Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:33, реферат
Владимир Руденков
Руденков Владимир Михайлович — профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета
В ходе дискуссий о торговле и конкурентоспособности все большее значение приобретают вопросы технических изменений и новшеств в определении характера сравнительных преимуществ между странами. Новые информационные технологии во всех секторах экономической деятельности еще более актуализируют эту проблему, ибо они имеют стратегическое значение для определения будущей структуры промыш
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ БЕЛАРУСИ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ: СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Владимир Руденков
Руденков Владимир
Михайлович — профессор, заведующий
кафедрой международных экономических
отношений факультета международных
отношений Белорусского государственного
университета
В ходе дискуссий
о торговле и конкурентоспособности
все большее значение приобретают
вопросы технических изменений
и новшеств в определении характера
сравнительных преимуществ
Беларусь обладает
сегодня достаточно сильной промышленной
базой, квалифицированной рабочей
силой, традициями экспорта товаров, она
расположена вблизи как богатых западных
рынков, так и обширных рынков Востока.
В ее экономике промышленный сектор имеет
превалирующее значение, благодаря ему
страна пока сохраняет ведущие позиции
в производстве важнейших видов продукции
среди стран СНГ и Прибалтики. Ориентация
производства на экспорт обеспечивает
появление продукции, пользующейся устойчивым
спросом.
На промышленных
предприятиях в течение последних
лет созданы новые виды техники:
зерноуборочный комплекс КЗР-10 на ПО "Гомсельмаш",
тракторы МТЗ-1221 мощностью 120 л.с. на ПО
"МТЗ", седельные тягачи нового поколения
МАЗ-5440 и МАЗ-6430, автобусы на ПО "БелАвтоМАЗ".
Помимо этого, внедряются в производство
энергонасыщенные тракторы МТЗ-1522 мощностью
150 л.с., автомобиль среднего класса машин
грузоподъемностью от 4 до 7 тонн, карьерные
самосвалы грузоподъемностью 55 тонн, отвечающие
современным требованиям. Проходят испытания
более 900 опытных и макетных образцов новой
продукции, в том числе тракторы МТЗ-1822
мощностью 180 л.с., МТЗ-2522 мощностью 250 л.с.,
МТЗ-1802 с резинотросовой гусеницей, автомобили
специального назначения и др. [1, 22]
В основных положениях
Программы социально-
В качестве приоритетов
белорусской экономики
Общий объем продукции
промышленности к 2005 г. по сравнению
с 2000 г. возрастет на 28—32 %. При этом намечается
опережающий рост экспорта товаров и услуг
по сравнению с ростом производства продукции
промышленности и ВВП. Предполагается
обеспечить ежегодный прирост экспорта
товаров на 7—8 % [2, 32].
В табл. 1 приведены статистические
данные, характеризующие динамику внешней
торговли товарами машиностроительной
продукции Беларуси за 1998—2001 гг.
Статистические данные
внешней торговли, и прежде всего
экспорта, показывают, что ее вклад
в эффективность национальной экономики
пока недостаточен. За 1998—2001 гг. внешняя
торговля Беларуси имела устойчивое отрицательное
сальдо как в целом, так и в торговле с
Россией в частности. Товарооборот с Россией
в 1998 г. составлял 59,4 % от общего объема,
отрицательное сальдо — 62,3 млн дол. США,
в 2001 г. товарооборот сохранился на том
же уровне (59,38 %), а отрицательное сальдо
возросло до 1308,4 млн дол. США, т. е. в 21 раз.
Ориентация на тесные связи с Россией
с 1995 г. позволила Беларуси увеличить объем
внешней торговли с ней к 2001 г. в 1,78 раза,
но вместе с тем нарастить отрицательное
сальдо за этот же период в 1,68 раза. Это
явилось следствием постоянной зависимости
белорусской экономики от поставок сырья
и энергоносителей из России, неустойчивого
развития экономических процессов в ней
и проведения "жесткой" экспортной
ценовой политики на сырье и энергоресурсы.
Внешняя торговля только
тогда эффективна, когда ее развитие
основывается на выработке определенной
стратегии как в области
Первопричиной сложившейся
ситуации следует считать транзитный
характер экономики Республики Беларусь,
сохранение принципов и методов организации
производства, основанных на выпуске конечной
продукции. Это пока является залогом
стабильности спроса на товары из Беларуси
на рынке России.
Для поддержания
конкурентоспособности
Насколько же машиностроительная
продукция Беларуси относится к
технически передовой и каковы ее
перспективы на рынках России и стран
вне СНГ?
Чтобы ответить на эти
вопросы, воспользуемся методологией
группировки и оценки структуры машиностроительной
продукции, используемой в странах с рыночной
экономикой. Сделаем попытку описать процесс
изменения структуры торговли машиностроительными
товарами и оценить доли экспорта и импорта
тех из них, которые относятся к новейшим,
передовым, средним и низким технологиям.
Стандартная промышленная
классификация США и
Исходя из этих предпосылок,
различают:
1) новейшие технологии:
двигатели для самолетов;
2) передовые технологии:
двигатели внутреннего сгорания
(кроме двигателей для
3) средние технологии:
сельскохозяйственные машины и
тракторы; телевизионные приемники;
радиоприемники; легковые автомобили;
автобусы; грузовые автомобили с фургоном
или кузовом; тягачи; шасси с установленными
на них двигателями для легковых автомобилей;
другие шасси с установленными на них
двигателями; кузова, шасси, корпуса и
другие части автомобилей; магнитофоны,
патефоны (граммофоны) и т. п.;
4) низкие технологии:
все остальные, не
Приведенная группировка
товаров машиностроительной продукции
подчеркивает роль различной обеспеченности
их факторами производства. При этом
новейшие (1) и передовые (2) технологии
в процессе торговли характеризуют
динамику распространения техники, содействующей
развитию международных экономических
отношений.
На основании использования
приведенной выше классификации
машиностроительной продукции и
официальных статистических данных
экспорта — импорта за 2001 г. в
табл. 2 отражены объемы торговли Беларуси
в разрезе выделенных четырех групп товаров.
В белорусском экспорте
машиностроительной продукции доля
новейших и передовых технологий
в 2001 г. невысока и составляла 10 %, а
в импорте — 25,67 %. Новейшие и передовые
технологии машиностроения обусловливали
отрицательные сальдо как в торговле в
целом, так и в торговле с Россией и странами
вне СНГ. Следует заметить также, что торговый
дефицит слагался по всем рассматриваемым
группам во взаимоотношениях Беларуси
со странами вне СНГ.
В торговле Беларуси
машиностроительной продукцией средними
и низкими технологиями на долю экспорта
приходится 90 %, импорта — около трех четвертей.
Положительное сальдо в торговле с Россией
этими технологиями перекрывает торговый
дефицит этими группами товаров со странами
вне СНГ.
Если обратиться
к структуре импорта товаров
средних и низких технологий из стран
вне СНГ, то можно заметить, что
в Беларусь идут товарные потоки, которые
нельзя отнести к разряду желаемых
и эффективных. В частности, в
республику ввезены в 2001 г. автомобили
легковые и прочие транспортные средства
для перевозки людей на сумму 142,4 млн дол.
США, что составляет 38,7 % импорта по средним
технологиям. Как правило, это бывшие в
эксплуатации транспортные средства со
сроками от 3 лет и более. Решая внутреннюю
проблему автомобилизации, республика
оказывает косвенное влияние на развитие
экономик стран вне СНГ, способствуя их
техническому прогрессу в области автомобилестроения
и оздоровлению экологии (в части утилизации
транспортных средств и улучшения экологического
баланса). Для сравнения отметим, что из
России легковых автомобилей было ввезено
в 2001 г. на сумму 17,7 млн дол. США, т. е. 12,4
% от суммы вывезенных валютных средств
из республики для приобретения автомобилей
в странах вне СНГ. Однако из России были
ввезены, как правило, автомобили новые,
хотя и более низкого качества по технико-эксплуатационным
и экономическим параметрам.
Опережающее импортное
проникновение технически не передовой
продукции на рынки Беларуси подвергает
эрозии ее внутренние отрасли промышленности.
Например, существенных преимуществ в
области средних технологий Беларусь
достигла в производстве и торговле сельскохозяйственными
машинами и тракторами, а также в торговле
грузовыми автомобилями. Положительное
сальдо в торговле сельхозмашинами и тракторами
с Россией составило 248,0 млн дол. США, грузовыми
автомобилями, тягачами и другими шасси
— 644,9 млн дол. США. Однако, как и по легковым
автомобилям, баланс торговли сельскохозяйственными
машинами и грузовыми автомобилями со
странами вне СНГ для Беларуси оказался
отрицательным на сумму 233,5 млн дол. США,
В торговле этими группами товаров наблюдаются
те же негативные явления, что и в торговле
легковыми автомобилями.
По группе передовых
технологий экспорт металлорежущего
оборудования из Беларуси превышал импорт
в Россию на 5,5 млн дол. США и, наоборот,
со странами вне СНГ по этой позиции сложилось
отрицательное сальдо около 25 млн дол.
США.
Суммарный товарооборот
Беларуси в области новейших и
передовых технологий за 2001 г. составил
691,84 млн дол. США при отрицательном сальдо
270,72 млн дол. США. Однако следует признать,
что именно импорт этих технологий на
сумму 481,28 млн дол. США оказал положительное
воздействие на структуру промышленного
производства и возможности освоения
в производстве конкурентоспособной продукции.
К такому выводу приводят экспертно доказанные
корреляционные связи между действием
различных факторов в процессе нововведений
и увеличением количества производимой
технически передовой продукции, способствующей
экономическому росту и повышению производительности
труда. Технически передовая продукция,
поступающая в республику из стран вне
СНГ, является мощным катализатором развития
не только промышленности Беларуси, но
и других отраслей народного хозяйства.