Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Различные страны, их национальные хозяйства  к рыночной экономике шли разными  путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов; свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей; свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;  образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок:  наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива; открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.42. Субъекты и объекты рынка. Функции рынка.

Субъекты и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники  рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели  или физические лица. Во-вторых, ^то юридические лица, к которым относятся  разного рода. предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.

В состав рынка входят и предприниматели, и работники , продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг трУда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения  дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или  заемного капитала и является поставщиком  товаров и услуг.

Правительство представлено главным  образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме тою, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая  сила, капиталы (фонды), технические  новшества и идеи.

 

14.структура и функции  рынка

Для того чтобы рынок успешно  функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной  собственности, свободных цен и  конкуренции.

Какие функции выполняет рынок?

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике  потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Какова структура рынка?

 

Структура рынка:

1.     по объектам рынка 

  • рынок товаров и услуг
  • рынок капиталов
  • рынок труда
  • финансовый рынок
  • рынок информации

2.     по географическому  положению

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

3.     по механизму функционирования

  • рынок свободной конкуренции
  • монополизированный рынок
  • регулируемый рынок

4.     по степени насыщенности

  • равновесный рынок
  • дефицитный рынок
  • избыточный рынок

5.     в соответствии с  действующим законодательством 

  • легальный рынок
  • нелегальный рынок

15.стоимость и цена  товара

Товар – это вещь, которая создана  трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.

Товар является основной категорией рынка.

Существуют различные классификации  товаров по следующим признакам:

по характеру спроса на товар:

а) повседневного спроса;

б) предварительного спроса;

в) особого спроса;

г) пассивного спроса;

по характеру потребления товара:

а) товары индивидуального потребления;

б) товары производственного потребления;

по длительности использования:

а) товары кратковременного пользования;

б) товары длительного пользования.

Существуют две теории, анализирующие  свойства товара.

1. Марксистская теория трудовой  стоимости. Согласно данной теории  у товара имеются четыре свойства:

потребительная стоимость –  это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять  ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);

стоимость – это то, во что обходятся  производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);

меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;

цена – это денежное выражение  меновой (рыночной) стоимости товара

 

16.конкуренция в системе  рыночных отношений. Формы и  методы конкуренции

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

В широком смысле слова понятие  «конкуренция» употребляется в  экономической науке как элемент  рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного  хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а  также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие  «конкуренция» употребляется как  соперничество внутри отрасли, как  соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие  виды конкуренции .

Различают три формы конкуренции:

  • функциональную;
  • видовую (личностную);
  • предметную.

Функциональная конкуренция –  возникает потому, что любую потребность  можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными  конкурентами. Функциональную конкуренцию  приходится учитывать, даже если фирма  является производителем поистине уникального  товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат  того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция  иногда называется межфирменной. Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

  • на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  • на основе критерия повышения качества сервиса товара;
  • на основе снижения цены (ценовая);
  • на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
  • на основе повышения качества управления;
  • на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения  на рынки с новыми товарами, а  также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает  на первый план более высокую, чем  у соперников, надежность, меньшую  «цену потребления», более современный  дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой  конкуренции – реклама. К числу  неценовых методов относят также  предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

  • промышленный шпионаж;
  • переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
  • выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

17.функции государства  в современной рыночной экономике  и методы ее регулирования

Появление монополий подорвало  основы саморегулирования экономики: свободную конкуренцию, свободное  ценообразование на основе действия законов спроса и предложения. Неспособность  современного рынка к саморегулированию  проявляется в периодически повторяющихся  экономических кризисах. Один из таких  периодов, сопровождающийся значительным падением производства, высоким уровнем  безработицы, разорением огромного  числа производителей, был в экономике  США с 1929 по 1933 гг. (Великая депрессия).

Возникает необходимость  вмешательства государства в  механизм рыночного регулирования. Модель государственного регулирования  рыночной экономики была предложена английским экономистом  
Дж. М. Кейнсом в конце 30-х гг. XX в.

Необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику  вызвана следующими причинами:

1. В результате усиления  конкурентной борьбы с рынка  удаляются наименее эффективные,  старые производства, т. е. рынок  сам по себе не способен  обеспечить защиту слабых, наименее  приспособленных к рынку производителей  и работников.

2. В рыночной экономике  имеется целая группа товаров  и услуг, производство которых  не может быть монополизировано. Они называются «общественными  благами». К ним относятся освещение  городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.

3. Рынок самостоятельно  не может защищать производителей  и потребителей от недобросовестной  деловой практики (выпуска некачественных  товаров, недобросовестной конкуренции,  установления необоснованно высоких  цен и т. д.). Это делает государство.

4. Рынок сам по себе  не способен рационально использовать  ресурсы в интересах всего  общества. Это берет на себя  государство.

5. Рынок самостоятельно  не может бороться с инфляцией,  безработицей и т. д. Это может сделать только государство (правительство).

Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования  рыночной экономики.

Регулируемая рыночная экономика  – это такая экономика, в которой  создаются экономические предпосылки  для рационального использования  ресурсов, защиты окружающей среды, ускорения  научно-технического прогресса, для  удовлетворения потребностей всех субъектов  рыночной экономики.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"