Современные теории в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и фирм, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая под их имущественную ответственность.

Содержание

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности в системе рыночных отношений.
Совершенствование технической базы производственно-хозяйственной деятельности.
Определение конкурентных преимуществ в хозяйственной деятельности фирмы.
Методы стратегического анализа издержек с точки зрения усилий конкурентоспособности фирмы.
Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса.

Работа содержит 1 файл

анисимова.docx

— 46.72 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности в системе рыночных отношений.
  2. Совершенствование технической базы производственно-хозяйственной деятельности.
  3. Определение конкурентных преимуществ в хозяйственной деятельности фирмы.
  4. Методы стратегического анализа издержек с точки зрения усилий конкурентоспособности фирмы.
  5. Фирма и общество: социальная ответственность бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности в системе рыночных отношений.

Основным типом хозяйственной  деятельности в рыночной экономике  является предпринимательство. Предпринимательская  деятельность характеризуется такими признаками, как:

1) экономическая свобода  субъекта хозяйствования;

 2) материальная ответственность за принимаемые решения (вплоть до    

     банкротства);

 3) ориентация на коммерческий успех.

       Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и фирм, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая под их имущественную ответственность. 
   Основной организационной единицей предпринимательской деятельности является фирма. В зарубежной экономической литературе фирма определяется как организация, имеющая единое управление, образованная с целью получения прибыли путем предложения для продажи вещественных благ и услуг. Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий, которые занимаются одним и тем же или разными видами хозяйственной деятельности. В нашей экономической литературе нет четкого разграничения между понятиями “фирма” и “предприятие”. Часто эти понятия используются как синонимы. Иногда термин “фирма” употребляется только по отношению к частным предприятиям.

       Предпринимательской деятельностью занимается большое число фирм, которые создают и/или реализуют разнообразные товары. Рыночное предложение того или иного блага представляет собой результат совместной деятельности фирм, образующих в совокупности отрасль. 
   В организационно-экономическом плане фирма (предприятие), во-первых — комплекс средств производства, обладающий технологическим единством, приспособленный для изготовления определенного продукта, а во-вторых — коллектив работников, взаимодействующих друг с другом на основе внутрипроизводственного разделения труда. 
   В социально-экономическом плане фирма представляет собой обособленное звено, которое характеризуется определенной совокупностью отношений как внутри фирмы, так и с внешними по отношению к ней субъектами. Экономическая обособленность фирмы основана на обособлении ресурсов предприятия и на их полном самостоятельном обороте, возмещении затрат полученными доходами. Фирма имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, на котором в соответствии с общепринятыми правилами отражает результаты хозяйственной деятельности, и расчетный счет в банке, фиксирующий ее денежные затраты и поступления. В силу обособленности фирма выступает как субъект хозяйствования, т.е. является активным агентом экономической системы, который распоряжается принадлежащими ему и привлеченными на время факторами производства в соответствии с собственными экономическими интересами. 
   Переход нашей экономики от централизованно управляемой к рыночной принципиально изменяет положение предприятия в системе экономических отношений. Из объекта управления, призванного воплощать в жизнь решения центра, оно превращается в самостоятельный субъект хозяйственной деятельности. В новых условиях хозяйствования предприятие превращается из формального товаропроизводителя в полноценного: оно производит блага для продажи в форме товаров и свои отношения с другими экономическими субъек- тами строит на основе купли-продажи. 
   Как хозяйственно-правовая единица фирма — юридическое лицо, имеющее определенные права и обязанности, зафиксированные в Законе о предприятиях. 
   Для целей экономического анализа фирмы (предприятия) можно сгруппировать по характеру деятельности, отраслевой принадлежности, формам собственности, целевой направленности, организационно-правовым формам и размерам. По характеру деятельности фирмы делятся на производственные и непроизводственные. По отраслевой принадлежности — на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, страховые и т.д. По формам собственности выдбляют государственные, коллективные и частные предприятия. По целям деятельности предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. Основной целью деятельности первых является извлечение прибыли, вторые создаются для оказания социальных услуг. К некоммерческим (бюджетным) относятся субъекты хозяйствования, которые содержатся за счет средств республиканских и местных бюджетов (школы, больницы, суды и т.д.). Хозяйственная деятельность различных общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, как правило, преследует некоммерческие цели. К предприятиям некоммерческого типа относят также потребительские кооперативы, поскольку их деятельность направлена не столько на получение дохода, сколько на оказание помощи и содействие членам кооператива. 
   По организационно-правовой форме различают унитарные предприятия, хозяйственные товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы. К унитарным предприятиям относятся предприятия, принадлежащие одному  владельцу  (частному  собственнику, органу государственной власти или органу местного управления).

    Товарищества (партнерства) создаются путем объединения капиталов нескольких лиц. Они могут быть с полной, смешанной и ограниченной ответственностью. Члены полного товарищества отвечают солидарно всем своим имуществом по обязательствам фирмы. В товариществе со смешанной ответственностью наряду с теми, кто несет полную ответственность, присутствуют участники (коммандитисты), ответственность которых ограничена их вкладом. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) создается как товарищество, долевое участие членов которого зафиксировано в учредительном договоре и каждый из них рискует лишь в пределах своего вклада. 
   Акционерное общество (корпорация) — это правовая форма организации фирмы, капитал которой образуется в результате объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска и продажи акций. Владельцы акций (акционеры) являются совместными собственниками корпорации, они несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций. 
   Акционерные общества бывают открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Акции открытых обществ распространяются путем свободной продажи, закрытых — среди заранее определенного круга лиц. 
   Особой организационно-правовой формой предпринимательства являются производственные кооперативы. В сельском хозяйстве они получили название колхозов, в других отраслях — народных предприятий. Отличительная особенность производственного кооператива — собственник и работник выступают в одном лице. Доходы членов кооператива имеют два источника — фонд заработной платы, из которого оплачивается их труда как работников, и доход (прибыль), на часть которого они могут претендовать как собственники. 
   По размерам фирмы подразделяются на малые, средние и крупные. Основными параметрами, на основании которых происходит их разграничение, являются численность работников и объем производства или продажи. В мировой практике, как правило, малой считается фирма с численностью работающих менее 100 человек, а крупной — с числом работников более 500 человек. В соответствии с законодательством Республики Беларусь к малым относятся фирмы в промышленности с числом работников до 200 человек, в строительстве — до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

      В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее число предприятий — малые, средние фирмы не так многочисленны, причем в настоящее время имеет место тенденция сокращения их численности. Основную же массу продукции в этих странах производят крупные фирмы. 
   Крупные фирмы обладают очень важными преимуществами по сравнению с малым и средним бизнесом. Они осуществляют массовое производство, что создает условия для значительной экономии факторов производства, обладают большими финансовыми возможностями для проведения научно-исследовательских работ и внедрения их результатов в производство. 
   Малые предприятия могут успешно сосуществовать с крупным бизнесом в силу их гибкости, способности быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, а также благодаря поддержке со стороны государства. 
   Любая фирма осуществляет следующие основные функции: 
  • организация и управление хозяйственной деятельностью; 
  • снабжение своего предприятия необходимыми ресурсами; 
  • реализация созданных вещественных благ или услуг; 
  • внутрифирменное управление персоналом. 
   В последующих вопросах данной главы будет рассмотрено, как фирма решает, что, как и сколько ей следует производить, чтобы получить максимальный положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Совершенствование технической базы производственно-хозяйственной деятельности.

   На современном этапе хозяйствования основой экономической политики предприятия является повышение эффективности и качества работы всех звеньев производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности их производственной деятельности. Действенность этих решений зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени взаимодействия не только между собой, но и с конечными результатами производства.

Производственно-хозяйственная  деятельность выступает в современных  условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития коммерческих предприятий. Эта деятельность постоянно  совершенствуется в соответствии с  объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением  хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических  и иных параметров продукции.

Основные направления  способов совершенствования производственно-хозяйственной  деятельности:

- Экономические (снижение  себестоимости продукции, повышение  цен, снижение постоянных расходов  и т.д.);

- Технологические (использование новых технологий, модернизация основных средств);

- Организационные (изменение  организационной структуры предприятия,  создание и сокращение отделов);

- Неэкономические (маркетинг, интеграция информационных технологий).

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение  новой техники, комплексная механизация  и автоматизация производственныx процессов, совершенствование теxнологии, внедрение прогрессивныx видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Также серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. Снижение себестоимости  продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости.

С ростом объема выпуска  продукции прибыль предприятия  увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем  производства, тем при прочиx равныx условияx больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Материальные затраты, как  известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект. Основным условием снижения затрат сырья  и материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивныx видов материалов, внедрение теxнически обоснованныx норм расxодов материальныx ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также  снижает себестоимость продукции. Размер этиx затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от иx абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховыx и общезаводскиx расxодов в целом по предприятию, тем при прочиx равныx условияx ниже себестоимость каждого изделия.

Значительные резервы  снижения себестоимости заключены  в сокращении потерь от брака и  других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его  виновника дают возможность осуществить  мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному  использованию отxодов производства.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, характеризующим  производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия  и показывает затраты предприятия  в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения теxнологическиx процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственныx мощностей; экономичность использования материальныx и трудовыx ресурсов и другие условия и факторы, xарактеризующие производственно-xозяйственную деятельность.

Снижение себестоимости  планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на рубль товарной продукции, если в  общем объеме выпуска удельный вес  сравнимой с предыдущим годом  продукции невелик. Следует иметь  в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд  факторов, в том числе изменение  норм расxода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необxодимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.

 

 

 

 

3.Определение конкурентных преимуществ в хозяйственной деятельности фирмы.

Приступая к исследованию конкурентных преимуществ на предприятии, первоочередным шагом является определение главных  понятий, используемых в данном параграфе  – понятиям конкуренция и конкурентное преимущество.

Конкуренция (от лат. “concure” - бежать к цели) - есть соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке - чтобы покупатель купил их товар. Основное орудие конкуренции - формирование спроса и стимулирование сбыта. Так как типичной ошибкой при анализе данной проблемы становится смешение понятий конкурентоспособности и конкурентного преимущества, поэтому уточним эти понятия.

 

Конкурентоспособность товара - интегральная сравнительная характеристика товара, комплексная оценка его параметров (потребительских, экономических, организационно-коммерческих) относительно требований рынка или  параметров схожих товаров. Реальная конкурентоспособность  товара определяется только при сравнении  его значимых для потребителей параметров с характеристиками и условиями  продажи аналогичных товаров-конкурентов.

 

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению  с аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность компании - способность  противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции  как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности  покупателей, так и по эффективности  бизнеса. Она чаще всего оценивается  специалистами компании, а конкурентные преимущества оцениваются потребителями, сравнивающими предложения компании и ее конкурентов. В этом смысле понятие конкурентного преимущества также относительно. Конкурентные преимущества позволяют добиться большей приверженности потребителей, соответственно они во многом определяют стратегию конкуренции компании, т.е. то, как она конкурирует.

 

Конкурентное преимущество - это  отличительные особенности компании и ее продукта в глазах потребителей.

Конкурентные преимущества субъектов  могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

Конкурентное преимущество системы  – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая  даёт ей превосходство перед конкурентами.

Информация о работе Современные теории в торговле