Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является характеристика основных рыночных элементов и их функций, как они взаимодействуют, а также изучение механизма установления рыночного равновесия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Определить понятие рынка
Ознакомиться с законами спроса и предложения
Рассмотреть как спрос и предложение влияют на равновесную цену и равновесный объём
Установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
Разобрать равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде

Содержание

Введение 3

Глава 1. Рыночный механизм 5
1.1. Рынок 5
1.2. Рыночный спрос: кривая спроса, функция спрос 6
1.3. Рыночное предложение: кривая предложения, функция предложения 8

Глава 2. Эластичность 10
1.1. Эластичность спроса по цене 10
1.2. Эластичность предложения по цене 12

Глава 3. Рыночное равновесие 14
1.1. Равновесная цена и равновесный объём 16
1.2. Устойчивость равновесия 17
1.3. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу 18
1.4. Паутинообразная модель 20
1.5. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Макинян.docx

— 110.36 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) абсолютно эластичный спрос; д) абсолютно неэластичный спрос.18

 

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

      • количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; 
      • удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
      • характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
      • фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

2.2.Эластичность предложения по цене

          Степень изменения объёма предложения  в зависимости от изменения  цены характеризует эластичность  предложения19 по цене. Она рассчитывается по формуле:                       

E = ∆QS%/∆p%20,

где E - коэффициент эластичности предложения; S - предложение; Р - цена.

Существуют  следующие формы эластичности предложения:

  1. эластичное предложение (ES>1) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, (если производители могут легко увеличивать объем производства без значительного увеличения затрат), рис.6. а);
  2. неэластичное предложение (ES<1) – величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, рис.6. б);
  3. единичная эластичность предложения (Es =1) – уровень цены и величина предложения изменяются одинаково, рис.6. в);
  4. абсолютно эластичное предложение (ES = ∞) имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.6. г)
  5. абсолютно неэластичное предложение (ES = 0) имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, то есть величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены (например, кривая предложения на картину Малевича “Черный квадрат” является абсолютно неэластичной, так как в наличии только одна картина предложение не может быть увеличено), рис.6. д)

 

 

 


 
 
     
     
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение; в) единичная эластичность предложения ; г) абсолютно эластичное предложение; д) абсолютно неэластичное предложение. 21

 

На эластичность предложения оказывают  влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, ставка процента, фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Изучив рыночные составляющие, можно перейти к анализу их взаимодействия.

 

Глава 3. Рыночное равновесие

Рассмотрев спрос и предложение  по отдельности, теперь предстоит объединить эти две составляющие рынка. В  результате взаимодействия спроса и  предложения возникают равновесная  цена и равновесный объем или  рыночное равновесие.

          Другими словами, рыночное равновесие22 – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

          Чтобы  выяснить, как это происходит, необходимо  совместить кривую спроса и  кривую предложения на одном  графике (рис.7.).


 

 


 

Рис.7. Рыночное    равновесие23

 

И покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки.

 

Только  точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка P - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – объём товара, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Если  на рынке устанавливается цена выше равновесной, то предложение больше спроса и возникает излишек. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной спрос больше предложения  и возникает дефицит, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.

Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой, способной автоматически  восстанавливать нарушенное равновесие.

          Рассмотрим подробнее равновесную цену и равновесный объем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Равновесная цена и равновесный объём

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного  равновесия. Другими словами, равновесная цена24- это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Это единственная цена, соответствующая условию:

                                             P= PD = PS

          При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:    

Q = QD = QS

В итоге ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия.

 

 

Равновесная цена выполняет важнейшие  функции:

  • информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
  • нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от  производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
  • стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

          Для  окончательного определения понятия рыночного равновесия нужно рассмотреть его свойства.

 

3.2.Устойчивость равновесия

Устойчивостью равновесия25 называют способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.

          Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время T, а на оси ординат цену P. Когда отклонения от равновесной цены (например, P1,P2) постепенно выравниваются на уровне PE, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (рис.8.а), относительное – при небольших отклонениях от нее (рис.8.б).

Если  равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят  о локальной устойчивости (рис.8.а). Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис.8б), то устойчивость носит глобальный характер.


 

 

 

 

 

 

Рис.8. Устойчивость равновесия. а) локальная б) глобальная26

 

По-разному подходили к проблеме устойчивости равновесия два выдающихся экономиста ХIХ века – Л.Вальрас и А.Маршалл. Далее, предстоит рассмотреть эти два подхода.

3.3.Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу

Путь к равновесию рассматривался Л.Вальрасом как постепенный процесс, который он обозначал французским словом tatonnement – "нащупывание", "поиск на ощупь" верных пропорций обмена.

Главным в подходе Л. Вальраса является возникновение разницы в объемах спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной. (рис.9.).

 

Рис.9. Равновесие по Л.Вальрасу27

          Пусть реальная рыночная цена Р1 окажется несколько ниже равновесной цены Ре. При такой цене объем спроса Qd будет превышать объем предложения Qs. Образовавшийся избыток спроса (Qd >QS) усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.

Если  же рыночная цена Р2 будет выше равновесной Ре, на рынке образуется избыток предложения (Q's > Q'd), в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.

Функция спроса и предложения Л. Вальраса имеет  вид: Qd=f(P), Qs=f(P),

а условием равновесия является равенство Qd=Qs

Равновесие  по А. Маршаллу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного. (рис.10.)

 

Рис.10. Равновесие по А.Маршалу28

          Если объем предложения Qs меньше равновесного Qc (Qs <Qe), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р12 >P1,). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q¢s >Qe) цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р212), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен Qe. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Р12= Рe.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что  если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов  двигают ее в направлении к  равновесной. Если же объем предложения  не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают  или уменьшают объемы предложения  до равновесного уровня, при котором  устанавливается и равновесная  цена. У А. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид: Pd = f(Q); Ps = f(Q), а условием равновесия является равенство Рd=Ps.

Современная экономическая теория оперирует  функциями спроса и предложения  Л. Вальраса и графическими иллюстрациями  этих функций А. Маршалла, что не сказывается на результатах анализа  взаимодействия спроса и предложения.

 

3.4.Паутинообразная модель

Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к  состоянию равновесия, когда реакция  предложения или спроса запаздывает.29 Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, тогда как  объем предложения – от уровня цен предыдущего периода:

QiD = QiD (Pt),


            QiS = QiS (Pt-1),30

где t – определенный период времени (t = 0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1 объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В этом случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие