Классические и современные теории мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных
экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить.

Содержание

Введение..……………………………………………………………3
1.Классические теории мировой торговли
1.1 Меркантилизм………………………………………….………4
1.2 Теория абсолютного преимущества………….…………..…..4
1.3 Закон сравнительного преимущества……………………...…5
1.4 Теория международной торговли Хекшера — Олина……....6
1.5 Теорема выравнивания цен на факторы
производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)…......6
1.6 Теория международной торговли Леонтьева………….....…7
2. Современные теории международной торговли...………....…..8
2.1 Теория технологического разрыва……………………….....8
2.2 Теория жизненного цикла…………………………………...9
2.3 Теория Майкла Портера: теория конкурентных
преимуществ…………………………………………………….....9
2.4 Теория внешнеторговой деятельности фирм…………..10
2.5 Теория эффекта масштаба ………………………..…...….11
2.6 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………..11
2.7 Теорема Рыбчинского…………………………………..…12
2.8 «Голландская болезнь»……………………………...…….12
2.9 Теория «внешнеторгового мультипликатора»……...…...13
Заключение……………………………………………………..…14
Контрольные тестовые задания………………………………….15
Задача………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

контрольная по МЭ .doc

— 101.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

Факультет

Кафедра

Учетно-статистический

Бухгалтерского учета,  аудита, статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Классические и современные теории мировой торговли»

 

 

 

 

 

 

Студентка                                                                                    Исакова Ольга Анатольевна

Специальность                                                                       Бухгалтерского учета, анализа и аудита

№ личного дела                                                                       09УБД60468

Образование                                                                                     Второе высшее

Группа                                                                                     3БВп-1

Дисциплина                                                                                     Мировая экономика

Преподаватель                                                                     Колядина Наталья Геннадьевна– к.э.н.,

                                                                                     доцент    кафедры экономики, менеджмента и

                                                                                      маркетинга                                                            

                                                                                     филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле                                           

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
Барнаул 2010

 

Содержание:

 

Введение..……………………………………………………………3

1.Классические теории мировой торговли

1.1 Меркантилизм………………………………………….………4

   1.2  Теория абсолютного преимущества………….…………..…..4

   1.3 Закон сравнительного преимущества……………………...…5

   1.4 Теория международной торговли Хекшера — Олина……....6

   1.5 Теорема выравнивания цен на факторы

производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)…......6

    1.6 Теория международной торговли Леонтьева………….....…7

2. Современные теории международной торговли...………....…..8

  2.1 Теория технологического разрыва……………………….....8

    2.2 Теория жизненного цикла…………………………………...9

    2.3 Теория Майкла Портера: теория конкурентных

преимуществ…………………………………………………….....9

     2.4   Теория внешнеторговой деятельности фирм…………..10

     2.5 Теория эффекта масштаба ………………………..…...….11

     2.6 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………..11

     2.7 Теорема Рыбчинского…………………………………..…12

     2.8 «Голландская болезнь»……………………………...…….12

     2.9 Теория «внешнеторгового мультипликатора»……...…...13

Заключение……………………………………………………..…14

Контрольные тестовые задания………………………………….15

Задача………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………..17

Введение

          Традиционной   и   наиболее    развитой    формой    международных

экономических  отношений  является  внешняя  торговля.  На   долю   торговли приходится около 80  процентов  всего  объема  международных  экономических отношений.

          Для любой страны роль  внешней  торговли  трудно  переоценить.  По

определению Дж. Сакса, основа экономического успеха любой страны  мира-   внешняя  торговля.  Еще  ни  одной  стране, по мнению Сакса,  не  удалось   создать   здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

          В современных условиях активное участие страны в мировой  торговле

связано со значительными  преимуществами:  оно  позволяет  более  эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к  мировым  достижениям науки и техники, в более сжатые сроки  осуществить  структурную  перестройку своей  экономики,  а  также  более  полно   и   разнообразно   удовлетворять потребности населения.

          В  этой  связи  значительный  интерес  представляет  изучение  как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных  экономик  в международном товарообмене, факторы  конкурентоспособности  отдельных  стран на  мировом  рынке,  так  и  объективных  закономерностей  развития  мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России  и других  стран, вставших на путь создания развитой рыночной  экономики,  ориентированной  на активное участие в мировой торговле.

 

 

 

 

 

 

 

1.Классические теории мировой торговли

1.1 Меркантилизм

Среди теорий международной торговли в первую очередь следует рассмотреть меркантилизм — первое направление развития классической политической экономики. Меркантилисты первыми широко и достаточно длительное время изучали проблемы международной торговли.

Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были потратить на покупку местных изделий. Государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги.

1.2  Теория абсолютного преимущества

Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д.                                                    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.

Итак, согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

1.3 Закон сравнительного преимущества

В 1817 г. Д. Рикардо доказал, что международная специализация выгодна для нации. Это была теория сравнительного преимущества, или, как ее иногда называют, «теория сравнительных издержек производства».

Сущность теории сравнительного преимущества состоит в следующем: если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится в обоих случаях.

Серьезным недостатком принципа сравнительного преимущества является его статичность. Эта теория игнорирует какие бы то ни было колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Она исходит из того, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а непременно переходят в другую отрасль, более производительную.

При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет весьма важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

1.4 Теория международной торговли Хекшера — Олина

Новая модель была создана шведскими экономистами  Эли  Хекшером  и

Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала  в экономической литературе.

          Сущность  неоклассического  подхода  к  международной  торговле  и

специализации   отдельных   стран   состоит   в   следующем:  по   причинам

исторического  и  географического  характера  распределение  материальных  и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по  мнению  неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых, в свою  очередь, зависят  национальные  сравнительные  преимущества.  Отсюда  следует   закон пропорциональности факторов: в открытой экономике  каждая  страна  стремится специализироваться  в  производстве  товара,  требующего  больше   факторов, которыми страна относительно лучше наделена.

1.5 Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах.                                       Характер этого взаимодействия был раскрыт американским экономистом П. Самуэльсоном, исходившим из основных постулатов теории Хекшера—Олина. В соответствии с теоремой Хекшера—Олина—Самуэльсона механизм выравнивания цен на факторы производства состоит в следующем. При отсутствии внешней торговли цены на факторы производства (заработная плата и процентная ставка) будут различаться в обеих странах: цена на избыточный фактор будет относительно ниже, а цена на дефицитный фактор — относительно выше.

Участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены — заработной платы.

1.6 Теория международной торговли Леонтьева

Известный американский экономист (русского происхождения)  Василий

Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и  импорта  США,  обнаружил, что вопреки теории Хекшера  -  Олина  в  экспорте  преобладали  относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие.  Этот  результат  стал известен как парадокс Леонтьева.

          В.  Леонтьев  выдвинул гипотезу,  что  в  любой  комбинации  с  данным  количеством  капитала  один человеко-год   американского   труда   эквивалентен   трем    человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом  деле  трудоизбыточная страна, так что никакого парадокса нет.

          В. Леонтьев  также  предположил,  что  большая  производительность

Информация о работе Классические и современные теории мировой торговли