Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:31, курсовая работа
Цель работы – исследовать спрос и предложение.
В рамках цели определены задачи:
– изучить понятие спроса и его закономерности;
– рассмотреть понятие предложения;
– выявить факторы воздействия на спрос и предложение.
Введение
1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Кривая спроса
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос
2. Факторы спроса
2.1 Детерминанты спроса
2.2 Изменения в спросе
3. Предложение
3.1 Закон предложения
3.2 Кривая предложения
4. Факторы предложения
4.1 Детерминанты предложения
4.2 Изменение в предложении
Заключение
Список использованной литературы
5).
Ожидания. Потребительские ожидания
относительно таких факторов, как будущие
цены на товары, наличие товаров и будущий
доход, способны изменить спрос. Ожидания
потребителей относительно возможности
повышения цен в будущем могут побудить
их покупать теперь же, чтобы «упредить»
угрожающее повышение цен; равным образом
и ожидание увеличения доходов может заставить
потребителей меньше ограничивать текущие
расходы. Наоборот, ожидание падения цен
и снижения доходов ведет к сокращению
текущего спроса на товары. Первый пример.
Когда холода уничтожают значительную
часть урожая цитрусовых во Флориде, у
потребителей есть основания считать,
что предстоящие нехватки апельсинового
сока повысят цену на него. Поэтому они
«запасают» апельсиновый сок, скупая его
немедленно в необычайно больших количествах.
Второй пример. Несколько лет тому назад
Джонни Карсон в шутку предсказал дефицит
туалетной бумаги. Многие из его телевизионных
болельщиков восприняли его шутку всерьез,
и спустя несколько дней на полках многих
супермаркетов исчезла туалетная бумага.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение
можно определить как шкалу, показывающую
разные количества продукта, которые
производитель желает и способен
произвести и предложить к продаже
на рынке по каждой конкретной цене из
ряда возможных цен в течение определенного
периода времени. Эта шкала предложения
представляет ряд альтернативных возможностей,
таких, какие показаны в таблице 4 для индивидуального
производителя.
Таблица 4
Предложение кукурузы индивидуальным производителем
Цена за бушель (дол.) | Величина предложения в неделю |
5 | 60 |
4 | 50 |
3 | 35 |
2 | 20 |
1 | 5 |
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим кукурузу, спрос на которую мы только что рассматривали. Наше определение понятия «предложение» показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количества продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
3.1
Закон предложения
Легко заметить, что таблица 4 показывает положительную, или прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Рассмотрим
предприятие в обрабатывающей промышленности.
На каком-то этапе промышленники
обычно сталкиваются с увеличением
издержек производства единицы продукции.
А поэтому для покрытия возросших издержек
необходимо повысить цену на производимы
продукт. Но почему возрастают издержки?
Они возрастают потому, что определенные
производственные ресурсы, в особенности
производственные площади и машинный
парк, невозможно увеличить за короткое
время. Поэтому, по мере того как фирма
наращивает количество более мобильных
ресурсов – например, рабочей силы, сырья
и комплектующих изделий, - стационарные
сооружения и оборудование в какой-то
момент становятся перегруженными, в результате
чего эффективность производства снижается,
а издержки производства каждой последующей
единицы продукта возрастают. Для производства
этих требующих больших издержек продукта
производители должны получить более
высокую цену. Между ценой и величиной
предложения существует прямая связь.
3.2
Кривая предложения
Как
и в отношении спроса, полезно
представить понятие
Рисунок 4
Изменение величины предложения кукурузы
Цена за бушель (дол.) | P | |||||||||
6 | S3 | S1 | ||||||||
5 | b | S2 | ||||||||
4 | a | |||||||||
3 | ||||||||||
2 | S3 | |||||||||
1 | S1 | S2 | Q | |||||||
0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | ||
Величина предложения (тыс.бушелей в неделю) |
4. ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4.1
Детерминанты предложения
При построении кривой предложения, цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на предложении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся:
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
Перемещение
одной (или более) из этих детерминант,
или факторов изменения предложения, приведет
к смещению кривой предложения либо вправо,
либо влево. Смещение вправо, с S1
к S2 на рисунке 4, означает увеличение
предложения: производители при этом поставляют
большее количество продукта по каждой
из возможных цен. Смещение влево, с S1
к S3 на рисунке 4, указывает на сокращение
предложения: поставщики предлагают меньшее
количество продукта по каждой из возможных
цен.
4.2
Изменения в предложении
Рассмотрим
теперь воздействие на предложение
каждой из перечисленных детерминант.
Таблица5
Рыночное предложение кукурузы, 200 производителей
Цена за бушель (дол.) | Величина предложения в неделю, индивидуальный производитель | Число продавцов на рынке | Общая величина предложения на рынке | ||
5 | 60 | × |
200 | = |
12 000 |
4 | 50 | 200 | 10 000 | ||
3 | 35 | 200 | 7 000 | ||
2 | 20 | 200 | 4 000 | ||
1 | 5 | 200 | 1 000 |
1).
Цены на ресурсы. Как отмечалось выше
при объяснении закона предложения, существует
самая тесная связь между издержками производства
и предложением. Кривая предложения фирмы
основывается на издержках производства;
за дополнительные единицы продукта фирма
должна установить более высокие цены,
поскольку производство этих дополнительных
единиц требует больших издержек. Отсюда
следует, что снижение ресурсных цен снизит
издержки производства и увеличит предложение,
то есть переместит кривую предложения
вправо. Пример: если цены на семена и удобрения
снижаются, можно ожидать увеличения предложения
кукурузы. И наоборот, повышение цен на
ресурсы увеличит издержки производства
и сократит предложение, то есть сместит
кривую предложения влево. Пример: повышение
цен на железную руду и кокс увеличит издержки
производства стали и ведет к сокращению
ее предложения.
2). Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
3). Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4).
Цены на другие товары.
Изменения цен на другие товары также
способны сместить кривую предложения
продукта. Снижение цены на пшеницу может
побудить фермера выращивать и предлагать
к продаже больше кукурузы по каждой из
возможных цен. И напротив, повышение цены
на пшеницу может заставить фермеров сократить
производство и предложение кукурузы.
Фирма, выпускающая спортивные товары,
может сократить предложение баскетбольных
мячей, когда повышается цена на футбольные.
5). Ожидания. Ожидание изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6).
Число продавцов.
При данном объеме производства каждой
фирмы чем большее число поставщиков,
тем больше рыночное предложение. По мере
вступления в отрасль большего количества
фирм кривая предложения станет смещаться
вправо. Чем меньше в отрасли количество
фирм, тем меньше оказывается рыночное
предложение. Это означает, что по мере
выхода фирм из отрасли кривая предложения
будет смещаться влево.
Информация о работе Спрос и предложение, как основные регуляторы рыночной экономики