Типы поведения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ типов делового поведения человека в зависимости от типа организации.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи :
- изучить основные подходы и теории изучения поведения человека в организации;
- определить факторы, влияющие на поведение человека;
- выявить факторы, влияющие на поведение человека в организации;
- дать характеристику основным типам поведения человека в организации;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристики организационного поведения 5
1.1 Теории организационного поведения 5
1.2 Отличительная черта индивидуального поведения работников 14
Глава 2. Типы поведения человека 20
2.1 Типы организационного поведения работников 20
2.2. Соответствие типа организации и стиля поведения работников24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовик мой)))))).docx

— 57.75 Кб (Скачать)

      Содержание

      Введение 3

      Глава 1. Характеристики организационного поведения 5

      1.1 Теории организационного поведения 5

      1.2 Отличительная черта индивидуального поведения работников 14

      Глава 2. Типы поведения человека 20

      2.1 Типы организационного поведения  работников 20

      2.2. Соответствие типа организации  и стиля поведения работников24

      Заключение 30

      Список  литературы 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Понятие «организационное поведение» было введено  в связи с необходимостью обозначения  разнообразных поведенческих реакций  личности (группы) на организационные  воздействия (стимулы, ролевые и  административные требования, предписания  и санкции), а также в связи  с вариативностью типов этих реакций. Необходимость изучения [организационного поведения заключается в том, что: поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны; поведение людей в организации и вне ее различно; поведенческие реакции одного и того же человека (группы, организации) различны в разных ситуациях.

      Проблема  поведения персонала организаций  начала приобретать все больший  научный и практический интерес  благодаря развитию рыночных отношений  вызвавших резкий переход от трудового  поведения в организациях планово-административной    экономики    к    экономическому    поведению    в организациях частного бизнеса. Необходимость в таком изучении вызвана тем, что объединение людей  в группы вносит существенные коррективы  в  их личностное     поведение.

      В настоящее время идет поиск, учет и анализ решающих факторов, влияющих на поведение человека, и выработка особых типов поведения человека с целью повышения эффективности деятельности любой организации.

      Объектом  исследования является организация.

      Предмет исследования – поведение человека в организации, типы поведения.

      Целью данной работы является анализ типов  делового поведения человека в зависимости  от типа организации.

      Для достижения целей были поставлены следующие  задачи :

      - изучить основные подходы и теории изучения поведения человека в организации;

      - определить факторы, влияющие  на поведение человека;

      - выявить факторы, влияющие на  поведение человека в организации;

      - дать характеристику основным  типам поведения человека в  организации;

      Гипотеза  – анализ типа  делового поведения  человека зависит от типа организации.

      Методической  основой работы является изучение специальной  литературы по данной проблеме.

      Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

 

      

      Глава 1. Характеристики организационного поведения

      1.1.Теории  организационного  поведения 

      Слово организация используется для обозначения  двух понятий.

      Первое  значение — это определенная социальная единица или коллектив. То, что  определяет организацию в данном конкретном смысле — это социальные единицы, которые могут быть обособлены от других исходя из того, что за люди являются их членами. Таким образом, такой подход позволяет считать  организацией и методистскую церковь, и международное предприятие, и  строительную фирму, и больницу, и  танковый батальон.

      Второе  значение слова касается организационных  особенностей в рамках социальной единицы  или коллектива. Единицы и коллективы в этом значении «организованы» особым образом. Они обладают определенной формой руководства, должностными взаимоотношениями, числом начальников на одного работника, сформулированными правилами и  обязанностями, методами принятия решений  и другими аспектами, которые  используют для их характеристики.

      Организации — как коллективы — также владеют  техникой, 
технологиями, физическим капиталом (зданиями, машинами, конторами) 
и стратегиями для достижения целей. Техника и технологии производителя автомобилей состоят из автоматических линий, роботов, металлообрабатывающих станков, техника церкви включает службу, молебен, песнопение, исповедь, святое причастие и групповые собрания, а техника танкового батальона основывается на конструктивных и оперативных принципах танкового сражения. Существуют также особые методы учета и контроля, например принцип двойной записи в бухгалтерском учете, системы формирования бюджета, системы управления больницами, управление вооруженными силами, принципы

тактики, стратегии и руководства. Более  того, организации для достижения своих целей прибегают к типичным затратам на человеческие ресурсы, сырье и информацию. Члены организации содействуют достижению ее целей, поэтому размеры организации являются характерной чертой: раз участники необходимы для достижения целей, значит их число существенно. Помимо этого, в организациях есть соучастники со своими интересами, в большей или меньшей степени контролируемыми. В составе соучастников — акционеры, правительство, работники организации и общественные группы.

      Практика  управления человеческими ресурсами  и персоналом, естественно, является очень важным элементом организационного контекста. Знания и навыки работников, их профессиональная компетенция, душевное состояние и установки, их обязанности, продуктивность и стремления, социализация и карьера, которую они себе делают как в организации, так и вне  ее, отношения занятости и индустриальные отношения, в которые они вовлечены, — все это тесно взаимосвязано  с организационными структурами  и практикой. Следовательно, между  теорией управления персоналом, исследованиями и организационным поведением существует очень тесная связь, их области во многом совпадают. Организационные  явления обычно можно объяснить  лишь тогда, когда при объяснении учитывается человеческий фактор, и  наоборот.

      На  уровне индивидуальных работников, что  организационное поведение —  это изучение и объяснение трудовых установок, мотивации и удовлетворенности  трудом, распознавание или восприятие ролей на рабочем месте и вне его. Частично личность привносит свойства с собой, когда входит в организацию, но они также и развиваются по мере приобретения опыта под влиянием или при содействии организации. Индивидуальные особенности взаимодействуют с обстановкой, в которой

оказывается личность, она начинает социализироваться и пытается адаптировать ситуацию, чтобы она в большей степени   соответствовала  личностным   вкусам  и требованиям.   Согласование индивидуального     и трудового     контекста     является     основной     задачей  управления человеческими ресурсами или персоналом.

      Организационное поведение является разновидностью человеческого поведения вообще и социального в частности. Наиболее близким понятием для него является, несомненно, понятие «экономического  поведения», которое служит универсальным  объектом экономической теории вообще и непосредственно «описательной, или эмпирической, экономической  науки».

      Поведение — это взаимодействие человека с  окружающей средой в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности. Общую формулу поведения  предложил в свое время К.Левин: В = f (Р, Е). (В — поведение, Р — личность, Е — среда). Смысл уравнения достаточно прост: поведение является функцией взаимодействия свойств личности и обстановки. Применительно к конкретной ситуации это значит, что за поступком сотрудника, причины которого мы хотим выяснить, стоит либо соответствующее качество личности, либо не зависящие от данной личности обстоятельства. Возможно, что какой-то из этих двух факторов сыграл решающую роль. Имеет место тенденция приписывать причины нежелательных для нас поступков других людей их личностным особенностям, а своих собственных — внешним обстоятельствам. Точно так же свои достижения мы склонны объяснять личными достоинствами, а промахи и ошибки — внешними причинами.

      Поведение — одно из основных понятий современной  общественной науки. В бихевиоризме это главный предмет исследования. Его определяют как совокупность объективно наблюдаемых двигательных  

реакций индивида, вызванных внешними (ситуацией) или внутренними факторами (потребность, намерение). Степень сложности реакций может

быть  различной, от простых рефлексов  до сознательно управляемой творческой деятельности.

        Под поведением понимают как действие, так и бездействие. Например, недобросовестное    отношение    сотрудника    к   делу   является    поведением. Существует много видов поведения, которые различаются по таким критериям, как цели, способы организации, количество участников и др.

      По   отношению   к   правилам,   а   также   психологическим   механизмам выделяются следующие виды организационного поведения:

      а) формальное — соответствующее правилам, предписаниям 
(«правильное»);

      б) неформальное поведение, которое непосредственно не связано с 
реализацией целей организации (например, приятельские отношения между сотрудниками) и которое может быть как полезно, так и вредно для нее;

      в) антиформальное поведение — противоречащее правилам организации (недисциплинированность);

      г) поведение внеформальное — реализует цели организации, но не укладывается в ее правила (творческое).

      К поведению относятся: деятельность во всех ее видах, познание, общение  и потребление (потребительское поведение, досуг). Важный признак поведения — его наблюдаемость: поведение — это те формы активности, которые могут наблюдаться извне или регистрироваться соответствующими приборами и которые имеют определенные внешние последствия.

      Термин  «поведение» высвечивает внутренние взаимосвязи организации, а также  ее отношения с другими организациями  и 

общественностью. Несколько упрощая, под организационным  поведением можно понимать функционирование организации в полном объеме, включающем как внутренние взаимодействия, так  и внешние связи.

      Всякое  поведение реализуется психологическими и социально-психологическими механизмами. В его структуру включены такие  психические функции,   как   восприятие,   мышление,   память,   мотивация,   общественное мнение, межличностные коммуникации, многообразные индивидуальные и групповые качества.

      Поведение интенсивно изучается многими социальными  науками, в особенности различными школами психологии.

      Организационное поведение проявляет себя в следующих  формах, аспектах, явлениях:

  • установки,     ценности,     предпочтения,     наклонности     индивидуумов, формирующиеся в сознании;
  • поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
  • поведение  групп,  команд и других группировок,  характеризующихся общением «лицом к лицу»;
  • поведение организационных единиц, таких как отделы, отделения, фирмы или крупные концерны;
  • поведение взаимосвязанной группы организаций;
  • поведение внутренней и внешней среды компании, например эволюция технологии, рынков, конкуренции, государственного регулирования и т.д.

      Термин  возник в начале 60-х гг. XX в., когда объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением процессов, которые происходят в организации, между организациями, а также между внутренней и внешней средой. 

      Несмотря  на все большую теоретизацию организационного поведения, его активно применяют  на практике. Это вступает в конфликт с имиджем, который часто формируется практиками. Бизнесмены несколько десятилетий высмеивали такие концепции, как работа в группе или обогащение труда, до тех пор, пока консультанты не стали продавать эти идеи под прикрытием новой тенденции, называемой «уплотненное производство». Они прежде высмеивали и обсуждение организационной культуры, но приняли эти теории, когда консультанты стали подавать их под маркой «организационное преимущество, организационное искусство».

Информация о работе Типы поведения человека