Смешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:01, доклад

Описание работы

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, характеризующуюся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов.
"Смешанность" реализуется в воздействии государства и общественных институтов на те звенья экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает "осечки".

Работа содержит 1 файл

доклад экономика.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 

    Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, характеризующуюся наличием разных форм собственности и хозяйствования и способов регулирования экономических и социальных вопросов.

     "Смешанность" реализуется  в воздействии государства и  общественных институтов на те звенья экономических и социальных процессов, где рыночный механизм дает "осечки".

    Можно констатировать тот факт, что на настоящий момент экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями - чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют.

    Хотя  современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики, как мне кажется, выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее. 

    1. Смешанная экономика  как современная  модель

    Современная рыночная система являет собой широкое  разнообразие смешанных форм.

    Рождение  новой теоретической экономической  системы происходит на базе рыночных принципов развития, которые доказали свою эффективность в развитых странах  на протяжении веков. Именно рыночная идеология предопределяет идеологическую направленность и самой теории. Однако нельзя забывать, что рынок и рыночная идеология 21 века - это социально-сбалансированная идеология как и социально-сбалансированное современное демократическое общество, имеющее своей опорой смешанную экономику.

    Эта идеология и это общество имеют, как известно, немало противоречий, которые могут быть предметом самостоятельного исследования.

    Согласно  теории смешанной экономики, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики.

    1) основанная на механизме "невидимой  руки" классическая рыночная экономика,

    2) основанная на директивном государственном  планировании командная экономика,

    3) смешанная экономика, синтезирующая  наиболее эффективные черты двух  других систем.

    Классическая  рыночная экономика есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 век.

    Синтезом  обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная  экономика представляет собой систему, основанную на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванную укрепить эффективные стороны механизма "невидимой руки" и сгладить его негативные последствия.

    Зарождение  элементов смешанной экономики  относится еще к концу 19 века, а во второй половине 20 века она стала основной концепцией развития во всех развитых странах.

    Теоретическая основа смешанной экономики разработана  Кейнсом. В качестве основной регулируемой переменной он рассматривал спрос, стимулирование которого через систему государственных заказов позволяет добиться эффективного решения экономических и социальных проблем. Понятие смешанной экономики введено в 60-е годы П. Самуэльсоном, определившим американскую экономику как смешанную систему свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как государства, так и частных институтов.

    Экономика всех развитых капиталистических стран  функционирует как смешанная, однако национальные модели экономических  систем различаются не только масштабами воздействия на экономические и социальные процессы, но и его качеством, под которым подразумевается характер и организация государственных институтов, способы их деятельности. В этих различиях главную роль играют не доля государственных расходов в бюджете страны и размеры общественного сектора, а функции государства.

    В настоящее время хозяйственные  системы практически всех развитых стран представляют собой различные  модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных экономико-культурных традиций.

    Среди различных национальных моделей  смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970-80-е года: американская либеральная модель; западноевропейская социал-демократическая модель; японская патриархально-корпоративная модель.

    Если  хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике.

    Экономика переходного типа формально имеет  во многом те же черты, что и смешанная экономика, но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика - это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика - это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно. 

    2. Модели смешанной  экономики

    Общая линия на развитие смешанной системы  не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

    Либеральная. Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

      Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

    Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

    Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма. 

    2.1 Американская модель

    Для США характерно прогнозирование  и стратегическое планирование. Оно  обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического  плана учитывается ряд важнейших  факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

    Система стратегического планирования рассматривается  как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

    · прогнозирование в системе государственного регулирования;

    · внутрифирменное планирование;

    · коммерческое прогнозирование.

    На  уровне государственного регулирования  выделяют два основных вида государственных  подразделений - федеральные, а также  штаты, и местные органы власти.

    Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

    · регулирующий механизм федерального правительства;

    · механизм штатов и местных органов  власти;

    ·государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

    · аппарат административно правового  регулирования деятельности различных отраслей экономики.

    Важнейшим инструментом государственного регулирования  экономики США является государственный бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

    Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной  власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

    Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени  пропорциональности к облагаемой сумме  они делятся на прогрессивные  и регрессивные. На всех уровнях  взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

    В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом  является Федеральная резервная  система (ФРС), выполняющая функции  центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. 

    2.2 Японская модель

    Особенность общегосударственного регулирования  в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

    Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о  наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться  правительство и деловые круги  внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

    Цель  таких планов-прогнозов заключается  в том, чтобы дать правительству  и предпринимательским кругам общую  ориентировку, рекомендации для руководства  экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

    Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством  финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнением государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

    Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней  торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

    Правительство концентрирует свои ресурсы в  основном на получении принципиально  новых знаний, т.е. на фундаментальных  исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

    Вторая  особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное  на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

    Особый  интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Информация о работе Смешанная экономика