Роль цены в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:09, реферат

Описание работы

Категория цены как элемент рыночной системы хозяйствования. Виды цен мирового рынка. Отражение в цене производителя денежных затрат предприятия на изготовление и реализацию продукции. Влияние прибыли на формирование цен. Индексирование цены и ее динамика.

Содержание

1. Роль цены в рыночной экономике 2
2. Виды цен мирового рынка 4
3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен 5
Список используемой литературы 9

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 134.93 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Роль цены в рыночной экономике 2
  • 2. Виды цен мирового рынка 4
  • 3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен 5
  • Список используемой литературы 9

1. Роль цены в  рыночной экономике

Категория цены представляет собой  важнейший элемент  рыночной системы  хозяйствования. Понятие  цены исторически  формировалось параллельно  развитию отношений  обмена.

Единого мнения в отношении  определения цены не существует. Представители  разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования  известны два базовых  направления: теория трудовой стоимости  и теория предельной полезности. Представители  каждого направления  понимают категорию  цены совершенно по-разному.

Цена - это денежное выражение  стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Иногда  дается такое определение  цены: «Цена - это  сумма денег, за которую  покупатель готов  купить товар, а производитель - продать

На  бытовом уровне цена является очень широким  понятием. Оно происходит от славянского корня  «наказание», «возмездие». Цены постоянно изменяются, однако их изменение  не всегда указывает  на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара Это может  происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической  категории происходив столкновение интересов  продавцов и покупателей. Давно известно, что  продавец стремится  подороже продать, а  покупатель старается  его подешевле  купить

Процесс ценообразования  является атрибутом  именно сферы сбыта  фирм, В условиях рыночной экономики  механизм сбытовой деятельности существенно изменился  по сравнению с  плановой экономикой. Цена стала тем  инструментом, использование  которого может помочь фирмам достичь своих  целей. Не всегда затраты  предприятия, связанные  с производством  конкретного товара, могут быть реально  оценены с помощью  цены. Поэтому в  данной ситуации фирмы  часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией  на масштабах производства, премировании и т.д.).

Цена  как экономическая  категория является неотъемлемой частью экономического механизма  как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного  хозяйства определяют уровень жизни  населения, динамику развития отдельных  отраслей, оказывают  влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению  товарной массы и  дохода.

У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы  ценообразования  решаются в основном на высших уровнях  управления. Крупные  масштабы хозяйственной  деятельности приводят к тому, что вопросами  ценообразования  гораздо эффективней  становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время  цели ценообразовании  устанавливаются  органами высшего  руководства.

В цене реализуются  интересы всех участников рынка, поскольку  цена служит, средством  для установления определенных отношений  между продавцом  и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о  товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном  выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена  в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую  характеристику товара на рынке наряду с  качеством и другими  его свойствами. В  рамках маркетинговой  деятельности такой  его элемент, как  цена, способствует сосредоточению в  фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все  остальные инструменты  маркетинга связаны  с расходованием  финансовых ресурсов (как  то реклама, маркетинговые  исследования).

2. Виды цен мирового  рынка

Цены  производителей отражают все денежные затраты  предприятия на изготовление и реализацию продукции.

Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного  качества при соответствующих  условиях поставок и  платежа.

Биржевые  котировки - цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах, являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных  условиях в отношении  качества, объема и  сроков поставки, валюты платежа и т.д.

Цены  аукционов близки к котировкам биржи, т. к. отражают реальные цены реальных сделок.

Справочные  цены - это цены, публикуемые  продавцами сырьевых товаров, а также  их ассоциациями. Они  не отражают реального  уровня контрактных  цен, отличаясь от них на величину скидок, предоставляемых  продавцами покупателю.

Прейскуранты  и ценники - показатель цен готовых изделий  потребительского и  производственного  назначения. Прейскурантные цены по сути аналогичны справочным ценам  на сырьевые товары.

Цены  предложений. В ответ  на запрос покупателя продавец направляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условия  поставки, платежа  и цены. Цены предложений  отличаются от контрактных  цен, т. к. корректируются в ходе переговоров. В целом они  отражают уровень  реальных цен по сравнению  с прейскурантными  и справочными.

Индексы цен представляют собой относительные  показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления  об их уровне.

Расчетные цены представляют собой  результат приближенного  расчета на основе косвенной информации:

цен на аналогичные изделия,

затрат  на производство,

любой другой информации, взаимосвязанной  с конкретным товаром.

Приведение  первичных данных к контрактным (реальным) ценам - это искусство, основанное на глубоком изучении своего товара, закономерностей  ценообразования  и применения математических методов статистики, факторного и факторно-стоимостного анализа.

Правила приведения цен.

Полученные  из разных источников конкурентные материалы  приводятся к масштабу базового товара по количественным показателям, а затем рассчитывается цена одного изделия (весовой  единицы и т.п.).

Поправка  на комплектацию (вычитание  или добавление комплектующих  материалов).

Пересчет  цены, выраженной в  конкретной валюте, к базовой валюте по соответствующему курсу.

То  же на дату предполагаемого  платежа.

Пересчет  по условиям платежа (платеж наличными ниже, чем  при продаже в  кредит) обычно приводят к условиям оплаты наличными.

Приведение  по базису поставки.

Поправка  на уторговывание (если цена предложения продавца).

Поправка  на технико-экономические  различия.

3. Прибыль. Влияние  прибыли на формирование  цен

Помимо  себестоимости другим важнейшим для  предприятий элементом  цены является прибыль. Прибыль - это форма  дохода, полученного  после того, как  товар будет реализован по установленной  цене.

После уплаты налогов предприятия  получают чистую прибыль (по-другому  называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль по решению  собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления.

За  счет фонда накопления предприятия могут  осуществлять различные  инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда  потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам  предприятия, а также  содержание учреждении социальной сферы  детских яслей, садов, пионерских лагерей  и др.).

Предполагается, что рациональный предприниматель  должен быть нацелен  на получение максимально  возможного объема прибыли.

Государство также должно быть заинтересовано в  увеличении прибыли  предприятий, так  как в структуре  доходов государственного бюджета налог  на прибыль занимает второе место после  налога на добавленную  стоимость.

При фиксированных ценах  размер реализуемой  прибыли зависит  от динамики себестоимости. Именно в этой связи  с себестоимостью прибыль характеризует  экономическую эффективность  производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и  государственного бюджета.

В условиях инфляции рост прибыли может  быть определенным вкладом  рост цен. Так, либерализация  цен в 1992 г. Позволила  предприятиям на первых порах не только переложить на потребителя подорожание  в смежных отраслях (и  прежде всего энергоносителей), но и получить некоторую  сверх прибыль.

Относительной величиной прибыли  является рентабельность. Следует учесть, что  если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма  рентабельности. Объясняется  это тем, что абсолютная величина прибыли - величина производная, зависящая  именно от нормы рентабельности. Существую множество  видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельное! » продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного  и пр. капитала. В  ценообразовании  важна рентабельность изделий, которая  аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы  прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую  цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим  законодательством  без потерь для  бюджета.

Прибыль от реализации продукции  по свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между  выручкой от реализации продукции и товаров  по свободным отпускным  ценам, без налогов  и сборов, не относящихся  на себестоимость, и  затратами, включенными  в себестоимость (на производство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Вместе с тем налоговая  практика свидетельствует  о том, что при  установлении цены конкретного  изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.

Одной из сложных проблем  ценообразования  является определение  величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее  время действует  Федеральный Закон  РФ «О естественных монополиях», принятый Государственной  Думой 19 июля 1995 г. Этим законом деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

* транспортировка  нефти и нефтепродуктов  по магистральным  трубопроводам; 

* транспортировка  газа по трубопроводам; 

* услуги по передаче  электрической и  тепловой энергии; 

* железнодорожные  перевозки; 

В соответствии с введенным  в действие с 01 апреля 1999 г. Федеральным законом  РФ от 31 марта 1999 г.62-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в  Закон Российской Федорами "О налоге на прибыль предприятий  и организаций"»  установлены следующие  ставки по налогу на прибыль: в федеральный  бюджет - 11%, в бюджет субъектов РФ - не выше 19%.

* услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов;

* услуги общедоступной  электрической и  почтовой связи.  В соответствии  с законом в  качестве одного  из методов регулирования  деятельности естественных  монополий следует  применять ценовое  регулирование, осуществляемое  посредством определения  (установления) цен  (тарифов) и их  предельного уровня.

В отечественной практике регулирования цен  на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению  к используемому  в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учетом того, что предприятия - естественные монополисты  должны за счет получаемой от своей хозяйственной  деятельности прибыли  осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также  выплачивать дивиденды  акционерам.

Список  используемой литературы

1. Цены и ценообразование. / Под. Редакцией  В.Е. Есипова. - СПб:  Питер, 2001.

2. Цены и ценообразование:  Учебник / И.К. Салемжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салемжанова. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.

3. Цены и ценообразование.4-е  издание. - СПб: Питер, 2004.

4. Ценообразование:  Учеб. пособие/ Под  ред. Г.А. Тактарова. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Информация о работе Роль цены в рыночной экономике