Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

№1 Экономика: понятие, структура.
№2основы научной школы,и современные направления
№14 структура рынка.виды рынков.сегментация рынка
№25анализ эластичности.эласт спроса

Работа содержит 1 файл

эконом тер.docx

— 50.09 Кб (Скачать)

№1 Экономика: понятие, структура. Экономика –это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими возможность альтернативного использования. В процессе экономической деятельности человек обеспечивает себя благами для удовлетворения физиологических и духовных потребностей. Тер Аристотель. Микроэкономика – раздел экон. теории, в котором изучается поведение отдельно взятых субъектов рынка.Макроэкономика – раздел эк. теории, в котором эк-ка рассматривается как единое взаимосвязанное целое.Мировая экономика занимается изучением эконом. отн-й на уровне мирового сообщества. Эконом. наука разделяет все жизненные блага на 2 группы: 1. Свободные 2. Экономические    Свободные блага – это те жизненные блага, которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них.Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей. Экономическая наука призвана находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведёт к предвидению, а предвидение – к действию. При этом главная задача экон. т. – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. Структура экономической науки:

                       Фундаментальные науки

Общехозяйственная экономика

Отраслевая экономика

Экономическая теория

История

экономических

учений

Финансы и кредит

Экономика промышленности

Микроэкономика

Планирование

Экономика сельского хозяйства

Макроэкономика

Маркетинг

Экономика торговли

Мировая экономика

Менеджмент

Экономика транспорта


№2основы научной школы,и современные направления

Первой школой экономической  теории является меркантилизм (16-17 вв).В трудах меркантилистов получил теоретическое описание капиталистический способ производства.Наиболее известый представитель – Антуан Монкретьен.Меркантилисты изучали внешн.торговлю,видя в ней главный источник богатства,который отождествляется с деньгами и золотом.Физиократы(представитель – Франсуа Кенэ) считали,что прибыль создается только в с/х, в отличие от меркантилистов ,физиократы доказывали,что прибыль формируется в среде производста.Классическая школа(17в) положила начало трудовой стоимости,показала сущность ренты,прибыли,процентов и др.категорий.Маржинализм считал,что в основе ценностей товара лежит не труд,а полезность.Неоклассичесская школа объединила классическую теорию и маржинализм.Кейсианство (30ые г. 20 в) возникло в связи с необоходимостью государственного регулирования экономики (Джон Кейнс) Современные: 1.неокейсианство.2.монетаризм3.институционализм

№14 структура рынка.виды рынков.сегментация рынка

Структура рынка-это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем обмене рынка.Виды рынков: 1. По объектам обмена(-рынок факторов пр-ва, -рынки товаров)2. В пространственном разрезе(-местный рынок, -региональный, -внутренний, -внешний, -национальный и –мировой)3.По ур-ню насыщения(-равновесный, -дефицитный, -избыточный)4.По степени зрелости(-неразв., -развитый, -развивающийся)5.С позиции соответствия действ закон-ству(легальный, нелегальный)6.По степени ограниченности конкурент. борьбы(рын. свободной конкуренции,- монополии, -олигополии, -монополистической конкуренции)7.По признаку общности покупателей. Сегментация рынка-деление рынка на групп. покупателей, которые хар-ся одинаковыми потребностями по отношению к опр. товару.

№25анализ эластичности.эласт спроса       Определение эластичности спроса и предложения широко используется для анализа рыночных ситуаций, при исследовании взаимосвязи эластичности спроса и доходов товаропроизводителей. Многих волнует вопрос: если продавцы увеличат цену товара, выручка от продажи увеличится или уменьшится? С одной стороны, рост цены положительно влияет на сумму выручки, но с другой - действие закона спроса приводит к снижению величины спроса при росте цены, что отрицательно сказывается на величине выручки продавцов. Какое направление примет результирующая двух данных сил, зависит от эластичности спроса в конкретном интервале изменения цены и количества товара.

№24эласт предл.коэф предложения   Эластичность предложения - показатель, отражающий степень чувствительности пред-я к изменению цены предлагаемого товара.Коэффициент эластичности предложения рассчитывается так же, как и коэфф. ценовой эластичности спроса, только вместо величин спроса берутся величины пред-я :Где Q1 и Q2-первоначальный и текущий объем пред-я; P1 и P2-первонач. и текущая цена.

№10собственность..реформирование собственности          Собственность – это принадлежность вещественных и нематериальных ценностей определенным лицам..Формы собственности: В зависимости от объекта собственности: Собственность на средства производства:а) госуд-наяб) коллективная (АО, кооперативы)в) частная (1 чел)Собственность на потр. блага:а) личная собств. гражданб) коллект. собств. в непроиз. сфере (дачный, гаражный кооператив)в) собственность общ. организаций.Типы:1. частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений; 2. государственная собственность-это такая система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. 3. коллективная собственность- это такая система отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами.

№13 Рынок – система отношений между производителем и потребителем на основанииспроса и преждложения. Современный рынок – синтез двух начал : конкурентного и монопольного. Условия возникновения:1. Общественное разделение труда.  Выделяют 3 ступени общ-ного разделения:- отделение скотоводства от земледелия; 
- выделение  ремесла как самостоятельной отрасли; 
- возникновение купечества.2.Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства , так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. 
3 формы специализации:- предметная(автомобильные , тракторные заводы ); 
- подетальная (например, завод шарикоподшипников); 
- технологическая – стадийная (прядильная фабрика

 

 

№4  Потребности как предпосылка производства. Исходным пунктом общественного производства являются человеческие потребности.  Под влиянием социально-экономического и духовного прогресса наши потребности постоянно развиваются, усложняются и обогащаются. Стремление людей удовлетворить свои потребности является необходимой предпосылкой процесса производства, исходным мотивом производственно-трудовой деятельности.В эконом. т. потребности классифицируются по различным критериям. По характеру — это потребности материальные, духовные , социальные. Потребности различают на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми понимают физиологические потребности людей в еде, питье, одежде, обуви, жилье и т. п. Вторичные сводятся к духовным потребностям — в образовании, искусстве, развлечении и т. п. большинство потребностей (материальные, физиологические, духовные — высшие) являются экономическими, т. е- такими, которые удовлетворяются с помощью жизненных (или экономических) благ. К этим благам относятся как матер-ные товары и услуги и нематериальные. На характер, уровень и структуру потребностей человека влияют факторы: природно-климатические условия, уровень развития производительных сил, характер производственных отношений, исторические традиции, быт и нравы, национальные особенности и т. д.

№7 Проблема выбора и граница произв-ных возможностей

Кривая  произв-ных возможностей показывает максимально возможный объем одновременного производства 2благ при заданных ресурсах и технологиях.Экономика эффективна, когда все точки возможных комбинаций производства 2благ находятся на границе произв-ных в.Эконом система неэффективна, когда различные комбинации производства 2благ находятся левее границы произв-ных в.(точка F).То ресурсы общества заняты не полностью.Точка F представляет такую комбинацию благ XиY.которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов.Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу произв-ных в.общества,обладающее запасом ресурсов и знаний и обесп-щего полный объем производства, точка G  недостижима. Экономические ресурсы,которые используються в обществе для удовл-ния потр-тей, всегда ограничены,имеют количественный и качественный пределы. Ограниченность ресурсов есть фундаментальная проблема экономической науки:если ресурсы неограниченны-блага производились бы в достаточном объеме. Абсолютная ограниченность -ресурсы невозможно увеличить. Относительная ограниченность - определенные ресурсы могут быть увеличены,но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей. Производственные возможности –это наибольший объем выпуска продукции,который достигается при полном использовании ресурсов. общество делает оптимальный выбор какие потребности.Альтернативный выбор между отражен в виде шкалы произв-ных в.,кривая произв-ых в. Цена не всегда выражается в деньгах,но всегда отражает альтернативную стоимостьальтернативной стоимостью-количество благ одного вида, от которого следует отказаться,чтоб получить опред-ное количество благ др вида.

 

 

 

 

№12Классификация современных эконом.системЧистый капитализм – это эконом система, отличительными признаками являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интерес, минимальный уровень эконом власти отдельных субъектов, минимальная степень госуд-ного вмешательства в экономику. Командная экономика– экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни; поведение субъектов детерминировано общегосуд-ными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы в собственности госуд-ва. Смешанная система – экономика, где сочетание свойств первой и второй систем. что позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с госуд-ым регулированием, устраняющим "провалы" рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты.Традиционная экономика –характерныме черты: эконом.деят-сть не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; эконо.власть соединена с политической властью. Традиционная эконом невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию.Трансформационная экономика —осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе происходит преобразование всей социально-экономической системы, институты и инструменты управления, цели и средства эконом.развития.

№11  Способы координации хозяйственной жизни: рынок,команды,традиции..Традиции характеризуются тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания, обычаев, традиций. Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря.Для государственной централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой гос-вом. Рынок основан на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам. Исторически первым типом экономической организации производства было натуральное хозяйство.Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.Его признаки: замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, медленные темпы развития.Более сложным является товарное, рыночное хозяйство.Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№22Перекрестная эластичность спроса - форма эластичности спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой товар. Применяется для взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых товаров  Положительное значение перекрестной эластичности означает- товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает-товары являются взаимодополняющими.Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене – это отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара.

№3.Функции и методы экономической науки      Функции:1.Теоретическая (познавательная) – задана сутью науки,главное назначение – познание природы, общ-ва и чел., рационально-теоретич. постижение мира, открытие законов и закономерностей, объяснение протек. в нём процессов.2.Методологическая – наука о методах познания. Открывая законы и закономерности общих эконом. процессов, эк.теория даёт частным эк.наукам общие знания об экономике, формируя общий фундамент для их развития. 3.Практическая – призвана для совершенствования методов хоз. деят-ти, внедрение в пр-во инноваций. Открывает чел. полезные и эффективные напр. деят-ти, учит использованию эк. методов воздействия, умению видеть резервы, оценивать успех и просчёты, видеть эк.перспективу. 4. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых практич. решений, выбирать из мн-ва альтернатив те, кот. дают наиболее значимый результат. 5.Мировоззренческая – разработка научного мировоззрения и построение целостной картины мира.Методы:Методы экономической теории - совокупность приемов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов: метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический методы, математические и статистические приемы и средства исследования, экономический эксперимент. 1) Метод научной абстракции - представляет собой  выявление существенных сторон явлений, воссоздание целостной картины действительности в виде идеальной модели экономического организма. 2) Метод сравнения представляет собой  действие, посредством которого устанавливается сходство и различие экономических явлений. 3) Методы анализа и синтеза.. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом. Синтез – это мысленное соединение частей явления, познания его как единого целого. 4) Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному. 5) Аналогия - это перенос свойств (совокупности свойств) с одного явления на другое.6) Гипотеза – это научно обоснованное предположение о возможных связях, отношениях, причинах явлений. 7)  Балансовый метод 8) Эксперимент 9) Экономико математические методы 10) Экономические модели

№8  Эффективность про-ва и ее показатели. Пути и факторы повышения.

Эффективность – результат, следствие каких-либо действий – оценочная категория, определяющая отношение ценности результата действия к ценности затрат, необходимых для его выполнения Экономическая эффективность выражается через количественные показатели деятельности производителя и представляет собой отношение результата к затратам. Характеристики эффективности: 1. Производительность труда = результат/затраты живого труда (прямой показатель). Трудоёмкость = затраты времени/результат (обратная величина)2. Материалоотдача=результат/затраты материалов. Материалоёмкость = затраты материалов/результат (обрат. величина)3.Фондоотдача = результат/использованные фонды (капитал).Фондоёмкость = стоимость использованных фондов/результат (обрат. величина) Показатели эффективности производства: прибыль и рентабельность.Прибыль в рыночных условиях выступает основной целью предпринимательства и критерием эффективности производства.Показатели рентабельности:1)рентабельность продукции(определяется отношением чистой прибыли к себестоимости продукции.2)рентабельность производства(определяется отношением чистой прибыли к стоимости основных производственных фондов или к стоимости капитала предприятия).Производительность труда, материалоёмкость , фондоёмкость продукции,её качество, выступают основными слагаемыми эффективности производства.Социальная эффективность-соответствие результатов хоз. деятельности соц. целями общества.Пути развития производства:1.Увеличить количество применяемых ресурсов при неизменной технологической эффективности и их использования. Такой рост наз. экстенсивным. Экстенсивность увеличения производства товаров и услуг происходит за счет привлечения дополн. факторов производства-земли, труда и капитала (качественный и технические уровни остаются неизменными).2.Повысить технологическую эффективность при неизменном количестве применяемых ресурсов. Такой рост наз. интенсивным.Интенсивный тип развития производства обеспечивает увеличение производимых благ за счет роста производительности труда и использование всех факторов производства.

 

 

 

 

 

 

№5 Ресурсы и факторы производства.Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.группы:1) природные ресурсы – пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. неисчерпаемые и исчерпаемые;2) материальные – все созданные человеком средства производства , являющиеся результатом произ-ва;3)трудовые – трудоспособное население;4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;5) информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники. факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.4фактора про-ва:1труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. 2)капитал – созданные людьми производственные.3)земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг 4) предпринимательство– это вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.

№15 Рыночный механизм управления является эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам. в силу несостоятельности и несовершенства рынка госуд-ное в. в экономику становится необходимым и оправданным. чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем необходимо госуд-ное экономическое регулирование. По теории Дж. Кейнс, гос-во должно вмешиваться в экономику. Госуд-ное регулирование - это система мер по централизованному воздействию гос-ва, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации -), качество товаров, - конкуренцию и др. 3 глобальные ф-ции гос-ва: эффективность, справедливость и стабильность.

№9 Понятие, элементы и уровни экономической системы.Экономическая система – устойчивая совокупность элементов, которые под воздействием своих движущих сил и механизмов координации обеспечивают материальную жизнеспособность общества.Экономическая система – это совокупность упорядоченных элементов экономики.Главная общая цель экономической системы – создание и совершенствование условие условий для обеспечения жизнеспособности субъектов экономики и общества в целом.Для экономсистемы характерны 2 общих свойства:1) ограниченность ресурсов для реального удовлетворения потребностей2) неограниченное развитие потребностейЭкономическая система включает в себя: 1) производительные силы 2) экономические отношения 3) движущие силы Современная экономическая система является сложной системой 3 взаимосвязанных уровней:Микроуровень (предприятия, фирмы, индивиды, дом. хозяйство)макроуровень (национальная экономика)Глобальный уровень  (мировая экономика)

№16 Модели рыночной экономики Существует 2 типа рыночной экономики:*Либеральная- а)господство частной собственности  б)поощрения частного предпринимательствав)свои экономические функции государство выполняет на макроуровне*Социально-ориентированная-а)экономические функции государство выполняет не только на макро,но и на микроуровне б)сильная социальная политика.Национальные модели рыночной экономики-американская,шведская,японская,германская,белорусская.*Характерными чертами белорусской эконом модели являются:1)сильная и эффективная государственная власть2)равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики;3)приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти эффективного собственника;3)развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией;4)сильная социальная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

№21«эластичность» технический термин, который использовал А.Маршаллдля обозначения чувствительности реакцииодного фактора в результате воздействия на него другого фактора, степень, интенсивность_реакции потребителя на изменение.тогоили иного фактора характеризует их эластичность.типичная функция спроса_имеет отрицательный наклон, то коэффициент эластичности спроса по цене всегдаотрицателен.Спрос считается эластичным, еслиЕ< –1; если .Е> -1 то  спрос  считается  неэластичным, жестким.Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится величина спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара.Эластичность спроса по ценеэто процентное изменение количества товара к процентному изменению его цены. факторов ценовой эластичности спроса:1. Наличие товаров субститутов2. Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чембольшее место занимает товар в бюджете потребителя , тем выше эластичность спроса на него 3. Интенсивность потребности в товаре. . Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным Спрос на предметы роскоши для основной массы потребителей относительно эластичен 4.Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период временидля приспособления к изменившимся ценам. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность  продукта, и возможность в будущем принять другое решение

№23Эластичность спроса по доходу показывает,  как изменяетсявеличина спроса на товар при изменении доходов потребителей. С ростом доходов спрос на одни товары растет(тов высшей категории качества), а на другие(тов низкой категори кач)- падает. Коэффициент эластичности спроса по доходу - это показатель эластичности спроса по доходу, посредством которого измеряется данный вид эластичности. отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя.

№18 Спрос – желание и возможность купить определенное кол-во товара или услуги по определенной цене и за определенный период Объем спроса (QD) – кол-во товара, которое потребители согласны купить в течении определенного времени по определенной цене. QD = A(P123…Рn)Индивидуальн. спрос – спрос конкретного покупателя.Рыночный спрос – суммарное выражение индивид. спросов.Закон спроса показывает обратную зависимость между QD и ценой на этот товар, при прочих равных условиях. Кривая спроса (D) показывает QD на товар при каждом значении цены, при прочих равных условиях.Ф-ры изменения спроса: ценовые (цены на товары заменители, цены на дополняющие товары); неценовые (доходы покупателей, реклама товаров).

№20 Равновесная цена—цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это цена: при которой спрос и предложение равны; при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.Товарный дефицит — это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.ИЗЛИШКИ ТОВАРНЫЕ - Предложение определенного товара, превышающее рыночный спрос на него в течение определенного времени.

 №19 Предложение – зависимость между кол-вом товара, кот. производитель готов предложить на рынке, и ценой на него при неизменных прочих условиях, оказыв. влияние на принятие решений о пр-ве и реализации товаров. Объём предложения – кол-во товаров, кот. производитель готов предложить на рынке по определённой цене при прочих равных условиях. Закон: Чем выше цена товара на рынке, тем выше объёмпредлож. данного товара при пр. равн. усл. Цена предл. – миним. цена, по кот. пр-ль готов реализовать свою продукцию на рынке. Изменение цены на товар приводит к изменению объёма предл. в соответствии с законом предл.—Перемещение от одной точки кривой к другой. Влияние других факторов приводит к изменению предл.—сдвиг кривой. \Факторы, влияющие на предложение. 1.цены на ресурсы (растут Р, падает предлож.) 2.технологии (технологии↑,предл.↑). 3.налоги, субсидии (налоги↑, предл.↓). 4.цены на др. товары (взаимозам.(с): при росте цен на стулья выгодно производить из того же дерева, теми же людьми стулья.Растёт цена на один, предл. другого падает. взаимодоп.(к): убиваем кролика, получаем мясо и шкурку. Чем больше мяса надо, тем больше шкурок. Растёт цена на один, предлож. другого растёт.) 5. ожидания производителей.

№17Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Ф-ции конкуренции:1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе и обеспечивает тем самым максимальный уровень благосостояния.2. размещения ресурсов– в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей.3. Инновационная – к-ция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения.4. Распределительная – к-ция распределяет созданную собственность. Большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства А. Смиту: «Конкуренция – невидимая рука рынка».Виды конкуренции:1. Внутриотраслевая – соревнуются фирмы одной отрасли. Отрасль – группа фирм, производящих либо одну и ту же, либо однородную продукцию. Борьба за покупателей, рынки сбыта, за источники сырья.2. Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.3. Ценовая – осуществляется по средствам снижения цен. Технология ценовой к-ции: предприниматель назначает более низкие цены на товар. Конкуренты, не способные снизить цену, из-за издержек терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли. 4. Неценовая – к-ция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. Основа успешной неценовой к-ции: реклама, повышение качества продукции, дифференциация. Неценовая к-ция имеет распространение в современной рыночной экономике.5. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение).6. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"