Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения.
Введение
С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Смешанная экономика- это современная рыночная экономика, существующая в реальности в разнообразных формах и характеризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием государства в регулировании экономики. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики. Единство и взаимосвязь двух принципов регулирования экономической жизни- рынка с частным интересом социально-экономиеской деятельности государства с общественным благом - образует сердцевину экономики современных развитых стран. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, т. к. само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути. Каждое государство по-разному расставляет приоритеты развития, однако 3 основных принципа присущи всем моделям смешанной экономики: насколько увеличивается рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор; насколько эффективен финансовый потенциал рыночного сектора, настолько экономически «обеспечен» и государственный сектор; процесс приватизации (в том числе и земли) будет в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не перейдет на «содержание» рыночного. Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет- основные характеристики, функционирование смешанной экономики, ее специфические черты. Цель работы: Дать общее понятие смешанной экономике, изучить её основные черты, а так же рассмотреть различные модели смешанной экономики, существующие в настоящее время. Задачи:
При
написании работы использовалась различная
литература и источники, в том
числе и ресурсы компьютерной сети
«Интернет». Курсовая работа состоит из
введения, основной части, представленной
3 главами, и заключения.
1.Смешанная экономика как фундамент современной социально-экономической системы развитых стран.
Смешанная
экономика рассматривается как
разновидность рыночной экономики,
как такая экономическая
Современный
мир характеризуется широким
разнообразием смешанных
2. Основные модели смешанной экономики
Германская
модель — это модель социального
рыночного хозяйства, которая расширение
конкурентных начал увязывает с
созданием особой социальной инфраструктуры,
смягчающей недостатки рынка и капитала,
с формированием многослойной институциональной
структуры субъектов социальной
политики. В германской экономической
модели государство не устанавливает
экономические цели - это лежит
в плоскости индивидуальных рыночных
решений, - а создаст надежные правовые
и социальные рамочные условия для
реализации экономической инициативы.
Такие рамочные условия воплощаются
в гражданском обществе и социальном
равенстве индивидов (равенстве
прав, стартовых возможностей и правовой
защите). Они фактически состоят
из двух основных частей: гражданского
и хозяйственного права, с одной
стороны, и системы мер по поддержанию
конкурентной среды, с другой. Важнейшая
задача государства - обеспечивать баланс
между рыночной эффективностью и
социальной справедливостью. Трактовка
государства как источника и
защитника правовых норм, регулирующих
хозяйственную деятельность, и конкурентных
условий не выходит за пределы
западной экономической традиции. Но
понимание государства в
2.2 Японская модель
Японская
модель характеризуется координацией
экономической деятельности между
правительством и частным сектором.
В японской экономике значительное место
занимали национальные традиции и обычаи.
Одновременно широко заимствуются и далее
развиваются научно технические достижения,
формы и системы организации производства
других стран. До 1970 года Японии была характерна
экстенсивная модель роста, в которой
доминировала роль государства. Энергетический
кризис 1973-1974 годов заставил Японию перейти
к интенсивной модели роста на основе
усиления роли научно-технического сектора
экономики. После II мировой войны экономика
страны была сильно подорвана, многие
города были разрушены, число природных
ресурсов сократилось. Однако именно эти
неблагоприятные факторы позволили Японии
быстро развиться за короткий срок и существенно
опередить другие страны в развитии. По
сути дела без энтузиазма, трудолюбия
и самоограничения японского народа это
«экономическое чудо» не состоялось бы.
Изменился и характер государственного
регулирования и произошел переход к косвенным
методам регулирования. В стране сильно развита
система планирования. Планирование носит
рекомендательный характер, но развито
довольно сильно. Большое внимание
уделяется традициям, что наносит отпечаток
на ведение бизнеса. Эта модель возможна
только при высоком развитии национального
сознания, когда каждый человек готов
поставить благополучие государства выше
собственных интересов. Основную роль
в добывающей и обрабатывающей промышленности
играют мелкие и средние предприятия,
причем мелкие оказываются вполне конкурентоспособными,
так что тенденции к сокращению их количества
на рынке нет. Во многом это обусловлено
вмешательством государства, которое
внимательно следит за всеми изменениями
в экономике страны и весьма активно на
нее воздействует. Эта модель характеризуется
отставанием уровня жизни населения от
роста производительности труда. Таким
образом достигается уменьшение себестоимости
продукции, а следовательно и увеличение
ее конкурентоспособности.
2.3 Шведская модель
Эта модель
характеризуется активной ролью государства
в перераспределении доходов и проведении
социальной политики, направленной на
снижение имущественного неравенства.
При этом государство обладает незначительной
собственностью и практически не занимается
предпринимательской деятельностью; решающую
роль в экономике играет рынок. Термин
«шведская модель» возник в связи со становлением
Швеции как одного из самых развитых в
социально-экономическом отношении государств.
Он появился в конце 60 годов, когда иностранные
наблюдатели стали отмечать успешное
сочетание в Швеции быстрого экономического
роста с обширной политикой реформ на
фоне относительной социальной бесконфликтности
в обществе. На шведскую модель как и на
японскую значительное влияние оказывают
исторические предпосылки, культура и
традиции, к которым следует относить
и предпринимательство, зародившееся
в стране очень давно. Шведская модель
смешанной экономики на протяжении уже
нескольких десятилетий является достаточно
стабильной и устойчивой, т. к. дает людям
социальные гарантии и уверенность в завтрашнем
дне. Правительство старается обеспечивать
полную занятость населения, устанавливает
социальные гарантии в том числе и
заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому
для Швеции не характерны забастовки рабочих
и массовая безработица, являющиеся протестом
против существующего строя или социально-экономического
положения дел в стране. Коммунальная
собственность в стране не слишком велика
и сконцентрирована в основном в сфере
жилищно-коммунальных услуг. Национализации
подлежат предприятия связанные с добывающей
промышленностью, транспортом, судостроением.
Эти предприятия обычно являются акционерными
обществами. Швеция шла по этому пути,
начиная с 50-х годов прошлого века. Такая
системность позволила стране развиваться
целенаправленно, в то время как частая
смена планов развития других государств
не приносила положительных изменений. В
шведской политике явно выделяются две
доминирующие цели : полная занятость
и выравнивание доходов, что и определяет
методы экономической политики. Активная
политика на высокоразвитом рынке труда
и исключительно большой государственный
сектор (при этом имеется в виду прежде
всего сфера перераспределения, а не государственная
собственность) рассматриваются как результаты
этой политики.
К
числу специфических факторов, присущих
именно Швеции, надо отнести неизменный
внешнеполитический нейтралитет с
1814. , неучастие в обеих мировых
войнах, рекордное по продолжительности
пребывание у власти Социал-демократической
рабочей партии, исторические традиции
мирных способов перехода к новым
формациям, в частности от феодализма
к капитализму, длительные благоприятные
и стабильные условия развития экономики,
доминирование реформизма в рабочем
движении, утвердившем эти принципы
в своих отношениях с капиталом
(их символом стали соглашения между
руководством профсоюзов и предпринимателями
в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск
компромиссов на основе учета интересов
различных сторон. Основой Шведской
модели является положение о том, что рыночная
система производства должна быть децентрализованной.
Государство не вмешивается в деятельность
фирм, но активно занимается перераспределением
доходов граждан и проводит активную политику
на рынке труда, поэтому так велика его
роль в управлении национальным доходом.
Экономическое регулирование в Швеции
имеет всеобъемлющий и широкий характер:
государство контролирует не только доходы
и прибыли, но и использование капитала,
рабочей силы, а так же цены через антимонопольное
законодательство. Система налогообложения
в Швеции построена таким образом, что
при увеличении доходов лицу приходится
платить больше налогов. Это положительно
сказывается на малообеспеченных слоях
населения, т. к. часть их налогового бремени
берут на себя обеспеченные граждане.