Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
Государственное вмешательство в экономику осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Обычно выделяют следующие функции государства по регулированию экономики:
18.модели рыночной
экономики. Особенности бел.
Не существует единой модели
рыночной экономики. Их специфика зависит
от исторических особенностей развития
конкретной страны, уровня ее экономического
развития, соотношения функций
Для американской
модели характерна наибольшая
приближенность к реализации
принципа “свободной игры
Функционирование
японской модели в основном
основано на исторических
Для рыночной экономики
ФРГ характерны значительный
удельный вес государственной
собственности, развитые
Шведская рыночная модель отличается прежде всего сильной социальной направленностью и мощным государственным регулированием. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная “благотворительная” деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.
Если обобщить
сказанное и рыночную практику
других стран, то все
Для либеральной
модели рыночного развития
Для социально
ориентированной экономики
Жизненность и
дееспособность рынка как
Белорусская модель экономики формируется как социалъно ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной эконо-мики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной эко-номики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и дру-гих особенностей нашей страны. Концептуальные основы белорусской модели — это равноправие всех форм собственности; значительная роль государства в регулировании экономических процессов, доходов населения, занятости, в формировании условий, обе-спечивающих удовлетворение социально значимых потребностей всего населения. Характерными чертами белорусской модели эко-номического развития являются: 1. Равноправное функционирование государствен-ного и частного секторов экономики. 2. Приватизация рассматривается не как само-цель, а как средство поиска иквесторов, заинтере-сованных в долгосрочном развитии экономики ре-спублики, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работников. При-ватизация осуществляется в соответствии с интере-сами не только государства, отрасли, предприятия, но и работающего человека. В качестве важнейше-го условия приватизации выступает обеспечение эффективного и полезного для общества произ-водства. 3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ. 4. Повышение конкурентоспособности и эффек-тивности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспектив-ных областях. 5. Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая стабильное функционирование эко-номики и экономическую безопасность государства. Государственные институты, исходя из критериев общественного блага, не допускают нарушения яорм и правил поведения на рынке; определяют общие условия эффективного хозяйствования, темпы эконо-мического роста; поддерживают оптимальную струк-туру производства, равномерное социально-экономи-ческое развитие регионов. 6. Социальная политика, направленная на повы-шение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала. На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является созда-ние для каждого трудоспособного гражданина усло-вий, позволяющих ему своим трудом и предприим-чивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности со-циальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориен-тация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культур-ного развития. Стратегическая долгосрочная цель социально-эко-номического развития Республики Беларусь — это по-степенное движение к обществу постиндустриально-го типа, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формиро-вания новых технологических способов производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании. Беларусь первой из стран СНГ преодолела послед-ствия кризиса, вызванного разрывом традиционных торгово-экономических связей в результате распада СССР. Важной особенностью белорусской экономики является то, что в процессе реформ были сохранены ее производственный потенциал и инновационные возможности. Основой экономического потенциала Белару-си является промышленный комплекс. Наиболее важную роль играют машиностроение, металло-обработка, химическая и нефтехимическая промыш-ленность, электроэнергетика, легкая и пищевая от-расли, медицинская и микробиологическая, лесная, деревообрабатывающая отрасли, промышленность строительных материалов. Беларусь производит грузовые автомобили, тракторы, станки, лазеры, сложную радиоэлектронику и приборы, телевизо-ры, компьютеры, часы, искусственные алмазы, мо-тоциклы и велосипеды, холодильники, лекарства. Успешно развиваются информационные техноло-гии (ИТ-индустрия). В ежегодном «Докладе о раз-витии телекоммуникаций в мире», публикуемом Международным союзом по электросвязи, Беларусь отнесена к странам со средним рейтингом. Откры-вая список этой группы, Беларусь стоит первой за группой стран с высоким рейтингом развития ИТ-инфраструктуры, доступности по цене, уровню об-разованности населения, качеству услуг и уровню использования Интернета.Наука — это основа современного экономического развития. Беларусь обладает развитой научно-техни-ческой базой разработок. Большие успехи достигну-ты в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, про-граммного обеспечения, биотехнологий. Беларусь во-шла в узкий круг стран, владеющих нанотехнологи-ями. Наноматериалы — это объекты физики, химии, инженерии, близкие по размеру к молекуле. Они поражают своими уникальными свойствами. Напри-мер, созданные белорусскими учеными углеродные нанотрубки в сто раз прочнее стали и в пять раз легче алюминия1. Проводимая в Республике Беларусь экономиче-ская политика позволяет создавать фундамент бело-русской экономики, способный противостоять вну-тренним и внешним вызовам. Современная эконо-мическая политика выводит республику на новый, интеллектуально-инновационный путь развития. Сильная процветающая Беларусь может быть созда-на свободным творческим трудом всех граждан, та-лантом экономической, научно-технической, куль-турной и политической элит, экономическим со-трудничеством с другими государствами. Концепция экономического развития как составная часть госу-дарственной идеологии открывает перед обществом реальные перспективы создания устойчивой модели экономики, обеспечивающей повышение благососто-яния людей.
19.спрос. график функции спроса. закон спроса и предложений. неценовые факторы спроса. Эластичность предложения.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Спрос — это запрос
фактического или
Вместе с этими обобщенными
определениями спрос
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
[править]
Закон спроса
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Уровень доходов в обществе;
Размеры рынка;
Мода, сезонность;
Наличие товаров-субститутов (заменителей);
Инфляционные ожидания.
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень
понижения цен превышает
Эластичность спроса может
быть связана не только с изменением
цены на товар, но и с изменением
доходов потребителей. Поэтому различают
эластичность спроса по цене и по доходам.
Есть и спрос с единичной
Реакция потребителей на изменение
цены товара может быть сильной, слабой,
нейтральной. Каждый из них порождает
соответствующий спрос: эластичный,
неэластичный, единичный. Возможны варианты,
когда спрос оказывается
Эластичность спроса измеряется
количественно через
K o — коэффициент эластичности спроса