Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

 

10.смешанная экономика

Экономические системы преобладающего большинства развитых стран мира (США, Япония, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, Италия и других стран) являются смешанными. В них сочетаются преимущества традиционной, командной и рыночной экономики. К примеру, в Японии – стране с развитой рыночной экономикой большую роль играют национальные традиции и обычаи, которые во многом определили «японское чудо». Таким образом:

Смешанная экономика — это система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными  решениями.

В этой системе большая часть  экономических ресурсов и благ находится  в частной собственности, а меньшая  часть принадлежит государству. Вмешательство государства в  экономику в различных странах  колеблется от 10 до 50%. Это значит, что  оно контролирует указанный процент  производства товаров и услуг, или  ему принадлежит такой объем экономических благ, который государство может распределить по своему усмотрению.

В смешанной экономике государство, производители и потребители  играют важную роль в ответах на вопросы: что, как, кто и для кого производить. Это позволяет достигнуть высокой эффективности производства в сочетании с высоким уровнем  удовлетворения потребностей людей. Изобилие потребительских благ, свобода их потребления и производства, высокие  доходы и качество жизни людей  в смешанной экономике наглядно демонстрируют ее достоинства. В  такой системе участники хозяйства  прислушиваются к выводам экономистов  и в ней выполняются законы и принципы экономики. Значит, успех  смешанной экономике обеспечен.

В рамках смешанной экономической  системы существуют национальные модели организации хозяйства, например американская, японская, шведская, немецкая. Практическая реализация данных моделей способствовала созданию «экономического чуда»  — стремительного развития экономики  в этих странах. Одной из перспективных  моделей экономического развития общества является модель «социальной рыночной экономики», созданная и воплощенная  в реальность немецким экономистом  и политическим деятелем Людвигом Эрхардом. Социальное рыночное хозяйство представляет собой сочетание свободной конкуренции и защиты общества от негативных явлений рыночной экономики. В основе такой организации хозяйства лежит принцип «свободы и конкуренции ровно столько, сколько возможно, регулирования и вмешательства столько, сколько необходимо». Социальная рыночная экономика обеспечивает социальный мир и согласие с существующим порядком вещей, благодаря ответственности и активности каждого человека. Такой вывод может означать только одно: Россия выбирает этот путь экономического развития при условии, что «правительство из народа, с народом и для народа». (А. Линкольн).

И обобщив приведенный  материал, мы получаем представление обо всех особенностях экономических систем и для наглядности разместим  их в таблицу, то есть обобщим полученные данные в систему. Для этой цели больше всего подходит наглядная таблица, в которой выделены особенности  экономических систем.

 

11.реформирование собственности

Национализация это - отчуждение имущества  у частных лиц в собственность  государства, осуществляемое на основании  специального акта компетентного государственного органа.

Национализация затрагивает преимущественно  отрасли и производства, требующие  больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся  под угрозой закрытия. К широкой  практике национализация отдельных  производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства  после второй мировой войны; эта  мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с  выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.

Целью национализации является обеспечение  потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска  указанной продукции.

Объектом национализации может  выступать производственно-технологическое  и вспомогательное оборудование, предназначенное для выпуска  стратегической продукции и неотъемлемо  связанные с ним права на объекты  недвижимости, в объеме, необходимом  для обеспечения выпуска стратегической продукции (производственно-технологический  комплекс).

Основной принцип национализации состоит в невозможности удовлетворения потребности страны в стратегической продукции в необходимые сроки  без проведения национализации.

Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:

- путем приобретения стратегической  продукции на открытом рынке;

- за счет организации нового  производства по выпуску стратегической  продукции; 

- за счет мобилизационных заданий,  за счет запасов материальных  ценностей государственного материального  резерва (в том числе мобилизационного  резерва).

Между тем, обязательно выплата  возмещения собственнику рыночной стоимости  имущества и убытков, вызванных  национализацией.

Разгосударствление собственности  ускорило процесс становления новых  форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хотя и тесно связанные  между собой понятия.

Под разгосударствлением следует  понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций  прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход  от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.

В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности  можно свести к трем основным взаимосвязанным  аспектам: во-первых, к созданию негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном  ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. к передаче в распоряжение коллективов  и отдельных граждан части  государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация - процесс передачи права  собственности на предприятия, имущественные  комплексы и иное имущество, ранее  принадлежавшее государству, коллективам  работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной  собственности и развитие рынка  не следует понимать как простой  демонтаж механизма государственной  собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование  и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы  экономики, способные конкурировать  между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить "теневой" и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что "теневая" экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, "подпольный" бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества  государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных  предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий  по конкурсу или на аукционе и безвозмездная  передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация могут производиться  и в других, не противоречащих действующему законодательству формах. В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности  могут быть использованы следующие  финансовые средства: личные сбережения граждан; ценные бумаги; собственные  средства негосударственных юридических  лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д.

Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь". Масштабы государственной собственности  предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г. и продолжается по настоящее  время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделить три  этапа.

Первый этап (1991-1994 гг.) начался после  принятия Верховным Советом Республики Беларусь Постановления "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь" и осуществлялся при отсутствии необходимой законодательной базы и недостаточном нормативном  обеспечении. В этот период безвозмездная (чековая) приватизация не применялась. Государственные и арендные предприятия  приватизировались преимущественно  их трудовыми коллективами на платной  основе. При этом часть государственного имущества, прежде всего основные фонды, амортизированные более чем на 70 %, передавались новому собственнику безвозмездно.

Второй этап (1995-2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется  осуществлением принципов чековой  приватизации, что позволило сократить  разрыв между платежеспособным спросом  населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены  трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.

В этот период были отменены такие  льготы, как безвозмездная передача амортизированных более чем на 70 % основных фондов и использование  для выкупа чистой прибыли государственных  предприятий. Высокие темпы инфляции обусловливали необходимость многократной переоценки основных фондов, что вело к чрезмерному росту оценочной  стоимости приватизированных предприятий, которая нередко значительно  превышала реальную.

Вместе с тем законодательное  и нормативно-методическое обеспечение  и активная политика государства  в вопросах реформирования собственности  обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской  собственности.

Третий этап (начался в 2000 г.) характеризуется  приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено  экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное  вхождение в рынок. В период 2000 г. - начала 2008 г. было приватизировано  только 547 предприятий, что составляет 32,7 % от общего числа приватизированных Вследствие замедления темпов разгосударствления и приватизации в Беларуси реформировано всего 10 % предприятий, в то время как в России - 55 %, в Литве - 57 %, в Латвии - 46 %. Между тем опыт функционирования предприятий негосударственных форм собственности свидетельствует об их высокой эффективности.

Во все годы анализируемого периода  значительный удельный вес в структуре  реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2 %, что  объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью  коммерческой деятельности по сравнению  с другими сферами вложения капитала. Значительный удельный вес в структуре приватизированных занимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальной собственности составляют 54 % в общем количестве приватизированных.

Практика реформирования государственной  собственности позволила выявить  ряд недостатков в действующем  механизме разгосударствления и  приватизации предприятий. Так, при  преобразовании государственных и  арендных предприятий в акционерные  общества отсутствовала возможность  привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности  функционирования реформированных  предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение  участия трудовых коллективов в  разработке проектов преобразования предприятий  не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и  наемных работников, что снижало  эффективность приватизации.

Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что  обусловило необходимость его совершенствования  по следующим направлениям.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"