Внешние эффекты. Государственныя политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение природы внешних эффектов и форм их проявления, а также анализ экономических проблем охраны окружающей среды.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию внешних эффектов и политики охраны окружающей среды выявлена сущность внешних эффектов, изучен мировой опыт государственной политики по охране окружающей среды, исследованы особенности политики охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внешние эффекты: сущность, классификация, последствия………………….5
1.1. Отрицательные внешние эффекты ………………………………………….…6
1.2. Положительные внешние эффекты ……………………………………….…10
2. Регулирование внешних эффектов …………………………………………….13
2.1. Частные решения проблем внешних эффектов …………………………..…13
2.2. Теорема Коуза ………………………………………………………………....14
2.3. Интернализация внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии…………………………………………………………………………….16
2.4. Рыночное лицензирование сброса отходов…………………………………..18
2.5. Экологическая политика: мировой опыт – Киотский протокол……………18
3. Проблемы охраны окружающей среды в Республике Беларусь……………...21
Заключение………………………………………………………………….………26
Список использованных источников…………………………………………...…27
Приложение А …………………………………………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

Kursach макро.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Отрицательные внешние эффекты обострили проблему состояния окружающей среды. Меры по преодолению последствий ее загрязнения включают: введение стандартов по вредным выбросам; установление платы за выбросы, формирование рынка прав на загрязнение; продажу на рынке временных разрешений на выбросы. Используемые методы носят административный фискальный характер и различаются степенью использования рыночных принципов. Их целью является сокращение вредных выбросов до эффективного уровня и повышение качества окружающей среды. Эффективный объем выбросов характеризуется равенством между предельными общественными издержками от загрязнения и предельными издержками на сокращение объемов выбросов.

После анализа действий по охране окружающей среды можно сделать вывод о степени важности экономических проблем на современном этапе развития человечества. Можно отметить следующее, что теорема Коуза в какой-то мере помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. проф. В.Н. Зуева. – М.: Магистр, 2011. – 574 с.
  2. Долан, Э.,  Линдсей, Д. - Рынок: микроэкономическая модель./Э.Долан, Д.Линдсей.  СПб., 1992. - Гл. 17.
  3. Зубачева, В.Я. Анализ зарубежного опыта эффективности затрат в природоохранной деятельности./В.Я.Зубачева//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2009. - №7. – с.54-68.
  4. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 1999. – 784 с., ил.
  5. Окружающая среда // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/envir.php
  6. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и  применение. В 2х т. Т.II - М. Финансы и статистика, 1992. -Гл. 17.
  7. Шимова, О.С. Экономика природопользования в движении Республики Беларусь к устойчивому развитию/О.С.Шимова// Белорусский экономический журнал. – 2006. - №4. с.31-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А.

Таблица А.1 – Затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Совокупные расходы  на охрану окружающей среды2)

2132

158

281

374

578

786

967

914

1253

1519

1744

2002

в том числе:

                       

текущие затраты  на охрану окружающей среды

1564

128

223

300

448

616

778

735

971

1178

1296

1587

         из них:

                       

затраты на охрану окружающей среды

1381

119

205

274

414

580

720

623

818

991

1117

1363

из них:

                       

на охрану и  рациональное использование водных ресурсов

1019

61

122

166

227

303

362

417

532

623

719

889

на охрану атмосферного воздуха

273

50

64

79

148

213

274

102

137

186

176

219

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства

63

7

17

25

34

56

76

92

133

163

193

217

затраты на капитальный  ремонт основных средств, предназначенных  для охраны окружающей среды

153

6

12

17

25

21

26

28

36

41

30

37

затраты на содержание заповедников и национальных парков, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких животных

28

3

6

8

9

15

32

34

61

72

58

95

инвестиции в  основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

568

30

58

74

130

170

189

179

282

341

448

415

из них:

                       

 на охрану и рациональное использование водных ресурсов

383

11

13

27

49

72

86

63

97

135

177

221

   на охрану атмосферного воздуха

111

9

31

26

45

55

17

26

93

91

177

93

   на охрану и рациональное использование земель (без мелиорации земель)

68

10

13

18

33

35

63

82

75

101

81

83


 

Примечание  – Источник [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица А.2 – Основные показатели, характеризующие выбросы загрязняющих веществ 
в атмосферный воздух от стационарных источников

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников – всего, тыс. тонн

528,3

388,3

391,6

379,2

371,8

415,3

403,7

423,3

408,2

397,0

457,2

377,1

в том числе:

                       

твердые вещества

57,3

45,0

45,0

43,2

41,9

44,8

44,0

45,6

45,7

47,6

46,2

44,3

газообразные  и жидкие вещества

471,0

343,3

346,6

336,0

329,9

370,5

359,7

377,7

362,5

349,4

411,0

332,8

из них:

                       

диоксид серы

223,8

108,9

109,7

102,2

90,1

88,8

73,9

87,7

80,6

63,8

139,5

51,7

оксид углерода

102,0

92,3

96,9

92,2

95,7

102,4

104,4

107,7

92,9

86,7

74,6

75,1

диоксид азота

55,6

52,3

51,5

54,4

55,8

59,1

59,1

61,1

55,2

54,1

55,7

57,1

углеводороды (без  летучих органических соединений)

9,4

15,0

11,7

12,0

13,2

32,5

31,7

32,0

33,4

38,0

38,7

53,6

неметановые летучие органические соединения

70,8

60,4

61,6

61,5

62,7

72,2

73,5

71,6

72,4

75,5

71,4

63,0

Уловлено и  обезврежено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн

2056,6

2742,9

2745,6

2728,4

2998,6

2843,0

2902,0

2724,9

2595,9

2540,5

2041,4

2862,6

в % к общему количеству веществ, отходящих от стационарных источников

80

88

88

88

89

88

88

87

86

87

82

88

Использовано (утилизировано) загрязняющих веществ, уловленных установками очистки газов, тыс. тонн

1785,6

2514,1

2502,2

2485,9

2788,8

2607,2

2632,3

2474,0

2340,1

2262,8

1796,4

2636,6


Примечание – Источник [5]

 

 

 

 

 

 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов 
по отдельным городам 

(тысяч тонн)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Брест

4,0

2,8

2,7

2,7

2,5

3,1

3,2

3,5

3,2

3,0

4,1

2,9

Барановичи

2,3

2,3

2,5

2,4

2,4

2,7

2,6

2,7

2,0

2,0

2,6

1,9

Пинск

6,2

6,1

6,5

5,8

3,4

3,5

2,9

3,2

2,4

2,5

3,2

2,3

Витебск

15,6

8,1

6,8

6,1

6,2

6,1

5,5

5,6

4,5

4,3

6,9

3,7

Орша

2,8

3,0

3,1

2,9

2,9

3,0

2,9

2,5

3,0

5,0

4,0

3,6

Полоцк

8,3

3,8

3,6

3,4

3,2

3,0

2,5

2,5

2,1

1,9

2,2

2,0

Новополоцк

81,6

51,5

53,6

52,3

52,0

55,0

54,2

64,0

80,0

58,6

63,9

50,3

Гомель

15,4

12,7

14,4

13,7

13,3

14,3

14,0

15,2

12,2

13,4

17,4

11,3

Светлогорск

6,3

4,4

4,8

5,0

4,6

4,5

4,5

4,6

4,6

4,7

5,4

3,3

Мозырь

4,7

4,5

4,7

4,2

4,0

3,9

3,2

2,6

1,9

1,1

0,9

0,5

Гродно

16,2

12,3

12,9

12,7

12,0

12,7

12,9

13,7

12,2

12,3

16,4

11,5

Лида

2,7

2,5

2,4

1,9

1,8

1,9

1,9

1,9

1,8

1,8

2,3

1,9

Минск

58,4

34,2

35,8

36,1

35,9

40,0

38,7

40,4

33,2

37,1

49,4

30,9

Солигорск

10,8

9,8

9,9

10,5

11,2

7,1

6,8

7,2

6,9

6,0

7,1

5,3

Слуцк

5,7

3,3

3,3

2,6

2,5

2,5

3,5

4,4

4,0

3,8

4,0

3,7

Борисов

4,7

3,3

3,3

3,2

3,3

3,3

3,4

3,6

3,7

3,2

3,6

2,3

Молодечно

3,9

2,4

1,7

1,4

1,6

1,6

1,6

1,7

1,4

1,8

2,4

1,7

Могилев

29,3

10,7

10,7

10,5

8,2

8,5

7,8

7,9

7,1

7,2

12,0

6,5

Бобруйск

11,8

9,0

9,1

8,2

7,2

9,4

8,4

9,7

8,9

8,5

12,4

7,6


 

 Примечание – Источник [5]




Информация о работе Внешние эффекты. Государственныя политика охраны окружающей среды