Автор: s*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
Введение. 3
1. Теоретические аспекты потребительского поведения. 5
1.1 Понятие потребительского поведения. 5
1.2. Типы поведения потребителей. 9
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13
2.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. 13
2.2 Бюджетная линия 18
2.3. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ 21
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя. 25
3.1. Как покупатель выбирает товар 25
3.2. Довольный покупатель – гарантия успешной торговли 26
Заключение. 29
Список используемой литературы: 31
Роль личного влияния
Большую роль в процессе восприятия новинок
играет личное влияние. Под личным влиянием
имеют в виду эффект, который производят
заявления о товаре, сделанные одним человеком,
на отношения другого человека или на
вероятность совершения им покупки. Хотя
личное влияние - фактор важный вообще,
оно приобретает особую значимость в некоторых
ситуациях и для некоторых людей. В отношении
новинки личное влияние оказывается наиболее
значимым на этапе оценки. На поздних последователей
оно производит большее впечатление, чем
на ранних. В ситуациях, связанных с риском,
оно оказывается более действенным, чем
в ситуациях безопасных.12
_________________________
11
Нуреев Р.М. Основы экономической теории-К.:
Высшая школа, 1996.-447стр.
12 Видяпина В.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая теория» М., – 1995.
Карта безразличия представляет собой графическое изображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Однако выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.
Бюджетное ограничение
Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия - это геометрическое
место точек, представляющих
Рис. 4 График бюджетной линии.
Точки
пересечения бюджетной линии
с осями координат можно
Из уравнения бюджетной линии видно, что она имеет отрицательный наклон. Соотношение цен товаров PX /PY определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат - величина бюджета.
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.
Если при фиксированных ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).
Если при фиксированном бюджете и неизменной цене товара Х цена товара Y снижается (повышается), то наклон бюджетной линии уменьшается (увеличивается), т.е. бюджетная линия повернется относительно какой-либо точки ее соприкосновения с осями координат.
Для определения товарного набора, обеспечивающего потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Такой набор определит точка касания бюджетной линии с наиболее отдаленной кривой безразличия (рис. 5).
Рис. 5 Совмещение кривых безразличия с бюджетной линией.
Условие оптимума потребителя можно интерпретировать
следующим образом. Соотношение, в котором
потребитель при данных ценах способен
замещать один товар другим, равно соотношению,
в котором потребитель согласен замещать
один товар другим без изменения уровня
своего удовлетворения. Предельная норма
замещения двух благ характеризует субъективную
оценку эквивалентности этих благ для
конкретного потребителя, а соотношение
их цен - объективную (рыночную) оценку
их эквивалентности. Когда обе оценки
совпадают, потребитель достигает максимальной
удовлетворенности при своем бюджете,
т.е. оказывается в состоянии равновесия.
2.3 Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
Повышение цены или ее снижение наверняка затронет клиентов, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, а также может вызвать интерес со стороны государственных учреждений. В данном случае остановимся на реакциях покупателей.
Потребители
не всегда правильно
Повышение цены, обычно сдерживающее сбыт, может быть истолковано покупателями и в определенном положительном смысле:
Нормальные товары
Цены на рынке колеблются, доходы
потребителей также не
________________________
13Филип Котлер, ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.
Санкт-Петербург АО «КОРУНА» АОЗТ «ЛИТЕРА
ПЛЮС»1994г.
Товары, для которых соблюдается прямая зависимость между доходом и потреблением, называются нормальными товарами. На рынке их большинство. Товары, для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением, называются низшими товарами.
Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть нормальным, а для других – низшим.
Рис. 6. Изменение
дохода и оптимальный выбор
AB, A1B1, A2B2 – бюджетные линии;
E, E1, E2 – точки
оптимума.
Кривые Энгеля
Человечество устроено так,
превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе
(принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности
растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по
мере
удовлетворения одних
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает
потребности
прежде всего в продуктах первой необходимости.
Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах.14
Однако еще в ХIХ в. немецкий статистик Эрнест Энгель15 доказал, что есть
зависимость между доходом и потреблением, ее графическое отображение
названо
кривые Энгеля (рисунок 7)
Рис.7. Кривые Энгеля
В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы.
Фирмы на рынке ведут
______________________________
14Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С. М., 1999.
15Эрнст Энгельс (1821-1896) немецкий статистик, один из основателей Международного статистического института (1885),
Рис.8. Распределение потребительского дохода
0К – доходы
равны расходам.
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя.
Очевидно, что магазин должен помочь покупателям выбрать товар за 20 – 25 минут. Ключевая цифра после дневного времени – 70% покупателей выбирают товар в магазине. 70% покупателей пробуют товар, рассматривают марки, изучают упаковки, беседуют с продавцами, читают листовки на прилавках, плакаты на стенах, витрины и пр.
При этом как минимум 40% покупателей делают окончательный выбор товара в магазине именно благодаря внутримагазинной информации. Достаточно драматичная вещь для многих производителей. Давно привычно видеть большие рекламные бюджеты размерами в десятки миллионов долларов. Драматизм ситуации в одном: эти суперкрупные бюджеты – только вторая половина выбора марки. Первая половина выбора марки – это то, что покупатель видит и читает в магазине.16
Количество
людей, делающих окончательный выбор товаров
в магазине неуклонно растет. Основная
тенденция, известная по рынкам США и Европы
– в ближайшее время 40% покупателей, делающих
выбор товара в магазине, превратиться
в 50%, а потом и в 60 и в 70% покупателей.
_________________________
16 Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
Каждый владелец магазина, независимо от формата его торговой точки, должен помнить, что достойное обслуживание покупателя – не только главное назначение, но и основа существования его бизнеса. Именно об этом забывают многие хозяева супермаркетов, упуская из вида такую важную составляющую успешной торговли, как индивидуальный подход к каждому покупателю. А между тем именно у владельца супермаркета есть серьезное преимущество перед крупными сетями и дискаунтерами – возможность окружить в своем магазине всех посетителей заботой и вниманием.