Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
Кроме того, причина становления
рынка кроется и в возможности
(свободе) для каждого экономического
субъекта обеспечивать свои интересы.
Рынок предполагает свободу конкурентного
поведения, свободу хозяйствования,
защиту интересов конкретного
Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов; свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей; свободный перелив капиталов между отраслями и регионами; образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок: наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива; открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.42. Субъекты и объекты рынка. Функции рынка.
Субъекты и объекты рынка. Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, ^то юридические лица, к которым относятся разного рода. предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
Для классификации субъектов
В состав рынка входят и предприниматели, и работники , продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг трУда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес — это деловое
Правительство представлено главным
образом различными бюджетными организациями,
которые реализуют функции
Объекты рынка — все то, по поводу
чего возникают отношения купли-
14.структура и функции рынка
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.
Какие функции выполняет рынок?
Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Какова структура рынка?
Структура рынка:
1. по объектам рынка
2. по географическому положению
3. по механизму функционирования
4. по степени насыщенности
5. в соответствии с действующим законодательством
15.стоимость и цена товара
Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью.
Товар является основной категорией рынка.
Существуют различные
по характеру спроса на товар:
а) повседневного спроса;
б) предварительного спроса;
в) особого спроса;
г) пассивного спроса;
по характеру потребления
а) товары индивидуального потребления;
б) товары производственного потребления;
по длительности использования:
а) товары кратковременного пользования;
б) товары длительного пользования.
Существуют две теории, анализирующие свойства товара.
1. Марксистская теория трудовой
стоимости. Согласно данной
потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);
стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);
меновая стоимость – это количественное соотношение в котором один товар обменивается на другой;
цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара
16.конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции
Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») — это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.
В широком смысле слова понятие
«конкуренция» употребляется в
экономической науке как
Различают три формы конкуренции:
Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).
Предметная конкуренция –
Методы конкуренции:
Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая конкуренция. Выдвигает
на первый план более высокую, чем
у соперников, надежность, меньшую
«цену потребления», более современный
дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой
конкуренции – реклама. К числу
неценовых методов относят
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
17.функции государства
в современной рыночной
Появление монополий подорвало основы саморегулирования экономики: свободную конкуренцию, свободное ценообразование на основе действия законов спроса и предложения. Неспособность современного рынка к саморегулированию проявляется в периодически повторяющихся экономических кризисах. Один из таких периодов, сопровождающийся значительным падением производства, высоким уровнем безработицы, разорением огромного числа производителей, был в экономике США с 1929 по 1933 гг. (Великая депрессия).
Возникает необходимость
вмешательства государства в
механизм рыночного регулирования.
Модель государственного регулирования
рыночной экономики была предложена
английским экономистом
Дж. М. Кейнсом в конце 30-х гг. XX в.
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвана следующими причинами:
1. В результате усиления
конкурентной борьбы с рынка
удаляются наименее
2. В рыночной экономике
имеется целая группа товаров
и услуг, производство которых
не может быть
3. Рынок самостоятельно
не может защищать
4. Рынок сам по себе
не способен рационально
5. Рынок самостоятельно
не может бороться с инфляцией,
Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования рыночной экономики.
Регулируемая рыночная экономика
– это такая экономика, в которой
создаются экономические