Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, реферат
Выяснение сущности товарно-денежных отношений, рынка, его структуры и инфраструктуры дает возможность раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности, взаимодействие спроса и предложения. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в· развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.
Цель темы — раскрыть наиболее важные законы функционирования и развития рыночной системы, их отражение в экономических взглядах представителей разных направлений политической экономии.
Равновесные составляющие рынка…………………………………………..стр. 2
Товарный дефицит…………………………………………………………….стр. 4
Избыток товара………………………………………………………………..стр. 5
Эластичность спроса и предложения………………………………………..стр. 6
Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции……………………………………………………………………стр. 7
Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции…….стр. 10
Закон спроса…………………………………………………………………...стр. 12
Рыночное равновесие………………………………………………………....стр. 15
Выводы…………………………………………………………………………стр. 17
Список литературы…………………………………………………………….стр. 18
Содержание:
Равновесные составляющие рынка…………………………………………..стр. 2
Товарный
дефицит……………………………………………………………
Избыток
товара………………………………………………………………
Эластичность
спроса и предложения………………………………………..
Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной
конкуренции…………………………………………………
Рыночное равновесие в условиях несовершенной конкуренции…….стр. 10
Закон
спроса………………………………………………………………
Рыночное
равновесие……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Выяснение сущности товарно-денежных отношений, рынка, его структуры и инфраструктуры дает возможность раскрыть механизм рыночного равновесия, в частности, взаимодействие спроса и предложения. В истории мировой экономической мысли уже более двух столетий разные направления, течения и школы пытаются определить главные условия и механизм достижения рыночного равновесия. Поскольку практика постоянно вносит что-то новое в· развитие экономической системы, усложняется механизм ее функционирования, появляются новые модели и теории рыночного равновесия.
Цель темы — раскрыть наиболее важные законы функционирования и развития рыночной системы, их отражение в экономических взглядах представителей разных направлений политической экономии.
Равновесные составляющие рынка
Рынки передают информацию в форме цен
людям, которые покупают и продают товары
и услуги. Продавцы и покупатели планируют
свою деятельность на основе этой информации
и своих знаний.
На каждом рынке существует множество
продавцов и покупателей, каждый из
которых планирует свои действия независимо
от других. Когда они встречаются
для торговли, то оказывается, что многие
не в состояние выполнить намеченные планы.
Возможно, что общее количество товаров,
которое потребители планируют купить,
больше, чем количество товаров, которое
производители желают продать по существующей
цене. В этом случае некоторым покупателям
придется менять планы. Возможно также,
что планируемый сбыт превысит планируемое
потребление по данной цене. Тогда изменятся
планы продавцов.
Иногда происходит так, что суммарное
количество товара, предложенное
производителями, в точности совпадает
с количеством товара, которое
потребители планируют купить. Если планы
продавцов и покупателей совпадают, то
никому не приходится эти планы менять.
В этом случае мы говорим, что рынок находится
в состоянии равновесия. Словарь определяет
слово "равновесие" как ситуацию,
в которой уравновешиваются разнонаправленные
силы. Данное определение
описывает и рыночное равновесие. Смысл
равновесия: в точке пересечения (в точке
равновесия) совпадает количество, которое
потребитель желает купить, а производитель
продать. И только при такой цене, когда
эти планы продажи и покупок совпадают,
цена не имеет тенденции к изменению.
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Закон рыночного равновесия утверждает,
что цена любого товара изменяется,
чтобы привести спрос и предложение товара
в состояние равновесия.
Стабильное равновесие- состояние, отклонение
от которого приводит к
возвращению в это же состояние. Конкурентная
цена- цена равновесия,
образованная на конкурентном рынке. Таким
образом на конкурентном рынке,
при условии зависимости спроса на товар
от его цены, устанавливается
равновесная рыночная цена, соответствующая
выравниванию спроса и
предложения. Рыночная цена называется
свободной, то есть она свободна от
внешнего диктата, но не свободна от законов
рынка. Равновесный объём -
объём предложения и объём спроса в условиях,
когда цена уравновешивает
спрос и предложение.
Кривые спроса и предложения , отражающие
планы покупателей и продавцов,
могут быть использованы для графической
демонстрации рыночного равновесия.
Товарный дефицит
Но что же произойдет ,если по
какой- то причине люди строят свои планы,
основываясь не на равновесной цене? Когда
величина спроса превосходит величину
предложения товара, то разница называется
величиной избыточного спроса, или дефицитом.
На большинстве рынков первым признаком
дефицита является резкое уменьшение
товарных запасов, то есть тех фондов товаров,
которые уже произведены и готовы к продаже
или использованию. Продавцы обычно держат
часть товаров в запасе ,чтобы оперативно
реагировать на незначительные изменения
спроса. Когда количество запасов уменьшается
и падает ниже запланированного, то продавцы
меняют свои планы. Они могут попытаться
восполнить запасы, наращивая выпуск или,
если они сами не производят товар, они
могут увеличить заказ производителю.
Некоторые продавцы будут извлекать выгоду
из возросшего спроса, увеличивая
цену, так как они знают, что покупатели
готовы заплатить больше. Но каковы
бы ни были детали, в результате произойдет
движение вверх по кривой
предложения, так как цена и количество
товара возрастут. Так как дефицит
оказывает давление на цену снизу, то покупатели
тоже будут вынуждены менять
свои планы. Двигаясь влево и вверх по
кривой спроса, они будут урезать
свое потребление. В результате изменения
планов покупателей и продавцов рынок
приходит к равновесию. Когда величина
спроса увеличится до величины предложения
– дефицит исчезнет.
На большинстве рынков продавцы обладают
товарными запасами. Однако существуют
и исключения. Запасы невозможны на рынках
услуг – в парикмахерских, прачечных и
тому подобных предприятиях. Также
и многие товары, такие как здания, строящиеся
по заказу, машинное оборудование для
специальных целей, не могут храниться
в запасе .Продавцы на рынках этих
товаров не начинают производства, пока
не заключат договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных
запасов, признаком дефицита является
очередь покупателей. Очередь- это признак
того, что при существующей
преобладающей цене покупатели желают
потреблять товар быстрее, чем
производители планируют его предлагать
на рынок.
Однако покупательские запросы не всегда
могут быть удовлетворены сразу.
Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
Если реальная рыночная
цена (Р1)
выше Ре,
то объем спроса (QD)
будет меньше объема
предложения (QS),
т.е. возникает избыток
товара (DQS).
Избыток предложения
всегда действует в
сторону понижения цены,
т.к. продавцы будут
стремиться избежать
затоваривания.
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Избыток товара
Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, рассмотрим противоположный случай.
Предположим, что по какой- то причине
покупатели продавцы ожидают, что цена
будет выше равновесной и соответственно
этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда
величина предложения превосходит величину
спроса на товар, то возникает избыток.
Когда существует избыток продукта, то
продавцы не могут продать все, что они
надеялись продать по данной цене. В результате
их товарные запасы увеличиваются и вскоре
превышают тот уровень, который был запланирован
на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят на рост запасов изменением
своих планов. Одни из них сократят выпуск
товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить
покупателя потреблять больше, и таким
образом уменьшат свои чрезмерные запасы.
Третьи сделают и то, и другое. В результате
этих изменений произойдет перемещение
влево и вниз по кривой предложения. Так
как чрезмерные товарные запасы оказывают
давление на цену сверху, то покупатели
также меняют свои планы. Убедившись, что
товар стоит дешевле, чем они ожидали,
они двигаются вниз и вправо по кривой,
рынок приходит в состояние равновесия.
Таким
образом, если спрос – это вся продукция,
которую покупатель желает и имеет возможность
купить, то предложение - это то количество
благ, которое продавцы готовы предложить
в конкретное время в конкретном месте.
Взаимосвязь, как видим, налицо. Результатом
взаимодействия спроса и
предложения выступает рыночная цена,
которая также называется равновесной
ценой. Она характеризует состояние рынка,
при котором величина спроса равна
предложению. Цену равновесия называют
ценой чистого рынка, потому что она
удовлетворяет всех участников рынка.
Действия покупателей и продавцов
естественным образом движут рынок к равновесию
спроса и предложения.
Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Эластичность спроса и предложения
Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
Эластичность спроса
При выяснении особенностей взаимодействия спроса и предложения важно знать конкретную величину роста или снижения спроса и предложения. Для этого пользуются понятием эластичности.
Эластичность — это мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют, и, прежде всего, стоимости товаров.
В количественном выражении эластичность означает степень или меру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцентного изменения другой. Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играют изменения величины спроса в зависимости от цены.
Основными факторами, которые влияют на ценовую эластичность спроса, являются:
1) наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них;
2) удельный вес продукта в доходах потребителя;
3) продолжительность
времени для осуществления
4) тип
товаров, в частности, их
Зависимость эластичности спроса от изменения цены выражается формулой
Ε = %ΔС/%ΔР , где С — величина спроса; Ρ — цена; %ΔС — процентное изменение С; %ΔΡ процентное изменение Р, показывающее, какое изменение спроса в процентах обусловливает рост цен, скажем, на 1 %.
Эластичность спроса в зависимости от роста цены, как правило, является отрицательной величиной, то есть с ростом цены спрос на товар уменьшается.
Выделяют также перекрестную эластичность спроса, когда при значительном изменении цены одного товара выявляется тенденция изменения спроса потребителей на другой товар. Коэффициент такой эластичности показывает изменение спроса на один товар в процентах в зависимости от изменения цены другого товара на 1 %.
Эластичность спроса на товар растет по мере расширения группы его заменителей и сближения их качества (совокупности потребительных стоимостей), а также увеличения возможностей использования данного товара. В то же время снижение эластичности спроса на товар происходит при росте значимости потребностей, которые удовлетворяет данный товар, ограниченности доступа к нему, продолжительности периода существования товара и др.
Эластичность предложения
Аналогично измеряется эластичность предложения, зависимость которой от цены является процентным изменением предлагаемого количества товаров вследствие однопроцентного роста цены. Как правило, значение эластичности предложения — положительное, поскольку более высокая цена — стимул для производителей увеличить выпуск товаров.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что спрос на протяжении длительного промежутка времени является более эластичным, чем цена. Это обусловлено тем, что люди не сразу меняют свои привычки в потреблении товаров, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого товара, спрос на который меняется медленнее. Так, резкое повышение цены на бензин, хотя и снижает спрос на него, но незначительно и на непродолжительное время. Но учитывая данный фактор, на протяжении длительного промежутка времени потребители будут стремиться покупать малолитражные и более экономичные автомобили.
Наряду с ценой важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения, являются: численность товаропроизводителей, ожидания (ценовые и др.) различных субъектов экономической деятельности, значимость товара для потребителя, величина устанавливаемых государством налогов, фактор времени, удельный вес товара в доходе потребителя и др. При этом различают краткосрочный период эластичности спроса, средне- и долгосрочный.
Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и др.) спрос является более эластичным в кратковременном периоде.
Информация о работе Рыночное равновесие и механизм его достижения