Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:13, шпаргалка
№1 Экономика: понятие, структура.
№2основы научной школы,и современные направления
№14 структура рынка.виды рынков.сегментация рынка
№25анализ эластичности.эласт спроса
№1 Экономика: понятие, структура. Экономика –это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими возможность альтернативного использования. В процессе экономической деятельности человек обеспечивает себя благами для удовлетворения физиологических и духовных потребностей. Тер Аристотель. Микроэкономика – раздел экон. теории, в котором изучается поведение отдельно взятых субъектов рынка.Макроэкономика – раздел эк. теории, в котором эк-ка рассматривается как единое взаимосвязанное целое.Мировая экономика занимается изучением эконом. отн-й на уровне мирового сообщества. Эконом. наука разделяет все жизненные блага на 2 группы: 1. Свободные 2. Экономические Свободные блага – это те жизненные блага, которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них.Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей. Экономическая наука призвана находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведёт к предвидению, а предвидение – к действию. При этом главная задача экон. т. – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. Структура экономической науки:
|
№2основы научной школы,и современные направления Первой школой экономической
теории является меркантилизм (16-17 вв).В трудах меркантилистов
получил теоретическое описание капиталистический
способ производства.Наиболее известый
представитель – Антуан Монкретьен.Меркантилисты
изучали внешн.торговлю,видя в ней главный
источник богатства,который отождествляется
с деньгами и золотом.Физиократы( | |||||||||||||||||
№14 структура рынка.виды рынков.сегментация рынка | ||||||||||||||||||
Структура рынка-это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем обмене рынка.Виды рынков: 1. По объектам обмена(-рынок факторов пр-ва, -рынки товаров)2. В пространственном разрезе(-местный рынок, -региональный, -внутренний, -внешний, -национальный и –мировой)3.По ур-ню насыщения(-равновесный, -дефицитный, -избыточный)4.По степени зрелости(-неразв., -развитый, -развивающийся)5.С позиции соответствия действ закон-ству(легальный, нелегальный)6.По степени ограниченности конкурент. борьбы(рын. свободной конкуренции,- монополии, -олигополии, -монополистической конкуренции)7.По признаку общности покупателей. Сегментация рынка-деление рынка на групп. покупателей, которые хар-ся одинаковыми потребностями по отношению к опр. товару. | ||||||||||||||||||
№25анализ эластичности.эласт спроса Определение эластичности спроса и предложения широко используется для анализа рыночных ситуаций, при исследовании взаимосвязи эластичности спроса и доходов товаропроизводителей. Многих волнует вопрос: если продавцы увеличат цену товара, выручка от продажи увеличится или уменьшится? С одной стороны, рост цены положительно влияет на сумму выручки, но с другой - действие закона спроса приводит к снижению величины спроса при росте цены, что отрицательно сказывается на величине выручки продавцов. Какое направление примет результирующая двух данных сил, зависит от эластичности спроса в конкретном интервале изменения цены и количества товара. | ||||||||||||||||||
№24эласт предл.коэф предложения Эластичность предложения - показатель, отражающий степень чувствительности пред-я к изменению цены предлагаемого товара.Коэффициент эластичности предложения рассчитывается так же, как и коэфф. ценовой эластичности спроса, только вместо величин спроса берутся величины пред-я :Где Q1 и Q2-первоначальный и текущий объем пред-я; P1 и P2-первонач. и текущая цена. | ||||||||||||||||||
№10собственность.. | ||||||||||||||||||
№13 Рынок – система отношений между производителем
и потребителем на основанииспроса и преждложения. Современный рынок – синтез двух
начал : конкурентного и монопольного. Условия возникновения:1. Общественное
разделение труда. Выделяют 3 ступени общ-ного разделения:- отделение скотоводства от земледелия;
№4 Потребности как предпосылка производства. Исходным пунктом общественного производства являются человеческие потребности. Под влиянием социально-экономического и духовного прогресса наши потребности постоянно развиваются, усложняются и обогащаются. Стремление людей удовлетворить свои потребности является необходимой предпосылкой процесса производства, исходным мотивом производственно-трудовой деятельности.В эконом. т. потребности классифицируются по различным критериям. По характеру — это потребности материальные, духовные , социальные. Потребности различают на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми понимают физиологические потребности людей в еде, питье, одежде, обуви, жилье и т. п. Вторичные сводятся к духовным потребностям — в образовании, искусстве, развлечении и т. п. большинство потребностей (материальные, физиологические, духовные — высшие) являются экономическими, т. е- такими, которые удовлетворяются с помощью жизненных (или экономических) благ. К этим благам относятся как матер-ные товары и услуги и нематериальные. На характер, уровень и структуру потребностей человека влияют факторы: природно-климатические условия, уровень развития производительных сил, характер производственных отношений, исторические традиции, быт и нравы, национальные особенности и т. д. №7 Проблема выбора и граница произв-ных возможностей Кривая
произв-ных возможностей показывает максимально возможный объем одновременного
производства 2благ при заданных ресурсах и технологиях.Экономика
эффективна, когда все точки возможных комбинаций
производства 2благ находятся на границе
произв-ных в.Эконом система неэффективна, когда различные комбинации
производства 2благ находятся левее границы
произв-ных в.(точка F).То ресурсы общества заняты
не полностью.Точка F представляет такую комбинацию
благ XиY.которая существенно меньше, чем
могло бы производиться при полном и эффективном
использовании имеющихся ресурсов.Общество
должно сделать все необходимое, чтобы переместиться
на границу произв-ных в.общества,обладающее
запасом ресурсов и знаний и обесп-щего
полный объем производства, точка G недости
№12Классификация
современных эконом.системЧистый капитализм – это эконом система, отличительными признаками являются
частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование
на рынках на основе законов спроса и предложения,
приоритет личного корыстного интерес,
минимальный уровень эконом власти отдельных
субъектов, минимальная степень госуд-ного
вмешательства в экономику. Командная экономика– экономическая
система, в которой реализованы противоположные
начала: централизация экономической власти
у государства – главного субъекта хозяйственной жизни;
поведение субъектов детерминировано
общегосуд-ными целями, общественный интерес доминирует над
частным. Все ресурсы в собственности
госуд-ва. Смешанная система – экономика, где сочетание
свойств первой и второй систем. что
позволяет сочетать достоинства рыночного
механизма с госуд-ым регулированием,
устраняющим "провалы" рынка, сводящим
к минимуму его негативные для общества
эффекты.Традиционная экономика –характерныме
черты: эконом.деят-сть не воспринимается как
первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной
общности; эконо.власть соединена с политической
властью. Традиционная эконом невосприимчива
к достижениям технического прогресса,
плохо поддается реформированию.Трансформационн №11 Способы координации
хозяйственной жизни: рынок,команды,традиции..
| ||||||||||||||||||
№22Перекрестная эластичность спроса - форма эластичности спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой товар. Применяется для взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых товаров Положительное значение перекрестной эластичности означает- товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает-товары являются взаимодополняющими.Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене – это отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j-того товара. №3.Функции и методы экономической науки Функции:1.Теоретическая (познавательная) – задана сутью науки,главное назначение – познание природы, общ-ва и чел., рационально-теоретич. постижение мира, открытие законов и закономерностей, объяснение протек. в нём процессов.2.Методологическая – наука о методах познания. Открывая законы и закономерности общих эконом. процессов, эк.теория даёт частным эк.наукам общие знания об экономике, формируя общий фундамент для их развития. 3.Практическая – призвана для совершенствования методов хоз. деят-ти, внедрение в пр-во инноваций. Открывает чел. полезные и эффективные напр. деят-ти, учит использованию эк. методов воздействия, умению видеть резервы, оценивать успех и просчёты, видеть эк.перспективу. 4. Прогностическая – позволяет прогнозировать последствия принимаемых практич. решений, выбирать из мн-ва альтернатив те, кот. дают наиболее значимый результат. 5.Мировоззренческая – разработка научного мировоззрения и построение целостной картины мира.Методы:Методы экономической теории - совокупность приемов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов: метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический методы, математические и статистические приемы и средства исследования, экономический эксперимент. 1) Метод научной абстракции - представляет собой выявление существенных сторон явлений, воссоздание целостной картины действительности в виде идеальной модели экономического организма. 2) Метод сравнения представляет собой действие, посредством которого устанавливается сходство и различие экономических явлений. 3) Методы анализа и синтеза.. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом. Синтез – это мысленное соединение частей явления, познания его как единого целого. 4) Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному. 5) Аналогия - это перенос свойств (совокупности свойств) с одного явления на другое.6) Гипотеза – это научно обоснованное предположение о возможных связях, отношениях, причинах явлений. 7) Балансовый метод 8) Эксперимент 9) Экономико математические методы 10) Экономические модели №8 Эффективность про-ва и ее показатели. Пути и факторы повышения. Эффективность – результат, следствие каких-либо действий
– оценочная категория, определяющая
отношение ценности результата действия
к ценности затрат, необходимых для его
выполнения Экономическая эффективность выражается
через количественные показатели деятельности
производителя и представляет собой отношение
результата к затратам. Характеристики эффективности: 1. Производительность
труда = результат/затраты живого труда (прямой
показатель). Трудоёмкость = затраты времени/результат (обратная
величина)2. Материалоотдача=результат/
№5 Ресурсы и факторы производства.Ресурсы производства – это совокупность
различных природных, социальных и духовных
сил, которые могут быть использованы
в процессе создания товаров, услуг и иных
ценностей.группы:1) природные ресурсы – пригодные для применения в
производстве естественные силы и вещества. неисчерпаемые
и исчерпаемые;2) материальные – все созданные человеком
средства производства , являющиеся результатом
произ-ва;3)трудовые – трудоспособное население;4) финансовые – денежные средства, которые
общество в состоянии выделить на организацию
производства;5) информационные №15 Рыночный механизм управления является эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам. в силу несостоятельности и несовершенства рынка госуд-ное в. в экономику становится необходимым и оправданным. чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем необходимо госуд-ное экономическое регулирование. По теории Дж. Кейнс, гос-во должно вмешиваться в экономику. Госуд-ное регулирование - это система мер по централизованному воздействию гос-ва, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации -), качество товаров, - конкуренцию и др. 3 глобальные ф-ции гос-ва: эффективность, справедливость и стабильность. №9 Понятие, элементы и уровни экономической системы.Экономическая система – устойчивая совокупность элементов, которые под воздействием своих движущих сил и механизмов координации обеспечивают материальную жизнеспособность общества.Экономическая система – это совокупность упорядоченных элементов экономики.Главная общая цель экономической системы – создание и совершенствование условие условий для обеспечения жизнеспособности субъектов экономики и общества в целом.Для экономсистемы характерны 2 общих свойства:1) ограниченность ресурсов для реального удовлетворения потребностей2) неограниченное развитие потребностейЭкономическая система включает в себя: 1) производительные силы 2) экономические отношения 3) движущие силы Современная экономическая система является сложной системой 3 взаимосвязанных уровней:Микроуровень (предприятия, фирмы, индивиды, дом. хозяйство)макроуровень (национальная экономика)Глобальный уровень (мировая экономика) №16 Модели рыночной экономики Существует 2 типа рыночной экономики:*Либеральная-
а)господство частной собственности
б)поощрения частного предпринимательствав)свои
экономические функции государство выполняет
на макроуровне*Социально-
|
№21«эластичность» технический №23Эластичность спроса по №18 Спрос – желание и возможность купить определенное кол-во товара или услуги по определенной цене и за определенный период Объем спроса (QD) – кол-во товара, которое потребители согласны купить в течении определенного времени по определенной цене. QD = A(P1;Р2;Р3…Рn)Индивидуальн. спрос – спрос конкретного покупателя.Рыночный спрос – суммарное выражение индивид. спросов.Закон спроса показывает обратную зависимость между QD и ценой на этот товар, при прочих равных условиях. Кривая спроса (D) показывает QD на товар при каждом значении цены, при прочих равных условиях.Ф-ры изменения спроса: ценовые (цены на товары заменители, цены на дополняющие товары); неценовые (доходы покупателей, реклама товаров). |
№20 Равновесная цена—цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это цена: при которой спрос и предложение равны; при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.Товарный дефицит — это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.ИЗЛИШКИ ТОВАРНЫЕ - Предложение определенного товара, превышающее рыночный спрос на него в течение определенного времени. №19 Предложение – зависимость между кол-вом товара, кот. производитель готов предложить на рынке, и ценой на него при неизменных прочих условиях, оказыв. влияние на принятие решений о пр-ве и реализации товаров. Объём предложения – кол-во товаров, кот. производитель готов предложить на рынке по определённой цене при прочих равных условиях. Закон: Чем выше цена товара на рынке, тем выше объёмпредлож. данного товара при пр. равн. усл. Цена предл. – миним. цена, по кот. пр-ль готов реализовать свою продукцию на рынке. Изменение цены на товар приводит к изменению объёма предл. в соответствии с законом предл.—Перемещение от одной точки кривой к другой. Влияние других факторов приводит к изменению предл.—сдвиг кривой. \Факторы, влияющие на предложение. 1.цены на ресурсы (растут Р, падает предлож.) 2.технологии (технологии↑,предл.↑). 3.налоги, субсидии (налоги↑, предл.↓). 4.цены на др. товары (взаимозам.(с): при росте цен на стулья выгодно производить из того же дерева, теми же людьми стулья.Растёт цена на один, предл. другого падает. взаимодоп.(к): убиваем кролика, получаем мясо и шкурку. Чем больше мяса надо, тем больше шкурок. Растёт цена на один, предлож. другого растёт.) 5. ожидания производителей. №17Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Ф-ции конкуренции:1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе и обеспечивает тем самым максимальный уровень благосостояния.2. размещения ресурсов– в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей.3. Инновационная – к-ция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения.4. Распределительная – к-ция распределяет созданную собственность. Большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства А. Смиту: «Конкуренция – невидимая рука рынка».Виды конкуренции:1. Внутриотраслевая – соревнуются фирмы одной отрасли. Отрасль – группа фирм, производящих либо одну и ту же, либо однородную продукцию. Борьба за покупателей, рынки сбыта, за источники сырья.2. Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.3. Ценовая – осуществляется по средствам снижения цен. Технология ценовой к-ции: предприниматель назначает более низкие цены на товар. Конкуренты, не способные снизить цену, из-за издержек терпят убытки, разоряются и уходят из отрасли. 4. Неценовая – к-ция, при которой возрастает качество продукции и условий продаж при неизменных ценах. Основа успешной неценовой к-ции: реклама, повышение качества продукции, дифференциация. Неценовая к-ция имеет распространение в современной рыночной экономике.5. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение).6. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. |