Типы поведения человека в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Поведение человека слишком сложный процесс, чтобы быть объясненным в одном широком обобщении. Поведение - это то, что делает личность: чтение книги, изучение инструкции, разговор с начальником, беседы с коллегами, написание служебной записки и т.д. Поведение есть результат взаимодействия индивидуальных особенностей человека с окружающей средой

Содержание

Введение
1. Теоретические основы понятия личности в организации
1.1 Личностные характеристики сотрудника
1.2. Пять основных характерных черт личности
1.3 Типы поведения человека в организации, научение поведению
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 82.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011

 

Содержание

 

Введение

 

1. Теоретические основы понятия личности в организации

 

1.1 Личностные характеристики сотрудника

 

       1.2. Пять основных характерных черт личности

 

1.3 Типы поведения человека в организации, научение поведению

            Заключение

            Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Поведение человека слишком сложный процесс, чтобы быть объясненным в одном широком обобщении. Поведение - это то, что делает личность: чтение книги, изучение инструкции, разговор с начальником, беседы с коллегами, написание служебной записки и т.д. Поведение есть результат взаимодействия индивидуальных особенностей человека с окружающей средой. Индивидуальные особенности проявляются в способностях, позиции по любому вопросу, сознании, способности учиться, возрасте, личностных характеристиках. Окружающая среда - это то, что окружает человека на работе и вне работы.

  Поведение проявляется в действиях, в процессах мышления и коммуникации, в наблюдательности. Любое поведение имеет результат. Желательным результатом является эффективная работа. Поэтому руководитель должен заранее определять желаемые результаты, направлять поведение работников в нужном направлении, создавая для них мотивационный климат.

  В процессе производства только живой труд создает новую стоимость, является ее источником. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии с изменяющимися условиями производства.

  Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства.

  Научный подход к формированию систем управления человеческими ресурсами предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигиенистов труда.

  В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления развитием персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства, это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Целью контрольной работы является - изучить теорию поведения человека в организации.

В соответствии с данной целью, задачами являются:

1) Изучить основные понятия поведения личности.

2) Определить характеристики личности.

3) Рассмотреть основные характерные черты личности.

4)      Изучить исследование поведения личности в организации.

5)      Разработать рекомендации по наущению поведения в организации.

Объектом является личность в организации.

Предметом является поведение человека в организации.

Новизна работы и ее практическая значимость: Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента началось в США с 1930-х гг. в рамках школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф Ротлисбергер, М. П. Фоллет и др).

 

1. Теоретические основы понятия личности в организации

1.1 Личностные характеристики сотрудника

Личность - это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде .

Существуют три подхода к пониманию личности:

1. теории свойств личности - предрасположенности направляют поведение индивида определенным образом;

2. психодинамические теории - объясняют динамическую природу развития личности, конфликт между бессознательной частью личности и «сверх я», примерно соответствующим совести, решаемый «эго», представляющий картину физической и социальной реальности личности;

3. гуманистические теории личности - утверждающие, что базовое побуждение человеческого организма направлено на самовыражение - реализацию своего потенциала .

Все вместе эти теории освещают уникальные качества индивида, влияющие на его поведение.

Традиционно психологи описывали поведение отдельного человека с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность и нерешительность. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Например, многие честны в одних ситуациях и нечестны в других. Личностные факторы и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности. Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников на работе и для интенсивного развития из потенциала, и также заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом.

Поведение человека - совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение её сотрудников проявляется в том , что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества .

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых он работает. Соответственно возможности успешного включения человека в организационное окружение, научения поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его личности.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.).

Любая личность характеризуется:

-общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

       специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);

       элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);

       сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);

       подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

       направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов

       интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

       определенным складом характера;

       биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

       психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

       психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.) .

В ученой среде существует множество разнообразных точек зрения на понятие и сущность такого сложного явления, как личность, знание которых необходимо каждому человеку и тем более руководителю, пытающемуся оказать влияние на поведение людей в процессе трудовой деятельности.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это активный процесс, в котором реализовано множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Перцептивные действия - основные структурные единицы процесса восприятия у человека.

Восприятие обладает свойствами:

- системности, т.е. воспринимаются не только элементы, но и вся структура в целом;

- предметности, т.е. мы, связываем свойства предмета, доступные ощущениям, со всеми иными свойствами, известными нам;

- избирательности, т.е. мы, воспринимаем один и тот же предмет по-разному.

- апперцепция т.е. наше восприятие зависит от нашего опыта, интересов, отношения к жизни, установки, а также от работы подсознания;

- осмысленности и обобщенности, т.е. мы в составлении на основе фрагментов увидеть целое.

Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека .

Побуждать человека могут и материальные, и идеальные мотивы.

Мотивы - осознанные побуждения к деятельности или поведению. Это внутренние побуждения, вызываемые неудовлетворенными потребностями, интересами и т.д. Мотивы формируются в сознании человека в отличие от стимулов, которые являются внешними по отношению к человеку побуждениями к деятельности.

Потребность - испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Выделяют материальные, духовные и общественные потребности.

Интерес - избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения или эмоциональной привлекательности. Виды интересов, как и потребностей - материальные, духовные, общественные. Интересы могут быть широкими, глубокими, узкими, различаться по объему.

Убежденность - глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни.

Идеал - образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.

Первичным индивидуальным свойством, которое характеризуется скоростью возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силой, лабильностью является нейродинамика.

Вторичное индивидное свойство - темперамент . Это совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся:

       в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию);

       в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота);

       в эмоциональности (впечатлительности, импульсивность, эмоциональная возбудимость).

Темперамент детерминирован, определен в основном генетически, он может оказать существенное влияние на выбор профессии, на стиль деятельности, формирование личности и социальный статус. Психологическую характеристику типов темпераментов определяют следующие основные его свойства:

- сенсивность

- реактивность

- активность

- соотношение реактивности и активности

- темп реакции

- пластичность

- экстраверсия

- эмоциональная возбудимость

Кроме темперамента на структуры личности и ее специфику влияют такие факторы, как :

1. способности - представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения.

2. социальный статус - совокупность взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам и социально-исторических общностям.

3. рефлексия - форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций.

4. аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающаяся положительными эмоциями.

5. Интеллект определяется как:

- общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

- система всех познавательных способностей индивида: ощущение, восприятие, памяти, представления, мышления, воображения;

- способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме».

На развитие поведенческих навыков и умений сегодня уходит столько же времени, сколько и раньше. И поныне не появилось никаких методик или средств, которые позволили бы сократить этот период; развитие эмоциональных способностей и навыков общения происходит все так же медленно. Развитие методов управления чрезвычайно отстает от технологического прогресса, что ставит менеджеров в крайне непростое положение, выход из него - в создании такой системы управления людьми в организациях, которая способствовала бы постоянному их развитию, прежде всего в части эмоционального интеллекта.

Характер - подструктура личности в широком смысле слова. Его можно определить как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Характер влияет на выбор целостных поведенческих актов с опорой на их содержательную сторону. Характер связан с личностью в узком смысле, но неоднозначно: у высокой личности может быть плохой характер, и наоборот.

Информация о работе Типы поведения человека в организации