Смешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
• Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
• Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
• Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
• Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Работа содержит 1 файл

реферат поэкономике.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

1. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических  задач можно выделить несколько  моделей смешанной экономики  в развитых странах:

  • Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
  • Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
  • Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
  • Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Наличие разных моделей экономики  объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

2. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Проблема совершенствования  государственного управления экономикой и регулирования рынков относится  к числу основополагающих в экономической  науке. На современном этапе она  является особенно актуальной в связи  с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший  отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается  необходимость новой стратегии  государственного управления, основанная на концепции активного участия  не только государства – регулятора, но и государства – собственника рыночных процессов.

В основу предполагаемого  подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и  государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва  между финансовым и реальным секторами  экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в  стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике  необходимо по следующим причинам:

  • пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
  • место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного;
  • потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.1

Основные направления  новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора  экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование  товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

3. Американская модель

Определение и сущность американской модели

Американская модель - это  либеральная рыночно - капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, капиталистических  мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим  и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так  обнажено и остро, как в США.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных  условиях. Это объясняется многими  причинами, среди которых можно  выделить минимум две: во-первых, США  возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального  характера. Во - вторых, европейские  переселенцы привнесли предпринимательскую  активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

Для США характерно прогнозирование  и стратегическое планирование. Оно  обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического  плана учитывается ряд важнейших  факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического  планирования рассматривается как  совокупность подсистем. Выделяются три  уровня прогнозных исследований:

    • прогнозирование в системе государственного регулирования;
    • внутрифирменное планирование;
    • коммерческое прогнозирование.

На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений  – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования  состоит их многих звеньев:

  • регулирующий механизм федерального правительства;
  • механизм штатов и местных органов власти;
  • государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
  • аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США  является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование  применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты  кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных  финансов США отражает трехступенчатую  организацию государственной власти. Соответственно имеется и три  уровня финансовой структуры: федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местных  органов управления. Федеральные  расходы составляют примерно 60% общегосударственных  расходов. Около 40% государственных  расходов осуществляется через бюджеты  штатов и местные органы власти.

В настоящее время в  США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном  уровне науки. Для этого она наращивает расходы в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров  распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.

Налоговая система в США  включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся  на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли  корпораций, налоги и взносы в фонды  социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной  продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США развита кредитная  система. Ее основным государственным  компонентом является Федеральная  резервная система (ФРС), выполняющая  функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя  на экономику через сферу кредита  и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что  в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х  гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

АМЕРИКАНСКАЯ  МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

 

Эволюция американской модели экономики

На рубеже 70-80х годов  американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация  Р.Рейгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В приятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана под претенциозным названием "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий  сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, научно-техническая  революция и структурная перестройка  хозяйства. Ускорение использования  научно-технических достижений и  массовое распространение технических  новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США  как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход  к формированию технического уклада, в центре которого принципиально  новые формы соединения науки  с производством, создание новых  элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов  материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической  перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широким  применением микроэлектроники и  информационных систем, производством  новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого  процесса всеобъемлющая компьютеризация  производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим  образом связаны с действием  третьего важнейшего фактора, влияющего  на развитие американского капитализма  в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим  соперничеством. Оно охватывает мировую  торговлю, экспорт капитала, систему  энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается  тенденция к относительному отстаиванию  США в ряде областей по сравнению  с другими центрами империалистического  соперничества. Эта тенденция отражает характерную для империалистической стадии капитализма закономерность усиление неравномерности политического  и экономического развития отдельных  государств. Сформулированная В. И.Лениным накануне первой мировой войны, эта закономерность с особой силой и остротой проявляется ныне в условиях научно-технической революции фактора, вносящего серьезные коррективы в соотношение уровней достигнутых основными странами капитализма.

Развитие американского  капитализма показывает, что тенденция  к относительному отставанию США  отнюдь не прямолинейна. В изменении  соотношения сил между основными  центрами империалистического соперничества  можно различить два периода.

Первый охватывает 60-70е  годы. В этот период Западной Европе и Японии удалось заметно увеличить  свою долю в мировом промышленном производстве, международной торговле, экспорте капитала, накоплении золотовалютных резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 70-80х годов, характеризуется  некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных  случаях даже их расширением. Соединенным  Штатам удалось благодаря интенсивной  технической перестройке промышленности, по крайней мере, в ряде областей, переломить тенденцию к относительному отставанию.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталистическом  мире научно-техническим потенциалом  и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные  цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные  исследования по широкому фронту и  добиваться относительно быстрого превращения  результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько  упрочились. К 1983 г. десять крупнейших американских банков снова вернули  себе первое место в мире по размерам активов, которое они уступили в 70-х годах западноевропейским и японским банкам. Около 80% всех международных кредитных операций совершается ныне банками США.

Информация о работе Смешанная экономика