Спрос, предложение и цена в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:04, реферат

Описание работы

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А.Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.71 Кб (Скачать)
ign="justify">

  1. Понятие предложение, факторы  образующие предложение. Эластичность предложения.

     Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного  предложения этих товаров.

     Предложение какого-либо товара или услуги –  это готовность производителей продать  определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

     Объем предложения – то количество товара или услуги, которое готовы продать  продавцы по определенной цене в течение  определенного периода времени.

     Цена  предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать  определенное количество  товара или  услуги.

     На  предложение влияют несколько факторов: цены на продаваемые продукты, число  продавцов на рынке, применяемая  технология (более технологичные  изделия пользуются предпочтением  потребителей), цены на другие товары (включая  цены на ресурсы), налоги и дотации, природно-климатические условия.

      Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N, Ep),

          Где P – цена товара,

                 Ps и Pc – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

             Pres – цены ресурсов и факторов производства;

             К – уровень технологии, т.е.  способ производства товара;

             Т – налоги, субсидии;

             N – количество продавцов данного товара;

             Ер – ожидания продавца.

      Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, независящими от производителя  продукции и носят объективный  характер.

      Главным фактором, влияющим на величину предложения  товара, является цена, поскольку все  продавцы стремятся продать свой товар по максимально возможной  цене, чтобы получить высокую прибыль.

        На этом основании можно определить  характер функции предложения  от цены. Она имеет следующий  вид:

      Qs = f (P),

      где Qs – величина предложения;

               Р – цена товара.

     Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.5

     Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.6

 
 
 

Рис.4 закон предложения

     Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой  и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров  увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.7 (рис.4)

     Основным, ведущим фактором в законе предложения  выступает цена. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

       По каждому из великого множества  товаров цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения  его выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых  товаров выручка, доход, прибыль.  Чем они выше, тем оперативное растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.8

     Предложение товаров имеет вид кривой с  положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя  переменными – ценой товара и  его количеством, или объемом  для продажи на рынке.

     Согласно  закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем  большее их количество может быть произведено и представлено к  продаже на рынках.

       Количество и объем товаров  изменяются в соответствии с  изменением их цены, не смещая  кривую предложения товаров. Понятие  «изменяющееся предложение товаров»  подразумевает смещение кривой  в ту или иную сторону. Смещение  кривых, означающее изменение предложения  товаров на рынках, происходит  под воздействием следующих условий:

     - изменение цен на факторы производства;

     - технический прогресс;

     - сезонные изменения;

     - налоги и субсидии;

     - увеличение спроса на другие  товары;

     - цены на товары,

     - которые производятся совместно  с рассматриваемым товаром;

     - ожидания производителей;

     - реклама, маркетинг

     Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке.9

     Степень изменения объема предложения в  ответ на увеличение цены характеризует  эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

     

     Если |к|>1, спрос эластичен.

     Если |к|<1, спрос неэластичен.

     Если |к|=1, единичная эластичность.

      Если |к|=0, спрос абсолютно не эластичен.

     Если |к|= ∞, спрос абсолютно эластичен.

     На  эластичность предложения сильное  влияние оказывает время. Чем  больше времени проходит с момента  изменения цены, тем больше возможности  заключить новые договоры, построить  новые помещения и т. д. Поэтому, чем больше времени проходит, тем  эластичней предложение.

     Различают:

     А) кратчайший период, когда никакой  реакции со стороны продавца нет, Э=0.

     Б) короткий период, когда не меняются производственные мощности, меняется лишь интенсивность их использования, например, работа в 2–3 смены, эластичность выше.

     В) длительный период, когда меняется всё, в том числе производственные мощности, эластичность самая высокая.

     Эластичным  предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения - при условии равновесия цен и  за длительный период - имеет тенденцию  к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько  большей степени вызывает увеличение производства).

     Неэластичным  предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или  снижении цен. Это характерно для  многих товаров в краткосрочном  периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в  больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для  изменения количества выпускаемых  товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предложения  полезно для прогнозирования  объема производства в зависимости  от изменения цен. 
 

 

  1. Цена  в рыночной экономике.

     Цена  является сложной экономической  категорией, так как в ней пересекаются многие основные проблемы развития экономики  и общества в целом. Существуют две  основные теории цены. По мнению сторонников  одной из них, цена выражает стоимость  товаров. Сторонники другой считают, что  цена товара представляет собой сумму  денег, которую покупатель готов  заплатить за товар определённой полезности.

     Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений, осуществляемых посредством цены. Когда на рынке  устанавливается равновесие между  спросом и предложением, результатом  этого экономического процесса является установление цены. Именно таким образом  цена совмещает в себе стоимостные  и ценностные характеристики

     В конечном итоге, цена товара определяется рынком, на неё сильно влияет соотношение  спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя.

     Процесс формирования цен в условиях рынка  происходит в сфере реализации продукции. Цены устанавливаются в соответствии со спросом и предложением непосредственно  собственником или производителем товара и услуги.

     Функции цены:

     1. Учетная – в цене учитываются  затраты труда, сырья, материалов  и пр. на изготовление товара. Цена определяет размер прибыли,  получаемой после реализации  товара.

     2. Стимулирующая - воздействие на  производство и потребление товаров  и услуг. Цены должны стимулировать  производство продукции, т.к в  них заложен определенный уровень  прибыли. 

     3. Распределительная - связана с  колебаниями цены под воздействием  рыночных факторов. Происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, группами населения.

     4. Функция балансирования спроса  и предложения. В случае отклонения  цены от ее реального рыночного  уровня возникают дефицит или  избыточное предложение. 

     5. Функция цены как инструмента  рационального размещения производства. Уровень цен в отраслях экономики  способствует переливу капитала  из одной отрасли в другую.

     Виды  цен:

     Оптовые цены - цены, по которым реализуется  крупная партия продукции предприятий.

     Закупочные  цены - это оптовые цены, по которым  происходит реализация сельскохозяйственной продукции.

     Классификации цен:

     Группировка цен в зависимости от степени  их государственного регулирования.

     Регулируемые  цены формируются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государства, ограничивающего рост или снижение цен в разной степени.

     Свободные цены;

     Фиксируемые цены - устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию.

     Группировка цен по способу получения информации.

     Публикуемые цены - сообщаемые в специальных источниках.

     Расчетные цены - рассчитываются поставщиками продукции  с учетом индивидуального заказа потребителей.

     Группировка цен с учетом фактора времени.

Информация о работе Спрос, предложение и цена в рыночной экономике