Автор: s*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:49, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
Введение. 3
1. Теоретические аспекты потребительского поведения. 5
1.1 Понятие потребительского поведения. 5
1.2. Типы поведения потребителей. 9
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13
2.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. 13
2.2 Бюджетная линия 18
2.3. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ 21
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя. 25
3.1. Как покупатель выбирает товар 25
3.2. Довольный покупатель – гарантия успешной торговли 26
Заключение. 29
Список используемой литературы: 31
Введение. 3
1. Теоретические аспекты потребительского поведения. 5
1.1 Понятие потребительского поведения. 5
1.2. Типы поведения потребителей. 9
2. Факторы, влияющие на поведение потребителя. 13
2.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. 13
2.2 Бюджетная линия 18
2.3. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ 21
3. Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя. 25
3.1. Как покупатель выбирает товар 25
3.2. Довольный покупатель – гарантия успешной торговли 26
Заключение. 29
Список используемой литературы: 31
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
В
процессе своей жизнедеятельности
человек должен питаться, одеваться,
защищаться от неблагоприятных погодных
условий, противостоять и поддерживать
свой организм в нормальном состоянии,
то есть удовлетворять самые
В
современной литературе потребности
подразделяют на первичные (низшие) и вторичные
(высшие). Под первичными подразумеваются
насущные потребности в пище, одежде, жилище.
Вторичные связаны с интеллектуальной,
творческой деятельностью человека –
образование, искусство, развлечения.
Потребности людей в материальных благах,
услугах постоянно видоизменяются и обновляются
по мере развития человеческой цивилизации.
Потребности человека практически неутолимы,
поскольку всегда существуют ограничения
для их полного удовлетворения, такие
как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому
возникает необходимость экономического
выбора, необходимость распределять имеющиеся
ресурсы таким образом, чтобы наиболее
полно удовлетворить собственные потребности.
Удовлетворение человеческих потребностей
осуществляется путём использования различных
благ и ресурсов.1
______________________________
Р.С. Пархоменко, экономическая теория, Ю-Сах., 2003, 7 С
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
Потребители товаров и услуг – это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.
Нарастающая
интенсивность конкуренции
Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг.2 В данной работе будут рассмотрены факторы, обусловливающие спрос.
Как
потребителю сориентироваться среди
обилия товаров и услуг, как сделать
выбор, при котором полезность была
бы максимальной, а затраты –
минимальными? Потребители чаще всего
ищут ответы на эти вопросы интуитивно,
на основе опыта, методом проб и ошибок.
Предприниматели расходуют на изучение
спроса немало средств, пытаясь понять
особенности потребительского выбора
и воздействовать на поведение домохозяйств.
_________________________
2И.В.Алёшина,
поведение потребителей, 2000, 11 С.
1. Теоретические аспекты потребительского поведения.
Потребление
– это обретение и
Поведение потребителей –понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы),и будущее его использование в своих целях.3
Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.
Любая
теория является достаточно абстрактной
моделью и строится на ряде методологических
допущений, позволяющих сконцентрировать
внимание на принципиальных ключевых
моментах. При анализе поведения
потребителя исследователи
______________________________
принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки;
Легко заметить, что большая часть названных выше предпосылок является условными и не реализуется на практике. Нигде по сути нет рынков совершенной конкуренции, покупатели никогда не знают точно о реальном качестве покупаемого товара, производители не знают истинного дохода покупателей и пр. Наконец, далеко не всегда и не все покупатели ( ровно как и производители) ведут себя рационально и последовательно.
Наиболее уязвимым является тезис о полезности, которую можно соотнести с затратами. Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и пр.
При
всём несовершенстве методологических
посылок и основных положений
теории предельной полезности она, тем
не менее, достаточно точно обрисовывает
поведение потребителей и отчасти
производителей, пытающихся воздействовать
на потребительский спрос и
Прежде чем перейти к более детальному изучению полезности как основы выбора потребителя, определим границы открытого для потребителя поля выбора. Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлён. Однако одним из важных ограничений является время. Другим важным ограничением, который будет в дальнейшем учитываться при анализе, является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелёк. Это важное ограничение называется бюджетным.
Представим, что всё многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки, купить автомобиль или заплатить за обучение сына.
Если
весь доход будет потрачен на приобретение
товара А, то на вертикальной оси мы получим
точку, показывающую, сколько единиц этого
товара можно будет приобрести. Это количество
товаров определяется, с одной стороны,
доходом потребителя и, с другой стороны,
- ценой товара А. Если весь доход будет
потрачен на приобретение товара В, количество
единиц товара В (в зависимости от его
цены) будет отображено соответствующей
точкой на оси горизонтали. Соединив эти
две точки, мы получим бюджетную линию,
или линию бюджетного ограничения.
_________________________
4Экономическая теория, учебник, под ред., В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, 2002, 217 С
В пределах поля возможностей, ограниченного бюджетной линией, потребитель свободен осуществить любой выбор, предпочесть любую комбинацию товаров А и В. При этом потребитель основывается на субъективной оценке того удовлетворения, которое он получит от потребления товара. В экономической теории такое удовлетворение называется полезностью.
Каждый
потребитель заинтересован
_________________________
5В.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая теория» М., – 1995.
Поведение потребителя меняется в зависимости от того, какой товар он покупает – тюбик зубной пасты, теннисную ракетку, дорогой фотоаппарат или новый автомобиль. Чем сложнее принять решение о покупке, тем больше требуется участников и тем осторожнее ведёт себя потребитель. Исходя из этого, можно выделить типы поведения потребителей при принятии решения о покупке. В основу представленного ниже, (рис. 1) положены понятия уровня вовлечённости и степени различия между товарными марками.6