Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
Например, пусть в роли
блага будет булочка. Когда мы
едим первую из них, получаем глубокое
удовлетворение, особенно если в этом
была острая потребность. Постепенно наедаясь,
экономический субъект
С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограниченного дохода, времени и других факторов, необходимо каждое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами:
где MU – предельная полезность каждого блага; Р – их цены.
Получается, что последний рубль, который потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобретение хлеба или другого товара потребительской корзины. Иначе правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, которые экономический субъект потребляет, он остается одинаково удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рационально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора.
23.бюджетное ограничение
потребителя. Кривые «доход-
Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.
Однако способность
Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2
R — доходы потребителя
Бюджетная линия
Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:
P1Q1 + P2Q2 = R
Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:
Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.
В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:
P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R
Смещение бюджетной линии
Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.
Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя: при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней. увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.
Кривая «цена—потребление». Мы убедились, что при изменении цены одного из двух товаров меняется поведение потребителя. Этот процесс может быть проиллюстрирован при помощи так называемой кривой «цена—потребление». На рис. 2 изображены кривые безразличия I1, I2, I3, I4. Также отмечены повороты бюджетной линии в соответствии с изменением цены товара X. Каждая бюджетная линия имеет свою собственную точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки А, В, С и D. Каждая точка касания характеризует оптимальный выбор потребителя, наиболее рациональную комбинацию двух товаров (структуру потребления), которая при данном уровне дохода и при данных уровнях товарных цен максимизирует полезность потребителя. Соединив точки рационального выбора А, В, С, D, получим кривую, называемую кривой «цена—потребление» (рис. 2).
Рис. 2. Кривая «цена—потребление»
Кривая «цена—потребление» показывает, как меняется оптимальный уровень потребления двух товаров при изменении цены одного из них. Поведение потребителя при изменении дохода. Увеличение дохода графически отображается в параллельном перемещении бюджетной линии вправо от начала координат. При этом новая бюджетная линия выступит касательной по отношению уже к иной кривой безразличии, отстоящей далее от начала координат и отвечающей большей совокупной полезности. Новая точка касания продемонстрирует изменения в потреблении в связи с ростом дохода. Если рассмотреть несколько уровней дохода и определить соответствующие им точки оптимального выбора потребителя, то линия, соединяющая эти точки, будет кривой, именуемой «доход-потребление» (рис. 5).
Рис. 5. Кривая «доход-потребление»
Кривая «доход-потребление» будет
иметь различный наклон в зависимости
от класса товара. Для нормальных товаров
область допустимых перемещений
точки потребительского выбора располагается
в пределах прямоугольного треугольника
ABC, образуемого перпендикулярами, выходящими
из прежней точки равновесия, и
новой бюджетной линией (рис. 5). Если
же один из товаров — товар низшей
категории, то кривая «доход—потребление»
пересечет новую бюджетную
24.равновесие потребителя.
Равновесие потребителя (consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом: где MU — предельная полезность отдельных товаров;
P — их цена.
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:
находиться на бюджетной линии; предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.
Равновесие потребителя В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.
25.фирма, ее цели и
функции. Организационно-
Предпринимательская фирма - это организационно-правовая форма осуществления предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий признаки юридического лица, который на основании использования оборудования и имущества может производить и реализовывать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги.
Признаки юридического лица:
Предприятие
– это организационно-
Предприятие включает комплекс средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственного процесса, в ходе которого идет производство благ и оказание услуг.
Принципы деятельности фирм:
Высшая цель фирмы – получение дохода и прибыли.
Другие цели:
Функции фирм:
1. создание ценностей;
2. обеспечение конкурентных преимуществ на рынке;
3. выбор правильной рыночной стратегии.
9.2. Организационно-правовые формы фирм
Формы предпринимательства:
Виды фирм.
По характеру собственности: частная; государственная; кооперативная.
По принадлежности капитала: национальная; иностранная; смешанная.
По размерам: крупная; средняя; малая.
В зависимости от фаз общественного воспроизводства: промышленные; торговые; коммерческие; посреднические.
По целям объединения, степени самостоятельности, характеру хозяйственных отношений участников:
Концерн — многоотраслевое акционерное общество; форма объединения предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовых учреждений, находящихся под единым финансовым контролем.
Рисунок 9.1 - Организационно-правовые формы юридических лиц
Холдинг - общество, создаваемое крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. Юридически существуют как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные предприятия, в их деятельности заметную роль играют банки, финансовые учреждения.
Хозяйственные товарищества - это объединение юридических и физических лиц, отвечающих по своим обязательствам в определенной мере и на определенных условиях.
Существуют следующие виды товариществ:
- простое
товарищество – это
- полное
товарищество - это объединение юридических
и физических лиц, которые
- коммандитное
товарищество это модификация
полного товарищества. В коммандитном
товариществе одни участники
несут полную ответственность
по своим обязательствам и
поэтому называются полными