Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:34, контрольная работа
Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг.
Модель технологического разрыва Познера. Теория жизненного цикла товара Вернона………………………………………………………………..….3
Теорема Рыбчинского и ее обоснование………………………………..5
Теория эффекта масштаба………………………………………………..6
Внутриотраслевая торговля между странами…………………………....7
Теории спроса и реверса в международной торговле……………….…9
Теория конкурентных преимуществ М. Портера………………………10
Список литературы……………………….…………………………………….15
Содержание
Список литературы……………………….………
Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг.
Модель технологического разрыва
Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств
образовался технологический
Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.[1, с. 30-31]
Теория жизненного цикла продукта
В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.[4, с. 22-23]
2. Теорема Рыбчинского и ее обоснование
Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.
Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.
Рис. 1. Влияние роста
использования фактора производства на
доходы от него
Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 1). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.
С включением страны в международный
товарообмен увеличивается
3. Теория эффекта масштаба
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Вместе с тем, реализация эффекта масштаба, как правило, связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями фирмы. [4, с. 23-24]
4. Внутриотраслевая торговля между странами
К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Немецкие автомобили продавались за рубеж и взамен покупались японские; английские буровые установки экспортировались, а взамен покупались норвежские; итальянские стиральные машины продавались во Францию и оттуда покупались французские и т.д. Такая торговля не находила приемлемого объяснения в рамках ни одной из рассмотренных выше теорий. Хотя эта тенденция проявлялась достаточно давно, одним из первых обратил на нее внимание и разработал соответствующую модель экономист венгерского происхождения Белла Баласса [2, с. 181]
Различия внутриотраслевой и межотраслевой торговли
С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров, международная торговля состоит из двух потоков — внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли — экспорт Францией автомобилей фирмы «Ситроен» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли — экспорт Россией нефти и импорт пшеницы.
Внутриотраслевая торговля (intra-industry trade) — обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли.
Межотраслевая торговля (interindustry trade) — обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей.
С точки зрения теории внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой (табл. 1)
Таблица 1
Различия внутриотраслевой и межотраслевой торговли
Межотраслевая торговля |
Внутриотраслевая торговля | |
Торговля развивается в |
разной обеспеченности стран факторами производства |
одинаковой или очень схожей обеспеченности стран факторами производства |
Торговля отражает |
сравнительные преимущества стран в производстве товаров |
дифференциацию товаров |
Торговля объясняется |
теорией соотношения факторов производства |
теорией экономики масштаба |
Торговля приводит к |
росту доходов на относительно избыточные факторы производства и его сокращению на относительно недостаточные |
росту дохода на все факторы производства |
Торгуют между собой |
преимущественно развитые и развивающиеся страны и страны разных размеров |
преимущественно развитые страны и страны примерно одинакового размера |
Страны торгуют |
преимущественно готовой продукцией, гомогенными товарами |
преимущественно частями и компонентами, дифференцированными товарами |
Торговля развивается |
преимущественно между крупными отраслями, например промышленность и сельское хозяйство |
преимущественно в рамках отраслей, производящих промышленные товары |
Торговля ведет к |
значительным социальным последствиям,
связанным с межотраслевым |
минимальным социальным последствиям |
Как видно из таблицы 1, внутриотраслевая торговля осуществляется преимущественно дифференцированными (гетерогенными) товарами, хотя в отдельных случаях возможна и внутриотраслевая торговля гомогенными товарами. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия.
5. Теории спроса и реверса в международной торговле
Все рассмотренные выше новейшие
теории международной торговли объясняли
ее преимущественно со стороны производства
и предложения, определяя на этой
основе относительные преимущества
стран. Теория пересекающегося спроса
— одна из немногих новейших теорий,
которая объясняет
Основателем этой теории стал шведский экономист Стефан Линдер. Смысл ее заключается в следующем: так как потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт. По Линдеру структура экспорта страны в определяющей степени зависти от спроса в стране импортере и очень малое число товаров производится только на экспорт, большинство из них продаются и внутри страны. Для того чтобы экспортировать товар, страна сначала должна насытить внутренний рынок, ориентируясь на спрос местных покупателей. Только тогда, когда товар полностью удовлетворяет потребностям покупателей внутри страны, можно рассчитывать на его успешный экспорт. Однако и за рубежом товар будет успешнее продаваться в тех странах, где структура спроса одинакова или хотя бы сопоставима со структурой внутреннего спроса. Но спрос становится реальным, если он подкрепляется относительно высоким уровнем дохода и чем более высок этот уровень, тем качественнее товар требуется потребителю. Поэтому чем больше пересекаются структуры спроса в странах – экспортере и импортере, подкрепленные высоким уровнем дохода, тем выше объемы торговли между ними.
Таким образом, вопреки теории сравнительной обеспеченности стран факторами производства, не только различия, но и схожесть между странами может быть предпосылкой торговли. [2, с. 187-188]
Еще одной теорией, объясняющей международную торговлю с точки зрения спроса, является теория реверса спроса, основанная на явлении реверса факторов производства. Впервые объяснение явлению реверса факторов производства дал американский экономист Б. Минхас.
Информация о работе Современные теории международной торговли