Теории внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3 - 4

I. Понятие международной торговли……………………………….…..….5 - 7

II.Теории международной торговли

II.1 Классическая теория международной торговли…………………..….8

II.2 Теория сравнительных преимуществ………………………….….9 - 10

II.3 Меркантилиститская теория международной торговли…... 10 - 11

II.4 Теория абсолютных преимуществ………………..……11 - 13

II.5 Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона…………………13-15

II.6 Теория международной торговли Леонтьева………………..15 - 16

II. 7 Неотехнологическая теория внешней торговли……...……..16 - 18

II.8 Теория Фирмы……………………………………………...…….....18

II.9 Теория международной конкуренто-способности нации ….19

Заключение………………………………………………………………..20 - 21

Литература………………………………………………………………...........22

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Московский

Автомобильно-дорожный

Государственный технический

Университет (МАДИ)                                                      
 
 
 
 
 
 

Заочный факультет 
 

Кафедра экономики автомобильного транспорта

                       

По дисциплине: Мировая экономика 

контрольная работа (реферат)

Тории внешней торговли 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила:

                                                Группа: 

                                                Проверила:  
 
 
 
 
 

  
 

                                                             Москва 2011     

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………....3 - 4

I. Понятие международной торговли……………………………….…..….5 - 7

II.Теории международной  торговли

II.1 Классическая  теория международной торговли…………………..….8

II.2 Теория сравнительных  преимуществ………………………….….9 - 10

II.3 Меркантилиститская  теория международной торговли…... 10 - 11

II.4 Теория абсолютных  преимуществ………………..……11 - 13

II.5 Тeopuя Хекшера  - Олина - Самуэльсона…………………13-15

II.6 Теория международной  торговли Леонтьева………………..15 - 16

II. 7 Неотехнологическая  теория внешней торговли……...……..16 - 18

II.8 Теория Фирмы……………………………………………...…….....18

II.9 Теория международной  конкуренто-способности нации ….19

Заключение………………………………………………………………..20 - 21

Литература………………………………………………………………...........22 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества.

      Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена.

     В борьбе за свободу международной торговли, как и во многих других сторонах учения, физиократы были предшественниками А. Смита. Но А. Смит превосходит их широтой своих взглядов. Смит - признает внешнюю торговлю выгодной саму по себе, лишь бы возникла она своевременно и развивалась самостоятельно. Поднявшись выше точки зрения физиократов, А. Смит все-таки не дает еще удовлетворительной теории. Д. Рикардо и его последователям, в особенности Стюарту Миллю, выпало на долю найти прочное научное основание для теории международной торговли. Излагая теорию Смита о деньгах, видно, какие доводы извлекает из нее Смит против теории торгового баланса. А. Смит выясняет положительные стороны международной торговли, по его мнению, существует естественное распределение производства между различными странами, естественное и соответствующее их взаимным интересам.

      Необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала. Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Он отмечал: ''При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды». Это преследование индивидуальной выгоды самым удивительным образом связано с общим благом всех. Стимулируя трудолюбие, вознаграждая изобретательность, утилизируя наиболее действенным образом все те силы, которые даёт нам природа, этот принцип приводит к самому эффективному и наиболее экономичному разделению труда между разными нациями''. При свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии трудовых затрат и затрат капитала.   

I. Понятие международной  торговли

       Международная торговля - это система международных товарно-денежных и экономических отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции: привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практиче-ски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объ-емов экспорта. Современная международная торговля - торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) това-ров, и участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства. Торговля явля-ется средством, с помощью которого страны могут развивать спе-циализацию, повышать производительность своих ресурсов и, увеличивать общий объем производства. Экономические и политические риски в междуна-родной торговле, обусловленные географическими, политически-ми, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

       На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

стабилизация  межгосударственных отношений в  условиях мира;

развитие МРТ  и интернационализация производства и капита-ла;

НТР, способствующая обновлению основного капитала, созда-нию  новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирова-ние старых;

активная деятельность международных корпораций на миро-вом  рынке;

возникновение новой коммерческой реальности - общемиро-вого рынка для стандартизированных товаров;

регулирование международной торговли посредством  между-народных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;

деятельность  международных финансово-экономических  орга-низаций;

стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;

либерализация международной торговли, переход  многих стран к режиму, включающему  отмену количественных огра-ничений  импорта и существенное снижение таможенных пош-лин - образование «свободных экономические зон»;

развитие процессов  торгово-экономической интеграции: уст-ранение региональных барьеров, формирование «общих рын-ков», зон свободной  торговли;

получение политической независимости бывшими колониаль-ными странами. Выделение из их числа  стран с моделью эко-номики, ориентированной на внешний рынок.

В середине 90-х  г.г. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля ста-новится сферой, имеющей положительную  динамику развития. Ниже показан рост внешней торговли России (% к предыдущему году):

 
  1993 г.  1994 г.  1995 г.  1996 г.  1997 г.   
Товарооборот  97.3 114,4 118.8 104.6 102,4  
Экспорт 104.5 116.1 125.1 108,9 98.0  
Импорт  89.1 105,1 112.5 97.3 108.6  
             

Пpoцecс эволюции роста российского экспорта сопровождался тем, что к середине 90-х г.г. вывоз многих важнейших видов про-дукции стал заметно менее прибыльным либо вообще убыточным, и обусловлено факторами:

1. выравнивание  внутренних российских и мировых  цен. В сере-дине 90-х гг. подавляющая часть товаров традиционного рос-сийского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внеш-них рынках;

2. экспорт терял  доходность под воздействием  относительного удорожания рубля  по отношению к доллару. Курс  доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому руб-левые затраты на экспортную продукцию увеличивались бы-стрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

II.Теории  международной торговли

Классические  и неоклассические теории имеют  один су-щественный недостаток: для того, чтобы подтвердить их прак-тикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые в реальной жизни, к сожалению, осуществить - сложно, это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях.

II.1 Классическая теория  международной торговли

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории междуна-родной торговли, доказывающей необходимость  либерализации ус-ловий ввоза  заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внеш-ней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, ко-торая служит основой для всех видов политики свободной торговли См.: А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» М., 1962г..

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита См.: Д. Рикардо  «Начала политической экономии и  налогового обложения» /Соч.: М., 1955г.. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специа-лизации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специа-лизироваться на производстве, в котором она, имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относи-тельная выгода является наибольшей.  

II .2 Теория сравнительных  преимуществ

Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.

Теория сравнительных  преимуществ объясняет международную  торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Но она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских эко-номистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются: в производстве раз-личных товаров факторы используются в разных соотношениях; национальные производственные различия определяются, разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами.

А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те стра-ны, которые активно участвуют  в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара.

Информация о работе Теории внешней торговли