Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
Цель работы: изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию внешних эффектов и политики охраны окружающей среды выявлена сущность внешних эффектов, изучен мировой опыт государственной политики по охране окружающей среды, исследованы особенности политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внешние эффекты: сущность, классификация, последствия………………….5
1.1. Отрицательные внешние эффекты ………………………………………….…6
1.2. Положительные внешние эффекты ……………………………………….…10
2. Регулирование внешних эффектов …………………………………………….13
2.1. Частные решения проблем внешних эффектов …………………………..…13
2.2. Теорема Коуза ………………………………………………………………....14
2.3. Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии…………………………………………………………………………….16
2.4. Рыночное лицензирование сброса отходов…………………………………..18
2.5. Экологическая политика: мировой опыт – Киотский протокол……………18
3. Проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………...21
Заключение………………………………………………………………….………26
Список использованных источников…………………………………………...…27
Приложение А …………………………………………………………………..….28
Отрицательные внешние эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения включают: введение стандартов по вредным выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы. Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов.
После анализа действий по охране окружающей среды можно сделать вывод о степени важности экономических проблем на современном этапе развития человечества. Можно отметить следующее, что теорема Коуза в какой-то мере помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Список использованных источников
Приложение А.
Таблица А.1 – Затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Совокупные расходы на охрану окружающей среды2) |
2132 |
158 |
281 |
374 |
578 |
786 |
967 |
914 |
1253 |
1519 |
1744 |
2002 |
в том числе: |
||||||||||||
текущие затраты на охрану окружающей среды |
1564 |
128 |
223 |
300 |
448 |
616 |
778 |
735 |
971 |
1178 |
1296 |
1587 |
из них: |
||||||||||||
затраты на охрану окружающей среды |
1381 |
119 |
205 |
274 |
414 |
580 |
720 |
623 |
818 |
991 |
1117 |
1363 |
из них: |
||||||||||||
на охрану и рациональное использование водных ресурсов |
1019 |
61 |
122 |
166 |
227 |
303 |
362 |
417 |
532 |
623 |
719 |
889 |
на охрану атмосферного воздуха |
273 |
50 |
64 |
79 |
148 |
213 |
274 |
102 |
137 |
186 |
176 |
219 |
на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства |
63 |
7 |
17 |
25 |
34 |
56 |
76 |
92 |
133 |
163 |
193 |
217 |
затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды |
153 |
6 |
12 |
17 |
25 |
21 |
26 |
28 |
36 |
41 |
30 |
37 |
затраты на содержание заповедников и национальных парков, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких животных |
28 |
3 |
6 |
8 |
9 |
15 |
32 |
34 |
61 |
72 |
58 |
95 |
инвестиции в
основной капитал, направленные на охрану
окружающей среды и рациональное
использование природных |
568 |
30 |
58 |
74 |
130 |
170 |
189 |
179 |
282 |
341 |
448 |
415 |
из них: |
||||||||||||
на охрану и рациональное использование водных ресурсов |
383 |
11 |
13 |
27 |
49 |
72 |
86 |
63 |
97 |
135 |
177 |
221 |
на охрану атмосферного воздуха |
111 |
9 |
31 |
26 |
45 |
55 |
17 |
26 |
93 |
91 |
177 |
93 |
на охрану и рациональное использование земель (без мелиорации земель) |
68 |
10 |
13 |
18 |
33 |
35 |
63 |
82 |
75 |
101 |
81 |
83 |
Таблица А.2 – Основные показатели, характеризующие
выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух от стационарных
источников
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников – всего, тыс. тонн |
528,3 |
388,3 |
391,6 |
379,2 |
371,8 |
415,3 |
403,7 |
423,3 |
408,2 |
397,0 |
457,2 |
377,1 |
в том числе: |
||||||||||||
твердые вещества |
57,3 |
45,0 |
45,0 |
43,2 |
41,9 |
44,8 |
44,0 |
45,6 |
45,7 |
47,6 |
46,2 |
44,3 |
газообразные и жидкие вещества |
471,0 |
343,3 |
346,6 |
336,0 |
329,9 |
370,5 |
359,7 |
377,7 |
362,5 |
349,4 |
411,0 |
332,8 |
из них: |
||||||||||||
диоксид серы |
223,8 |
108,9 |
109,7 |
102,2 |
90,1 |
88,8 |
73,9 |
87,7 |
80,6 |
63,8 |
139,5 |
51,7 |
оксид углерода |
102,0 |
92,3 |
96,9 |
92,2 |
95,7 |
102,4 |
104,4 |
107,7 |
92,9 |
86,7 |
74,6 |
75,1 |
диоксид азота |
55,6 |
52,3 |
51,5 |
54,4 |
55,8 |
59,1 |
59,1 |
61,1 |
55,2 |
54,1 |
55,7 |
57,1 |
углеводороды (без летучих органических соединений) |
9,4 |
15,0 |
11,7 |
12,0 |
13,2 |
32,5 |
31,7 |
32,0 |
33,4 |
38,0 |
38,7 |
53,6 |
неметановые летучие органические соединения |
70,8 |
60,4 |
61,6 |
61,5 |
62,7 |
72,2 |
73,5 |
71,6 |
72,4 |
75,5 |
71,4 |
63,0 |
Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн |
2056,6 |
2742,9 |
2745,6 |
2728,4 |
2998,6 |
2843,0 |
2902,0 |
2724,9 |
2595,9 |
2540,5 |
2041,4 |
2862,6 |
в % к общему количеству веществ, отходящих от стационарных источников |
80 |
88 |
88 |
88 |
89 |
88 |
88 |
87 |
86 |
87 |
82 |
88 |
Использовано (утилизировано) загрязняющих веществ, уловленных установками очистки газов, тыс. тонн |
1785,6 |
2514,1 |
2502,2 |
2485,9 |
2788,8 |
2607,2 |
2632,3 |
2474,0 |
2340,1 |
2262,8 |
1796,4 |
2636,6 |
Примечание – Источник [5]
Выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух
от стационарных источников выбросов
по отдельным городам
(тысяч тонн)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Брест |
4,0 |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
3,1 |
3,2 |
3,5 |
3,2 |
3,0 |
4,1 |
2,9 |
Барановичи |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,7 |
2,6 |
2,7 |
2,0 |
2,0 |
2,6 |
1,9 |
Пинск |
6,2 |
6,1 |
6,5 |
5,8 |
3,4 |
3,5 |
2,9 |
3,2 |
2,4 |
2,5 |
3,2 |
2,3 |
Витебск |
15,6 |
8,1 |
6,8 |
6,1 |
6,2 |
6,1 |
5,5 |
5,6 |
4,5 |
4,3 |
6,9 |
3,7 |
Орша |
2,8 |
3,0 |
3,1 |
2,9 |
2,9 |
3,0 |
2,9 |
2,5 |
3,0 |
5,0 |
4,0 |
3,6 |
Полоцк |
8,3 |
3,8 |
3,6 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
2,5 |
2,5 |
2,1 |
1,9 |
2,2 |
2,0 |
Новополоцк |
81,6 |
51,5 |
53,6 |
52,3 |
52,0 |
55,0 |
54,2 |
64,0 |
80,0 |
58,6 |
63,9 |
50,3 |
Гомель |
15,4 |
12,7 |
14,4 |
13,7 |
13,3 |
14,3 |
14,0 |
15,2 |
12,2 |
13,4 |
17,4 |
11,3 |
Светлогорск |
6,3 |
4,4 |
4,8 |
5,0 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
5,4 |
3,3 |
Мозырь |
4,7 |
4,5 |
4,7 |
4,2 |
4,0 |
3,9 |
3,2 |
2,6 |
1,9 |
1,1 |
0,9 |
0,5 |
Гродно |
16,2 |
12,3 |
12,9 |
12,7 |
12,0 |
12,7 |
12,9 |
13,7 |
12,2 |
12,3 |
16,4 |
11,5 |
Лида |
2,7 |
2,5 |
2,4 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
2,3 |
1,9 |
Минск |
58,4 |
34,2 |
35,8 |
36,1 |
35,9 |
40,0 |
38,7 |
40,4 |
33,2 |
37,1 |
49,4 |
30,9 |
Солигорск |
10,8 |
9,8 |
9,9 |
10,5 |
11,2 |
7,1 |
6,8 |
7,2 |
6,9 |
6,0 |
7,1 |
5,3 |
Слуцк |
5,7 |
3,3 |
3,3 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
3,5 |
4,4 |
4,0 |
3,8 |
4,0 |
3,7 |
Борисов |
4,7 |
3,3 |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
3,6 |
3,7 |
3,2 |
3,6 |
2,3 |
Молодечно |
3,9 |
2,4 |
1,7 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,4 |
1,8 |
2,4 |
1,7 |
Могилев |
29,3 |
10,7 |
10,7 |
10,5 |
8,2 |
8,5 |
7,8 |
7,9 |
7,1 |
7,2 |
12,0 |
6,5 |
Бобруйск |
11,8 |
9,0 |
9,1 |
8,2 |
7,2 |
9,4 |
8,4 |
9,7 |
8,9 |
8,5 |
12,4 |
7,6 |
Примечание – Источник [5]
Информация о работе Внешние эффекты. Государственныя политика охраны окружающей среды