Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

Q — процент изменения  количества продажи

P — процент изменения  цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них  цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое  практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью  спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём  продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема  — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар  будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним  из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар  дешевле.

Кривая спроса

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой  товара и денежным выражением спроса на неё.

 

Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который  удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем  эластичнее спрос, тем ниже цена может  быть установлена на товар для  достижения максимальной прибыли. Эластичность спроса — это реакция рынка  на отсутствие товара, возможность  его замены, цену конкурентов, понижение  цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и  искать более дешёвые товары, повышение  качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при  низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

 

20.предложение. график функции предложения. Закон пред-я. Неценовые факторы пред-я. Эластичность пред-я.

Предложение — возможность  и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое  определение описывает предложение  и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане  предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное  обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения — при  прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается  по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения  товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках  на единицу товара с увеличением  цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать  больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция  имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность  ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Эластичность предложения  — показатель, воспроизводящий изменения  совокупного предложения, которые  происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения  превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения  вычисляется через коэффициент  эластичности предложения по формуле:

K m  — коэффициент эластичности  предложения

G — процент изменения  количества предлагаемого товара

F — процент изменения  цены

Эластичность предложения  зависит от таких факторов, как  особенность производственного  процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному  хранению. Особенности производственного  процесса позволяют производителю  расширить производство товара при  повышении цены, а при понижении  его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения  зависит и от часового фактора, когда  производитель не в состоянии  быстро реагировать на изменения  цены, поскольку для дополнительного  производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически  невозможно, хотя цена на них может  возрасти многократно. В таких случаях  предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться  длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:

Изменения в себестоимости  производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых  технологий. Снижение себестоимости  позволяет производителю доставить  на рынок больше товаров. Рост себестоимости  приводит к противоположному результату — предложение снижается.

Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.

Индивидуальные вкусы  потребителей.

Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста  цен в будущем производители  могут сократить предложение, чтобы  вскоре продать товар по более  высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.

Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков  товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение  между рыночными ценами и количеством  товаров, которые производители  желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения —  это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами  ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы  больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения —  это технический прогресс. Новый  посевной материал, более эффективный  трактор, лучшая компьютерная программа  севооборота — всё это позволяет  фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

 

21.взаимодействие  спроса и предложения. Цена  равновесия.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую  ситуацию, когда планы покупателей  и продавцов на рынке полностью  совпадают, а объем благ, который  намерены купить покупатели, абсолютно  равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем  предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Графическое изображение  взаимодействия спроса и предложения  показано на рис. 4.1.

На рис. 4.1 показано, что  рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство  объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает  как равновесная цена. Равенство  объема спроса и объема предложения  представляет собой равновесный  объем и характеризует рыночное равновесие.

Цена, по которой благо  продается или покупается, может  не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным  объемом. Дело в том, что равновесное  состояние нестабильно, поскольку  условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения  спроса и предложения.

 

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ - такое  значение цены, когда объем предложения  равен объему спроса. Данные цены балансируют  спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому всякий раз, когда  изменяется цена равновесия, то это  равнозначно изменению спроса и  предложения на рынке того или  иного товара, соответственно, услуги. Таким образом, цена равновесия не может  устанавливаться административными  методами. Тем не менее, если в рыночных условиях сохраняется длительная устойчивость цены, то это означает стабильность и устойчивость самого рынка.

Цена равновесия информирует  производителя товара либо продавца этого товара о том, какое количество товара он может изготовить и отправить  на рынок с учетом, естественно, своих  издержек производства для определения  своей потенциальной прибыли. С  другой стороны, цена равновесия передает информацию покупателю данного товара, если он намеревается приобрести данный товар, соизмеряя свой спрос со своими доходами. Иначе говоря, равновесная  цена совмещает интересы покупателя и производителя данного товара, она поддерживает общее сбалансированное состояние рынка до тех пор, пока не возникает дефицит либо избыток  данного товара.

В системе определения  равновесной цены важное значение приобретает сам механизм количественного определения спроса и предложения с помощью пересечения кривых этих значений. При этом учитываются такие факторы, как природно-климатические условия производства того или иного товара, характер применяемой технологии, сумма налогов и дотаций и т.д. Для покупателя принимаются во внимание следующие параметры: цена данного товара, доходы покупателя, его возрастная и половозрастная структура и т. д.

В Российской Федерации в  результате обесценения национальной валюты - рубля цены постоянно повышаются. За годы реформ они выросли в десятки, а на некоторые виды - в сотни  и тысячи раз. В таких условиях трудно добиться цены равновесия.

 

22.полезность, закон  убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые  безразличия.

Основной целью потребителя  является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного  дохода. Сам термин «полезность» был  сформулирован английским философом  Иеремией Бентамом. Полезность – способность  товаров удовлетворять определенные потребности. Таким образом, это  субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны  для каждого отдельно взятого  индивида.

Экономический субъект всегда, выбирая для потребления те или  иные блага, со своей точки зрения оценивает пользу, которую они  могут принести, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить  его насущные потребности. В то же время, регулярно осуществляя процесс  потребления, мы постепенно начинаем понимать, что прежние товары не приносят такого же удовольствия, как прежде. Иными  словами, мы получаем все меньшее  удовлетворение от каждой последующей  единицы потребленного блага. Такая  закономерность в науке представлена в виде закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность как  экономическая категория показывает дополнительную полезность каждой дополнительной единицы товара. Данное понятие имеет  практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинаковую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это  средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность определить оптимальный  объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей  предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полезность продукта оказывается уже значительно ниже по сравнению с первоначальной.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"