Смешанная экономика и оптимальные размеры вмешательства государства в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:24, реферат

Описание работы

Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач.

Содержание

1. Сущность и модели смешанной экономики
2. Оптимальные размеры вмешательства государства в экономику
3. Проблемы совершенствования государственного управления в России в условиях формирования смешанной экономики

Работа содержит 1 файл

реферат нац эк.docx

— 45.69 Кб (Скачать)

3. Государственное регулирование  должно обеспечивать глубокие  структурные преобразования производства  на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может  оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось, наблюдалась, например, в первые годы создания атомной энергетики в Англии, Франции, США, СССР. Серьезного внимания заслуживает японская модель долгосрочной индустриальной (структурной) политики. В японской модели сочетается долговременный стратегический подход к индустриальному развитию с гибкостью и оперативностью в решении конкретных структурных и конъюнктурных задач. В эту модель входят определение долгосрочных приоритетных целей, программирование и финансирование НИОКР, разработка комплексных проектов на национальном уровне, стимулирование внедрения и распространения новшеств и др.

Структурная политика в современной  России должна включать меры, направленные на формирование высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономики.

На макроуровне это  подразумевает обеспечение условий  для трансформации накоплений в  инвестиции, поддержку конкурентоспособных товаропроизводителей, развитие инфраструктуры, обеспечение экологической базопасности, регулирование экспорта и импорта.

В целом структурная политика направлена на обеспечение экономической  стабильности общества, т.е. макроэкономическое равновесие.

4. Государственное регулирование  способствует успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов. Ввиду значимости этих проблем они тоже будут рассмотрены в отдельной главе.

5. Государственное регулирование  призвано дополнить, а если  нужно, то и "подправить" рынок при решении ряда социальных проблем:

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных  изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы.

Полностью избежать вынужденной  безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность — обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государства.

Задача государства состоит  не столько в материальной поддержке не имеющих работу, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы. Этими и другими мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция.

В рыночной экономике возникает  инфляционный рост цен. Помимо экономических  действий, сдерживающих инфляцию, государство  должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика (в том числе в некоторых случаях и индексация доходов) и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица  часто движутся в противоположных  направлениях. Задача государственной  политики — найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том  числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это — дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения  дает этим членам общества два источника  существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники ("прошлый" рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения  доходов признает только один критерий — доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть добрым дядей, поддерживающим "на плаву" банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.).

Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает в некоторой мере рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

В России, кроме четырех  названных социальных проблем, типичных для большинства стран с рыночной экономикой, есть специфические частные социальные проблемы. Порождены они и объективными условиями переходной экономики, и просчетами в социальной политике. Сюда относятся: нарушение принципа оплаты по труду, особенно по отношению к массовым профессиям интеллектуального труда (врачи, учителя, работники науки и культуры); несвоевременность оплаты труда, что дополнительно обесценивает реальные доходы.

Специфической особенностью России в переходный период является также разгул теневой экономики. В общемировом масштабе ее удельный вес в ВВП оценивается в 5—10 %, в африканских странах — до 30 %, в России — до 40 % хозяйственного оборота. Эта критическая точка свидетельствует о том, что проблема перестала быть чисто экономической, а стала социально взрывоопасной.

6. Реализация национальных  интересов в мировой экономике.  Это подразумевает проведение  соответствующей внешнеэкономической политики: регулирование экспорта и импорта, контроль над международной миграцией капитала и рабочей силы, управление платежным балансом и многое другое.

Как мы видим, рамки допустимого  вмешательства государства в  рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблема совершенствования государственного управления  в России в условиях формирования смешанной экономики

 

          Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.

 В основу предполагаемого подхода можно положить приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

           Исследование основных моделей смешанной экономики может дать ориентиры для оценки российской реформы и для ее корректировок. Анализ прежних, предреформенных теоретических шансов России приводит к выводу о том, что Россия, имела потенциальные возможности стать страной с эффективной смешанной экономикой, однако необходимый переход был первоначально превращен в курс на разрушение ранее сложившейся экономической системы. В итоге реформы пошли по путям капитализации производства в процессе форсированной приватизации с элементом присвоения, дерегулирования и экономизации или гипертрофированной ориентации на экономические стимулы с отстранением на второй план образования, науки, культуры и творчества. Однако и сейчас, когда экономика России уже приобретает сырьевой характер в ней есть еще мощный производственный индустриальный потенциал, растет сила частного сектора. Она еще имеет определенные возможности для формирования в России эффективной смешанной экономики.

Главное сегодня — переориентация усилий с уменьшения вмешательства  государства в экономику на рыночный рост эффективности этого вмешательства. Государство долго ориентировалось на либеральную идеологию, пыталось превратить себя в “ночного сторожа” как по функциям, так и по интеллектуальным и финансовым ресурсам. Между тем в любом относительно организованном обществе нужно постоянно, активно и оперативно вмешиваться в его развитие, осуществляя цивилизованное, рыночное государственное регулирование.

Повышение эффективности  деятельности государства — главный  фактор, определяющий будущее России. Следовательно, это — важнейшая стратегическая задача. Особенно сейчас, когда финансово-политический кризис вынуждает страну сменить стратегию развития и начать опираться преимущественно на внутренние ресурсы. При этом, на мой взгляд, необходимо создать встроенный механизм перманентного совершенствования системы госуправления.

 

 

Заключение

 

Современная рыночная экономика  смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма  и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам.

Достоинством смешанной  экономики является эффективность  использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов,  способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Государство в смешанной  экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная  система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

В случае, когда рынок  не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.

Современную рыночную экономику  уже невозможно представить без  государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную. Поэтому очень важно определение оптимальных размеров вмешательства государства в экономику.

На данный момент на этапе перехода России от командной экономики к рыночной, перед  ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.

Переход к рынку – очень  сложный и длительный процесс. Чтобы  создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства, а так же решать проблему совершенствования государственного управления, определить оптимальные границы вмешательства государства в экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.
  2. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель: Учебник для вузов.- Ростов- на Дону.: Издательство «Феникс», 2001.-224с.
  3. Г.Н.Власов, А.М.Желтов. Государственное регулирование экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/ GRE_Zheltov/g4.htm

Информация о работе Смешанная экономика и оптимальные размеры вмешательства государства в экономику