Теория внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:20, реферат

Описание работы

Ограниченному «вкраплению» в доктрину сравнительных преимуществ различных дополнений был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена, при этом в качестве объекта анализа выступала не отдельная страна, а международная фирма.

Работа содержит 1 файл

НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

НОВЫЕ И НОВЕЙШИЕ ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

      Ограниченному  «вкраплению» в доктрину сравнительных  преимуществ различных дополнений  был противопоставлен иной анализ  проблем внешнеторгового обмена, при этом в качестве объекта  анализа выступала не отдельная  страна, а международная фирма. 

       Такой подход наиболее четко  сформулирован американскими исследователями  С. Робоком и К. Симмондсом: «Неспособность традиционной теории торговли объяснить и предсказать растущую важность процесса интернационализации производства частично объясняется неправильной постановкой вопроса. Теория торговли задает вопрос: Почему нации торгуют? Это некорректный вопрос. Бизнесмены торгуют и во все больших количествах перевозят товары между странами, при этом товары не покидают пределов одной фирмы. Вопрос должен быть поставлен так: Почему товары и услуги передаются между нациями?.. При ответе на этот вопрос нам становится ясно, что единица, принимающая решение,— это коммерческое предприятие, а не нация». 

Объективной основой  такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный  обмен. Точные расчеты доли внутрифирменных  поставок в общем объеме внешней  торговли отсутствуют, однако ориентировочные  данные позволяют сделать вывод  о том, что на внутрифирменные  связи приходится около 70% всей мировой  торговли, 80—90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. 

Особенности внутрифирменной  торговли, выделяющие ее из традиционной внешней торговли, отражаются в качественных характеристиках современного торгового  обмена. 

     Внутрифирменная  торговля базируется на обмене  полуфабрикатами и запасными  частями, используемыми при сборке  изделия, предназначенного для  мирового рынка. Как показывает  анализ тенденций развития внешней  торговли, именно такой внутриотраслевой  обмен набирает наиболее быстрые  темпы. 

Международные монополии  заинтересованы во внешнеторговых поставках прежде всего в страны, наиболее близкие по своим характеристикам к параметрам страны, где находится штаб-квартира монополии. Подобный тип рынка ими хорошо освоен.                  Внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между индустриально развитыми странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК). 

       Поведение международной монополии  при поставке товаров с целью  прямого инвестирования или закупок  сырья может в отдельных случаях  противоречить доктрине сравнительных  преимуществ. 

       Таков, например, случай переноса  части относительно капиталоемких  производств в другие, менее развитые страны. Для доктрины сравнительных преимуществ перенос оправдан лишь постольку, поскольку в менее развитой стране имеются меньшее количество капитала и более высокая процентная ставка. Однако для между­народной фирмы, которая может перевести капитал из развитой страны в развивающуюся, больше важны поиск альтернативного источника поставок, гарантированность поступления полуфабрикатов и т. д. 

       Аналогичным образом при выборе  источника сырья головное отделение  фирмы может предпочесть в  качестве поставщика более дорогую,  но находящуюся в полной зависимости  от него фирму. Во всех случаях  степень контроля оказывается  более весомым обстоятельством  по сравнению с ценой товара  или ценой факторов произ­водства. 

       В одном из индексов, используемых  Германией для оценки привлекательности  страны для инвестиционной деятельности, удельный вес такого фактора  производства, как стабильность, в  1,5 раза выше значимости условий  получения кредита и уровня  зарплаты, т. е. цен капитала  и рабочей силы. 

       Выделив фирму или международную  компанию в качестве объекта  анализа, исследователи попытались  ответить на следующий вопрос: в каких случаях фирме удается  выйти на внешний рынок и  успешно завоевать его? Одну  из первых попыток дать ответ  на этот вопрос предпринял  американский ученый С. Линдер. 

       Рассматривая особенности таких  технологически новых товаров,  с которыми американские фирмы  вышли на европейский рынок  в 40—50-х годах, как холодильники  или телевизоры, исследователь обратил  внимание на то, что основные  открытия, на базе которых товары  разработаны, сделаны европейцами.  Эти открытия практически были  воплощены в Америке в виде  технологически новых товаров,  затем успешно завоевавших внешний  рынок в Европе. Богатый американский  потребитель оказался более предрасположенным  к потреблению новых дорогостоящих  товаров. Впоследствии по мере  повышения жизненного уровня  европейцев новые американские  товары нашли свою дорогу в  Европу. 

      С.  Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т. е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний. 

Выход на зарубежный рынок будет осуществляться фирмой на базе товара, подготовленного ею для национальных покупателей; структура  потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к  структуре потребления страны, в  которой находится головная компания. 

 Если в Америке  изобретен молоток стоимостью  в 100 долл., то он будет приобретен  в Германии, где уровень доходов,  а соответственно и структура  потребления производственных товаров  аналогичны, но не в развивающихся  странах, где предпочтут 100 молотков  по 1 долл. 

    Это объясняет  расширение внешней торговли  преимущественно между развитыми  странами, где требования к производственным  и потребительским товарам аналогичны. 

     Однако  теория С. Линдера была незаконченной, она охватывала только один, притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта». 

Связываемая с именами  американских ученых Ч. Киндельбергера, Р. Вернона, Л. Уэлса теория «цикла жизни продукта» отразила реальность 60-х годов, когда раз­работанные для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны. 

      США  от других стран, подчеркивают  сторонники теории, отличаются тем,  что они имеют многочисленный  круг потребителей с высокими  уровнями образования, квалификации, доходов. На таких потребителей  ориентируются фирмы, изготавливающие  новые и новейшие продукты. Новые  товары появляются в США не  потому, что там наиболее квалифицированные  разработчики. Здесь значительно  выше спрос на новейшие товары. За границей обеспеченные группы  населения «тянутся» за американцами, покупая дорогие импортные товары. В этом случае фирмы США,  разработавшие новейшие товары, начинают экспорт за границу—первый  этап экспорта. 

По мере роста  спроса за границей на ввозимый товар  на него начинают реагировать местные  производители, а следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу. 

Это второй этап экспорта из США, характеризуемый замедлением  его роста и развитием национального  производства в ранее импортировавшей  данный товар стране. Национальные производители начинают вытеснять  американцев на рынках третьих стран. 

Наконец, на третьем  этапе экспорта из США по мере того, как местное производство набирает силу, оно постепенно начинает поставлять товары в Америку, где за счет более  низких расходов постепенно вытесняет  американские товары. В это время  американские компании переходят к  производству нового, более совершенного и дорогостоящего товара, осваивая новое технологическое производство. 

Некоторые исследователи  добавляют четвертый этап, связанный  с расширением экспорта в развивающиеся  страны (особенно новые индустриальные страны) и по­следующими поставками из них в США. 

Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут  быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку часто  бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый  этап. 

Классическим примером прохождения товара через этапы  может быть история развития электроники. В течение первых лет после  второй мировой войны производители  США доминировали на мировом рынке  радиоаппаратуры, действовавшей на базе вакуумных трубок. Япония, используя  дешевую рабочую силу, оказалась  в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников. В свою очередь США наладили производство транзисторных радиодеталей и сделали  следующий «виток» в цикле  жизни продукта. Через несколько  лет Япония смогла, организовав местное  производство транзисторов, догнать  США и захватить значительную часть международного рынка. Следующий  «виток» был связан с разработкой  и производством в США интегральных схем и других форм миниатюризации, типичных для современного радиопроизводства. 

Теория «цикла жизни  продукта» широко распространилась, так как объясняла закономерности развития внешней торговли большой  группы товаров. 

В соответствии с  теорией объяснялось производство хлопчатобумажных тканей в Пакистане  и Индии, консервов в Аргентине  и Бразилии и т. д. Здесь длительность «цикла жизни», начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составила десятки, а иногда и  сотни лет. 

Несмотря на технические  трудности, связанные с невозможностью дать точные количественные характеристики «циклу жизни продукта» во внешней  торговле, теория распространилась как  среди экономистов, так и политиков  высокого ранга. Она использовалась прежде всего для объяснения торговли технологически сложными товарами. 

Последующие события  выявили недостатки теории, некоторое  ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров (например, ориентированных на спрос элитарных  групп населения, таких дорогостоящих  товаров, как яхты, автомобили и т. д.) сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны. 

Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение, поскольку  они его уже занимали. 

Это делало бесперспективными  попытки развивающихся стран  добиться изменения своего положения  в международном разделении труда. Вторые роли отводились и развитым странам Европы и Японии. 

Однако в последнее  время некоторые страны (Япония и  Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь  на определенных видах производств. 

        В дальнейшем в теорию «цикла  жизни продукта» были включены  дополнения. Понятие «нововведение»  охватило открытия и технические  усовершенствования, направленные  не только на удовлетворение  вкусов наиболее обеспеченных  потребителей, но и на сокращение  потребностей в земельных ресурсах (что важно для за­падноевропейских фирм) и в сырье (в этом заинтересованы японские компании). 

        Дополнения отразили реальные  тенденции развития японских  и западноевропейских монополий,  потеснивших американские за  последние десять — пятнадцать  лет. В ряде случаев производство  высококачественных товаров, ориентированных  на удовлетворение вкусов элитарных  потребителей, продолжало сохраняться  в одном месте, не обнаруживая  никакой тенденции к перемещению  за границу. 

      Несоответствия  на практике дополнялись нерешенностью  ряда проблем внешней торговли. Вопрос, который постоянно задавали  политические руководители развитых  стран, звучал так: «Почему  отдельные фирмы ряда стран  приобретают конкурентные преимущества  в специфических отраслях промышленности, уступая одно временно лидерство  в других областях?» 

Информация о работе Теория внешней торговли