Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:31, курсовая работа
Цель работы – исследовать спрос и предложение.
В рамках цели определены задачи:
– изучить понятие спроса и его закономерности;
– рассмотреть понятие предложения;
– выявить факторы воздействия на спрос и предложение.
Введение
1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Кривая спроса
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос
2. Факторы спроса
2.1 Детерминанты спроса
2.2 Изменения в спросе
3. Предложение
3.1 Закон предложения
3.2 Кривая предложения
4. Факторы предложения
4.1 Детерминанты предложения
4.2 Изменение в предложении
Заключение
Список использованной литературы
Рисунок 1
Кривая индивидуального спроса на кукурузу
Цена за бушель (дол.) | Р | ||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |
Q | |||||||||
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | |||
Величина спроса (количество бушелей в неделю) |
1.3
Индивидуальный и
рыночный спрос
До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 2, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене.
Таблица 2
Рыночный спрос на кукурузу, три покупателя
Цена за бушель (дол.) | Величина спроса | Общая величина спроса в неделю | |||||
1-й покупатель | 2-й покупатель | 3-й покупатель | |||||
5 | 10 | + |
12 | + |
8 | = |
30 |
4 | 20 | 23 | 17 | 60 | |||
3 | 35 | 39 | 26 | 100 | |||
2 | 55 | 60 | 39 | 154 | |||
1 | 80 | 87 | 54 | 221 |
На
рисунке 2 показан этот процесс суммирования
в графическом изображении, причем для
этого используется лишь одна цена – 3
дол. Мы просто совмещаем три кривые индивидуального
спроса по горизонтали, чтобы вывести
общую кривую спроса.
Рисунок 2
Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса
Кривая рыночного спроса D образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса D1, D2 и D3 всех потребителей на рынке.
(дол.) | Р | (дол.) + | Р | (дол.) + | P | = | |||||||||||||||
D1 | D2 | D3 | |||||||||||||||||||
3 | 3 | 3 | (дол.) | ||||||||||||||||||
D1 | Q |
D2 | Q |
D3 | Q | ||||||||||||||||
0 | 35 | 0 | 39 | 0 | 26 |
= |
Р | ||||||||
D | |||||||||
(дол.) | 3 | D | |||||||
Q | |||||||||
0 | 100 |
Разумеется,
конкуренция предполагает намного
большее число покупателей продукта на
рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного
процесса суммирования, предположим, что
на рынке имеется 200 покупателей кукурузы
и каждый из них решил приобрести одинаковое
количество кукурузы по каждой из разных
цен, как это сделал наш первоначальный
потребитель. Таким образом, мы можем определить
общий рыночный спрос путем умножения
величин спроса, приведенных в таблице
1, на 200. Кривая D1 на рисунке 3 показывает
эту кривую рыночного спроса со стороны
200 покупателей.
2. ФАКТОРЫ СПРОСА
2.1
Детерминанты спроса
Когда строим кривую спроса – скажем, такую, как D1 на рисунке 3, - он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты1 величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные
важнейшие неценовые
1) вкусы, или предпочтения, потребителей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4) цены на сопряженные товары;
5)
потребительские ожидания
Рисунок 3
Изменения в спросе на кукурузу
Цена за бушель (дол.) | P | |||||||||||
D1 | D2 | |||||||||||
5 | D3 | |||||||||||
4 | а | |||||||||||
3 | b | |||||||||||
2 | D2 | |||||||||||
1 | D3 | D1 | Q | |||||||||
0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | ||
Величина спроса (тыс. бушелей в неделю) |
2.2 Изменения в спросе
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 3, а, следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 3. Такое изменение данных шкалы спроса или – графически – смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.
Таблица 3
Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей
Цена за бушель | Величина спроса в неделю (в бушелях), один покупатель | Число покупателей на рынке | Общая величина спроса в неделю (в бушелях) | ||
5 | 10 | × |
200 | = |
2000 |
4 | 20 | 200 | 4000 | ||
3 | 35 | 200 | 7000 | ||
2 | 55 | 200 | 11 000 | ||
1 | 80 | 200 | 16 000 |
А
теперь рассмотрим влияние, которое
оказывает на спрос каждая из перечисленных
выше неценовых детерминант.
1). Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтение, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2). Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке число потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расшило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и в частных больницах. Американские внешнеторговые ведомства добиваются снижения другими странами торговых барьеров для продуктов сельского хозяйства США, чтобы увеличить спрос на эти продукты.
3). Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок, виски. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя
большинство продуктов относится к
нормальным товарам, существует несколько
исключений. В том случае, когда доходы
превышают известный уровень, потребители
могут покупать меньше хлеба, или картофеля,
или капусты, поскольку возросший доход
позволяет им покупать продовольствие
с более высоким содержанием протеина,
как, например, молочные продукты и мясо.
Увеличение доходов может также вести
к снижению спроса на ношеную одежду и
третьесортные автомобили. В свою очередь,
повышение доходов может снизить спрос
на гамбургеры и маргарин, так как более
состоятельные потребители переключаются
на потребление натурального бифштекса
с косточкой из крестцовой части и сливочного
масла. Товары, спрос на которые изменяется
в противоположном направлении, то есть
возрастает при снижении доходов, называются
товарами низшей категории.
4). Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар знаменателем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, машинами «тоета» и «хонда», чаем и кофе и т.д.
Между
тем другие пары продуктов являются
взаимодополняющими, они «сопутствуют»
друг другу в том смысле, что
спрос на них предъявляется
Информация о работе Спрос и предложение, как основные регуляторы рыночной экономики