Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью доставление прибыли как таковой.
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический анализ классических теорий внешней торговли ................................................................................................. 6
1.1. Теория абсолютных преимуществ А.Смита……………
6
1.2. Меркантилистская теория международной торговли….
10
1.3.Теория сравнительных преимуществ Рикардо………….
1.4. Теория обеспеченности (наделенности) факторами производства Хекшера - Олина…............................
1.5. Парадокс Леонтьева……………………………………...
14
Глава 2. Теоретический анализ современных теорий внешней торговли………………………………………………………………
2.1. Теория жизненного цикла…………………………….
19
2.2. Теория технологического разрыва……………………..
2.3 Теория предпочтения сходства………………………..
ГЛАВА 3. Эволюционное развитие теорий внешней торговли и их современные трактовки.
3.1 Теории конкурентных преимуществ М Портера……….
3.2 Новые интерпретации факторного подхода…………….
3.3. Современные новации и трактовки………………….
25
Заключение …………………………………………………………… 29
Список литературы
В данном случае, как и в теории абсолютных преимуществ, специализация стран на производстве товаров, в которых они располагают относительными преимуществами, т.е. перераспределение труда в пользу указанных отраслей, приводит к суммарному росту производимой продукции.
Безусловным достоинством теории сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо является вывод о выгодности международной торговли для всех ее участников. Сформулированные им принципы, на которых строится внешнеторговый обмен между странами, являются универсальными, поскольку практически все последующие теории международной торговли представляют собой лишь развитие теории сравнительных преимуществ. Наряду с этим теория Д. Рикардо не лишена недостатков. Во-первых, подобно теории А. Смита она исходит из применения в производстве лишь одного фактора — труда, оставляя без внимания воздействие других факторов производства — капитала, земли. Во-вторых, теория Д. Рикардо не содержит ответа на вопрос о природе относительных преимуществ.
Ответ
на данные вопросы дает теория сравнительной
обеспеченности (наделенности) факторами
производства (теория соотношения факторов
производства).
1.4. Теория обеспеченности (наделенности) факторами производства Хекшера - Олина.
Теория
соотношения факторов производства.
Оперирует понятиями
Теория сравнительной обеспеченности факторами производства основана на двух принципиальных положениях:
1)
страны-участницы
2) товары различаются между собой по величине и структуре затрат разных факторов производства.
Изобилие одного или нескольких факторов в стране обусловливает их дешевизну по сравнению с теми факторами, которыми данная страна обделена. Так, в стране, с избытком наделенной капиталом и испытывающей недостаток рабочей силы, капитал будет относительно дешевым, а рабочая сила — дорогой. Товары, требующие для своего производства больших затрат капитала и относительно меньших затрат труда, будут производиться в данной стране с меньшими издержками, чем в странах, не наделенных в избытке капитальными ресурсами. Это и предопределяет, по мнению авторов теории наделенности факторами производства, специализацию стран в международной торговле.
Ограниченность
теории состоит в том, что рассматриваются
только две страны с одинаковыми
технологиями и не учитываются внутренние
факторы.
1.5. Парадокс Леонтьева.
Известный американский
Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера - Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:
– неоднородность факторов производства, в первую очередь рабочей силы, различающейся по уровню квалификации. Согласно этому обстоятельству избыток в стране значительного количества высокоорганизованной и неквалифицированной рабочей силы ведет к экспорту сложных изделий. В то время как преобладание неквалифицированного труда в структуре занятого населения склоняет экономику страны к производству и экспорту продукции, не требующей высокого уровня квалификации;
– значительную роль природных ресурсов, которые могут быть задействованы в производстве только вкупе с большими объемами капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в известной степени объясняет, почему экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства;
– влияние на международную специализацию внешнеторговой политики государств. Государство может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.
Существенные
изменения, происходящие в системе
мирового хозяйства и международных
отношений в послевоенный период,
привели к возникновению ряда
факторов, которые не всегда вписываются
в классическую теорию сравнительных
преимуществ. Эти новые факторы не столько
отвергают классическую теорию, сколько
в той или иной степени отражают новые
реалии МЭО.
Глава 2. Теоретический анализ современных теорий внешней торговли.
2.1. Теория жизненного цикла.
Изменения,
произошедшие в развитии мировой
экономики и международной
Используя одну из фундаментальных концепций маркетинга, модель жизненного цикла продукта, американский экономист Р. Вернон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. Жизненный цикл продукта включает четыре стадии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из перечисленных стадии характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Появление нового товара — первая стадия цикла — в подавляющем большинстве случаев связано с рынком промышленно развитых стран, поскольку для этого необходимы значительные ресурсы и высококвалифицированная рабочая сила. На первом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяются ноу-хау. На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны.
Приближаясь к третьей стадии — стадии зрелости — производители товара в промышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него. Поддержание прежнего уровня спроса возможно лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производителей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производств. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства. Чаще всего это — развивающиеся страны, где благодаря более дешевой рабочей силе, небольшой арендной плате, низкому залоговому бремени товар выпускают по более низкой цене. Следовательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны-новатора сменяется вывозом производства данного товара в страну-имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаревающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, т.е. наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции.
На четвертой стадии — стадии спада — продукция окончательно устаревает, спрос на нее падает несмотря на снижение цен.
Таким
образом, на первых двух стадиях жизненного
цикла продукта страна-новатор имеет
сравнительное преимущество в его производстве,
на третьей стадии оно переходит к стране-имитатору,
куда перемещается производство устаревающей
модели. Следовательно, экспорт товара
сменяется его импортом.
2.2.
Теория “технологического разрыва”.
В
результате неравномерности протекания
научно-технического прогресса нововведения
в одной из отраслей производства
первоначально возникают в
2.3. Теория предпочтения сходства.
Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства). Экспортная специализация страны обусловливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство (близость) уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.
Следует
еще раз подчеркнуть, что положения
теории предпочтения сходства относятся
исключительно к торговле промышленными
товарами. Что касается международной
торговли сырьем или сельскохозяйственной
продукцией, то ее географическая структура
вполне отвечает положениям теории Хекшера–Олина.
ГЛАВА 3. Эволюционное развитие теорий внешней торговли и их современные трактовки.
3.1 Теории конкурентных преимуществ М Портера.
В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование “Конкурентные преимущества стран”, изданное в 1993 г. на русском языке под названием “Международная конкуренция”. Теория М. Портера, с одной стороны, является безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, произошедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний.
М. Портер отмечает, что международные преимущества часто сосредоточиваются в строго определенных отраслях, а то и в отдельных сегментах рынка. В качестве главного “действующего лица” он предлагает рассматривать фирму (компанию), функционирующую в относительно сложных отраслях экономики и индустриальных сегментах. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов, поскольку такие отрасли не являются основой высокоразвитой экономики и конкурентные преимущества в этой группе отраслей легко объясняются с помощью классической теории.
Информация о работе Теории внешней торговли и их современная интерпретация