Спрос, предложение и цена в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:04, реферат

Описание работы

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.71 Кб (Скачать)

     Сезонные  цены - цены на товары, потребление которых носит сезонный характер.

     Постоянные  цены - срок действия которых последовательно уменьшается в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени.

     Группировка цен по способу их установления и фиксации.

     Твердые цены - устанавливаются один раз  в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение  всего срока его выполнения.

     Подвижные цены - цены, указанные в договоре с оговоркой о возможности  их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту  фактического выполнения поставки.

     Скользящие  цены - устанавливаются на товары длительного  изготовления. Исходная цена может  быть пересчитана в момент фактического выполнения поставки продукции.

     Розничные цены - цены, по которым товар реализуется  в сети розничной торговли.

     Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:

    • цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;
    • цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и  качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
    • цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую покупатели должны заплатить за данную продукцию.

     Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующем графике рис.5 с помощью кривых. Совместим на одном графике линии спроса и предложения.

      Линии спроса и предложения пересекаются в одной точке В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D –называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием (рис.5) 
 
 
 
 
 

     Рис.5 .Рыночное равновесие

     Объем продаж в этой точке называется равновесным  объемом рынка (QE).

     QE=QS=QD

     Цена  в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE).

     PE=PS=PD

     Равновесная рыночная цена – это цена, при  которой величины спроса и предложения  товара совпадают. Она является относительно устойчивой; при ней по каждому  данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.

     Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят  как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке  равновесная цена и соответствующее  ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная  рыночная цена устанавливается при  таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое  покупатели хотят приобрести, соответствует  тому их количеству, которое производители  предлагают на рынке. При этом на рынке  отсутствуют тенденции изменения  цен и количества товаров.

     Цена  выполняет уравновешенскую функции, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж

 

Заключение 

В результате написания данной  работы можно  сделать следующие основные выводы.

    1. Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос – форма выражения потребности.
    2. Общая функция спроса может быть представлена следующим образом:

      Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, N, Ec)

      где   Qd – объем спроса;

                P – цена товара;

         I – доход потребителей;

          T – вкусы и предпочтения потребителей;

          Ps – цена взаимозаменяемых товаров;

          Pc – цена взаимодополняемых товаров;

          N – количество покупателей данного товара;

        Ec – ожидание потребителей

    1. Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.
    2. Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены.
    3. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):

     к = Рост объема спроса (в %)

     Снижение  цен (в %)

     Если |к|>1, спрос эластичен

     Если |к|<1, спрос неэластичен

     Если |к|=1, единичная эластичность

     Если |к|=0, абсолютно неэластичен

     Если |к|= ∞, абсолютно эластичен

    1. Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
    2. Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:
    3. Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),

            Где P – цена товара,

        Ps и Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

        Pres – цены ресурсов и факторов производства;

        К – уровень технологии, т.е. способ производства товара;

        Т – налоги, субсидии;

         N – количество продавцов данного товара;

            Ер – ожидания продавца.

    1. Согласно закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
    2. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кд):

      Если |к|>1, спрос эластичен.

      Если |к|<1, спрос неэластичен.

      Если |к|=1, единичная эластичность.

      Если |к|=0, спрос  абсолютно не эластичен.

      Если |к|= ∞, спрос абсолютно эластичен.

    1. Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной из них, цена выражает стоимость товаров. Сторонники другой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определённой полезности.
    2. Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения.
 

 

Список  использованной литературы

  1. Автономов В. С. Введение в экономику. – М., 2002.
  2. Васильева Н.С., Козлова Л. И.  Формирование цены в рыночных условиях. – М.: Бизнес, – 2005.
  3. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. – М., 1992.
  4. Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997.
  5. Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И. П. – М., 2008.
  6. Райзберга Б. А. Курс экономики. М. 2000.

Информация о работе Спрос, предложение и цена в рыночной экономике