Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
10.смешанная экономика
Экономические системы преобладающего большинства развитых стран мира (США, Япония, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, Италия и других стран) являются смешанными. В них сочетаются преимущества традиционной, командной и рыночной экономики. К примеру, в Японии – стране с развитой рыночной экономикой большую роль играют национальные традиции и обычаи, которые во многом определили «японское чудо». Таким образом:
Смешанная экономика — это система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.
В этой системе большая часть экономических ресурсов и благ находится в частной собственности, а меньшая часть принадлежит государству. Вмешательство государства в экономику в различных странах колеблется от 10 до 50%. Это значит, что оно контролирует указанный процент производства товаров и услуг, или ему принадлежит такой объем экономических благ, который государство может распределить по своему усмотрению.
В смешанной экономике
В рамках смешанной экономической системы существуют национальные модели организации хозяйства, например американская, японская, шведская, немецкая. Практическая реализация данных моделей способствовала созданию «экономического чуда» — стремительного развития экономики в этих странах. Одной из перспективных моделей экономического развития общества является модель «социальной рыночной экономики», созданная и воплощенная в реальность немецким экономистом и политическим деятелем Людвигом Эрхардом. Социальное рыночное хозяйство представляет собой сочетание свободной конкуренции и защиты общества от негативных явлений рыночной экономики. В основе такой организации хозяйства лежит принцип «свободы и конкуренции ровно столько, сколько возможно, регулирования и вмешательства столько, сколько необходимо». Социальная рыночная экономика обеспечивает социальный мир и согласие с существующим порядком вещей, благодаря ответственности и активности каждого человека. Такой вывод может означать только одно: Россия выбирает этот путь экономического развития при условии, что «правительство из народа, с народом и для народа». (А. Линкольн).
И обобщив приведенный материал, мы получаем представление обо всех особенностях экономических систем и для наглядности разместим их в таблицу, то есть обобщим полученные данные в систему. Для этой цели больше всего подходит наглядная таблица, в которой выделены особенности экономических систем.
11.реформирование
Национализация это - отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа.
Национализация затрагивает
Целью национализации является обеспечение потребности страны в продукции (работах, услугах), необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства (стратегическая продукция) и в производственных мощностях, необходимых для выпуска указанной продукции.
Объектом национализации может
выступать производственно-
Основной принцип
Национализация может быть осуществлена одним из следующих способов:
- путем приобретения
- за счет организации нового
производства по выпуску
- за счет мобилизационных
Между тем, обязательно выплата возмещения собственнику рыночной стоимости имущества и убытков, вызванных национализацией.
Разгосударствление
Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой - смену форм и содержания отношений собственности.
В свою очередь разгосударствление
непосредственных отношений собственности
можно свести к трем основным взаимосвязанным
аспектам: во-первых, к созданию негосударственного
сектора с многообразными типами
хозяйств; во-вторых, к преобразованию
хозяйств, остающихся в государственном
ведении, освобождении их от административно-командного
диктата; в-третьих, к приватизации,
т.е. к передаче в распоряжение коллективов
и отдельных граждан части
государственной и
Приватизация - процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.
Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь и государственный, и кооперативный, и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.
С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации может послужить "теневой" и зарубежный капитал. Но это скорее всего допущением так и останется. Некоторые экономисты считают, что "теневая" экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из виду, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, "подпольный" бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы для того, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.
Разгосударствление и
Для выкупа государственной собственности
могут быть использованы следующие
финансовые средства: личные сбережения
граждан; ценные бумаги; собственные
средства негосударственных юридических
лиц; остатки фондов экономического
стимулирования; часть прибыли, остающаяся
в распоряжении трудового коллектива
предприятия; кредиты банков и другие
заемные средства; иностранные инвестиции,
если это предусмотрено
Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 (ред. от 26.06.2009) "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Масштабы государственной собственности предопределяют длительный период ее реформирования. В Беларуси оно началось в 1991 г. и продолжается по настоящее время. В процессе разгосударствления и приватизации можно выделить три этапа.
Первый этап (1991-1994 гг.) начался после
принятия Верховным Советом Республики
Беларусь Постановления "Об основных
концептуальных положениях разгосударствления
и приватизации в Республике Беларусь"
и осуществлялся при отсутствии
необходимой законодательной
Второй этап (1995-2000 гг.) реформирования связан с принятием в 1993 г. Закона "О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь", для практической реализации которого Мингосимуществом был разработан пакет нормативно-методических документов. Этот этап характеризуется осуществлением принципов чековой приватизации, что позволило сократить разрыв между платежеспособным спросом населения и предложением основных фондов. В результате в приватизации приняли участие не только члены трудовых коллективов, но и другие субъекты, в том числе широкие слои населения.
В этот период были отменены такие
льготы, как безвозмездная передача
амортизированных более чем на 70
% основных фондов и использование
для выкупа чистой прибыли государственных
предприятий. Высокие темпы инфляции
обусловливали необходимость
Вместе с тем законодательное и нормативно-методическое обеспечение и активная политика государства в вопросах реформирования собственности обусловили приватизацию в этот период 876 предприятий, из них 324, или 37 %, республиканской собственности.
Третий этап (начался в 2000 г.) характеризуется
приостановлением разгосударствления
и приватизации, что обусловлено
экономической политикой
Во все годы анализируемого периода
значительный удельный вес в структуре
реформированных предприятий
Практика реформирования государственной
собственности позволила
Несовершенство механизма