………………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

Kursach макро.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 

В результате сложения предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек получаются предельные общественные издержки (МSС) производства химикалиев.

Когда существует отрицательный внешний  эффект, предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Фактически они не платят за использование ресурсов, чью ценность для альтернативных вариантов использования этих ресурсов они занижают. В рассматриваемом случае занижение ценности водных ресурсов для рекреации, рыболовства, питья и других конкурирующих вариантов их использования преуменьшает издержки производства химикалиев.

 

 

 

Рис. 1.1.2. Отрицательный внешний эффект

Рыночное равновесие достигается в точке Z1, где Р=МSВ=МРС . Предельные общественные издержки: МSС=МРС + МЕС. Эффективный объем выпуска достигается в точке Z2, где МSС = МSВ. Свободная конкуренция приводит к излишнему, по сравнению с эффективным, объему выпуска. Корректирующий налог в размере Т = МЕС долларов на единицу выпускаемой продукции увеличивает рыночную цену до 106 долларов и уменьшает объем производства до 9 000 тонн в день, то есть до эффективного объема.

Примечание  – Источник [6, c. 271]

 

На рис. 1.1.2  показаны предельные общественные издержки производства химикалиев. Эти издержки получаются путем прибавления предельных внешних издержек в размере 10 долларов к предельным индивидуальным издержкам производства каждого возможного объема продукции. Эффективные объем выпуска и цена соответствуют точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности произведенных химикалиев. Предельная общественная полезность (МSВ) любого объема продукции — дополнительная полезность, получаемая при выпуске еще одной единицы товара. Если никто кроме потребителей химикалиев не получает полезности от их производства, то предельная общественная полезность есть предельная полезность, получаемая покупателями.

На рис. 1.1.2 эффективный объем выпуска соответствует точке Z2, в которой его величина равна 9 000 тонн в день, а цена, необходимая для продажи этого количества, 106 долларов за тонну

                                                             МSВ = МSС .                                                (2)

Однако рыночное равновесие соответствует точке Z1, в которой цена химикалиев составляет только 100 долларов за тонну, а дневной объем продаж - 10 000 тонн. Рыночное равновесие соответствует точке, в которой кривая МРС пересекается с кривой МSВ. При ущербе в размере 10 долларов, наносимом другим потребителям водных ресурсов в результате выпуска каждой тонны химикалиев, и объеме выпуска 10 000 тонн совокупные внешние издержки (ущерб от загрязнения воды) составят 100 000 долларов в день. На рис. 1.1.2 ущерб представлен площадью АВZ1С. При рыночном объеме выпуска предельные общественные издержки производства химикалиев превышают их предельную общественную полезность. В результате объем выпуска больше эффективного. Потеря в эффективности представлена площадью Z1Z2B. Она показывает, какой чистый выигрыш можно было бы получить, если бы объем выпуска уменьшился до эффективного — 9 000 тонн в день.

Если бы третьи лица могли взыскивать с химических компаний плату за ущерб в размере 10 долларов с тонны, предельные издержки производства увеличились бы до

                                          МSС=МРС+МЕС=МРС+10долл.                                  (3)

Фирмы в данной отрасли сократили бы производство до 9 000 тонн в день. Как показано на рис. 1.1.2, цена тонны химикалиев поднялась бы со 100 до 106 долларов. При более низком объеме выпуска ущерб от загрязнения уменьшился бы до 90 000 долларов в день. Эта величина представлена площадью DZ2FG: произведение 10 долларов за тонну и дневного объема выпуска в 90 000 тонн.

В данном случае, хотя ущерб  от загрязнения уменьшается, когда  фирме приходится платить за ущерб, он не устраняется полностью. Это  происходит потому, что при рыночной цене в 106 долларов фирмы считают выгодным платить за ущерб, но производить меньше. Последствия возмещения ущерба зависят от других доступных для производителей альтернатив. Например, если увеличение переменных затрат, вызванное платой за ущерб, сделает невозможным получение прибыли, фирмы могут прекратить выпуск продукции. Фирмы также сопоставят максимально возможную при возмещении ущерба прибыль с прибылью, которую они могли бы получать, устранив загрязнения или уменьшив объем выбросов за счет улучшения технологии.

Пусть химические компании теперь уплачивают полную стоимость  ущерба, наносимого третьим лицам. При эффективном объеме выпуска они тогда будут использовать реки для сброса отходов, но будут возмещать в полном объеме предельные внешние издержки такого использования. При эффективном объеме выпуска фирмы уплачивали бы 90 000 долларов другим потребителям водных ресурсов - сумму, равную произведению ущерба в размере 10 долларов за тонну на эффективный объем выпуска.

Общее условие достижения эффективности в случае существования отрицательного внешнего, эффекта выглядит следующим образом:

                                                 МРС+МЕС=МSС=МSВ .                                         (4)

Прибавляя предельные внешние  издержки к предельным индивидуальным, мы поднимаем последние до уровня предельных общественных издержек. При наличии отрицательного внешнего эффекта продажа товара в условиях свободной конкуренции приводит к более низкой, по сравнению с эффективной, цене и большему, по сравнению с эффективным, объему выпуска. [6, с. 269-272]

 

1.2. Положительные внешние эффекты

Предположим, что положительный  внешний эффект связан с обучением  в университете. Третьи лица, помимо студентов, пользующиеся образовательными услугами, и университеты, предлагающие эти услуги, выигрывают от их купли и продажи. Предположим, что образование - товар, предлагаемый конкурирующими продавцами. Независимые университеты, обеспечивающие стандартные учебные программы и стандартное обучение, конкурируют за студентов. Равновесная плата за обучение, установившаяся на рынке образовательных услуг, - 2 500 долларов в год. При этой цене ежегодный набор - 5 млн. студентов, желающих получить диплом. Это показано на рис. 40. Рыночное равновесие соответствует точке Z1. Предложение образовательных услуг отражает их предельные общественные издержки.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара-предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Тогда спрос на высшее образование показывает МРВ образовательных услуг при каждом их объеме. Это выигрыш, получаемый самими студентами. Он показывает, какую максимальную сумму студенты заплатят за поступление в университет при каждом возможном объеме предложения услуг университетов. При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности. Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной прибавить предельную полезность, получаемую третьими лицами.

Предельная внешняя  полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара. Предположим, что полезность, получаемая третьими лицами, составляет 1 000 долларов на одного студента в год. Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равняется произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц. В нашем примере предполагается, что внешняя полезность единицы товара "высшее образование" неизменна и равняется 1 000 долларов. Совокупная внешняя полезность получается путем умножения фактического контингента учащихся на 1 000 долларов. Получатели внешней полезности убеждены, что им выгодно жить в обществе, в котором люди более образованны. Вероятно, они думают, что это способствует уменьшению уровня преступности и ускорению развития техники. Неважно, чем руководствуются эти люди, но они, возможно, не отказались бы взять на себя часть расходов на обучение студентов.

Складывая предельную внешнюю  полезность в размере 1 000 долларов и  предельную индивидуальную полезность, получаемую каждым студентом, мы получаем предельную общественную полезность любого контингента учащихся. На рис. 1.2.1. предельная общественная полезность любого контингента равна:

 

 

 

Рис. 1.2.1. Положительный внешний эффект

При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность ниже предельно! общественной. В условиях рыночного равновесия в точке  Z1 контингент учащихся меньше эффективного. Эф .Активный контингент соответствует точке Z2 , где МРВ + МЕВ = МSС. Корректирующая субсидия в размер МЕВ долларов на студента увеличивает спрос на высшее образование и приводит к достижению эффективного контингента.

Примечание – Источник [6, c. 273]

 

 

                                          МSВ=МРВ+МЕВ=МРВ+1000 долл.                             (5)

Эффективный контингент соответствует  точке Z2, в которой

                                                    МSВ=МРВ+МЕВ=МSС .                                      (6)

Эффективный контингент - 6 млн. студентов. При таком контингенте  предельные издержки обучения составляют 3 000 долларов в год на человека. Однако, чтобы стимулировать увеличение контингента еще на 1 млн. студентов, необходимо уменьшить плату за обучение до 2 000 долларов в год, что соответствует точке F на кривой МРВ. Это имеет место в силу того, что студенты продолжают принимать свои решения на основе предельной индивидуальной полезности. Поэтому эффективное равновесие в точке Z2 потребовало бы установления платы за обучение на уровне 2 000 долларов. Третьи лица должны были бы возместить разницу между 2 000 долларами - суммой, которую готовы уплатить студенты, и 3 000 долларами - предельными издержками обучения при таком количестве студентов. Эта разница отражает предельную внешнюю полезность обучения одного студента -1 000 долларов.

Достижение рыночного равновесия в точке Z1 приводит к появлению положительных внешних эффектов, представленных площадью АВZ1С. Размер этих эффектов - 5 млрд. долларов (произведение 1 000 долларов на 5 млн. студентов). Позволив третьим лицам компенсировать часть расходов в размере 1 000 долларов на студента, можно было бы увеличить контингент учащихся до 6 млн. студентов в год. Сумма в размере 6 млрд. долларов была бы выплачена студентам и университетам третьими лицами, которые теперь участвуют в купле-продаже образовательных услуг. Эти выплаты представлены площадью РZ2РG.

При наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме. Чтобы достичь эффективного объема выпуска, необходимо разработать механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, могли бы внести свой вклад в его получение и потребление. Часть вклада третьих лиц использовалась бы для понижения цены, уплачиваемой потребителями, с тем, чтобы побудить их увеличить потребление. Оставшаяся часть была бы использована для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем, чтобы побудить производителей увеличить предложение товара. [6, с. 272-274]

Таким образом, внешние  эффекты – это издержки или  выгоды полезности от рыночных операций, не отраженные в ценах. Внешние эффекты  бывают отрицательными и положительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Регулирование внешних эффектов

 

2.1. Частные решения проблем внешних эффектов

Хотя экстерналии приводят к снижению эффективности рынка, далеко не всегда ситуация требует вмешательства правительства. В некоторых обстоятельствах действенными зарекомендовали себя частные решения.

Иногда проблема внешних эффектов решается с помощью обращения  к моральным принципам и социальным санкциям. Рассмотрим, например, почему большинство людей выбрасывает  мусор в специально отведенных местах. Да, существуют законы, направленные против тех, кто бросает окурки мимо урн, но за их соблюдением следят не так уж строго. Большинство людей соблюдает правила просто потому, что разделяет их пафос. Золотое правило, известное нам с детства, гласит: «Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы они относились к вам». Это моральное предписание говорит нам, чтобы мы учитывали воздействие наших поступков на других людей. Если использовать экономические термины, оно предлагает нам интернализировать внешние эффекты.

Другое частное решение проблем, связанных с внешними эффектами, — благотворительные общества, основная цель которых — устранение проблем, возникающих в связи с внешними эффектами, к примеру защита окружающей среды. Другой пример ~- частные колледжи и университеты получают пожертвования выпускников, корпораций и фондов в немалой степени потому, что образование создает положительные внешние эффекты для общества.

Частный рынок решает проблему экстерналий, полагаясь на эгоизм заинтересованных сторон. Рассмотрим садовода, занимающегося выращиванием яблок, и пчеловода, пасека которого расположена по соседству. Каждый бизнес создает благоприятный внешний эффект для другого: опыляя цветущие деревья, пчелы способствуют росту урожая яблок. В то же время пчелы, используя нектар, который они собирают на цветках, «производят» мед. Но если соседи не учитывают положительные внешние эффекты, садовод может, расширяя хозяйство, высадить слишком мало яблонь, или пчеловод внезапно сократить число пчелиных семей. Внешние эффекты интернализируются, если пчеловод купит фруктовый сад или садовод заведет пасеку: тогда оба вида деятельности будут осуществляться одной фирмой, которая оптимизирует количество деревьев и пчел. Интернализация внешних эффектов — одна из причин, по которым некоторые фирмы занимаются разнородными видами деятельности.

Другой способ, с помощью которого частный рынок может справиться с влиянием внешних эффектов, —  организация взаимодействия заинтересованных сторон. Сотрудничество садовода и пчеловода решает проблему расширения сада или сокращения пчелиных семей и, возможно, размер денежных выплат, покрывающих издержки сторон. Устанавливая оптимальное количество деревьев и пчелиных семей, координация действий пасечника и садовода позволяет решить проблему неэффективности, обычно являющуюся результатом воздействия внешних эффектов, и позволяет сторонам получать большую прибыль. [4, с. 226-227]

Информация о работе Внешние эффекты. Государственныя политика охраны окружающей среды