Рыночный механизм и рыночное равновесие. Теоретические модели и их практическая реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:49, доклад

Описание работы

“Рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Рынок товаров и услуг является основной структурой современной рыночной экономики. На этом рынке желания потребителей приобрести определенные товары (услуги) совпадают с интересами производителей продать данные товары (услуги), т.е. спрос на товары и услуги встречается с предложением товаров и услуг”.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

Перевозчикова Елена 12 Г(Н)

Рыночный  механизм и рыночное равновесие. Теоретические модели и их практическая реализация.

Здесь теоретический материал который я нашла  по данной теме. Он подлежит обработке. 

Нужна только основная теория и реальные примеры 

Глава 1 

1.1 Рыночный механизм и его структура. Спрос и предложение на рынке 

“Рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Рынок товаров и услуг является основной структурой современной рыночной экономики. На этом рынке желания потребителей приобрести определенные товары (услуги) совпадают с интересами производителей продать данные товары (услуги), т.е. спрос на товары и услуги встречается с предложением товаров и услуг”.1

Механизм  такой взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка называется рыночным механизмом.

Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Рассмотрим две  основные категории товарного производства – спрос и предложение.

“Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время”.2

Потребителей  интересует не товар в принципе, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Именно такой спрос характеризует не только желание, но и возможность купить тот или иной товар.

Факторы, определяющие величину спроса, называются факторами спроса. Их можно разделить на 2 группы – ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится только цена данного товара. Ценовые факторы не изменяют функцию спроса.

К неценовым  факторам относятся мода, вкус, предпочтения, доход покупателя, цены на другие товары, количество покупателей на рынке, изменения в ожидании будущих цен.

Функция спроса имеет вид:

Qd = f(P)

Где Qd – объем спроса на определенный товар, P – цена на данный товар

“Зависимость  объема спроса от определяющих его  факторов называют функцией спроса”.3

“Функция спроса показывает, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается и наоборот, т. е. между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, получившая название закона спроса (в 1838г. сформулированный А. Курно)”.4

Ценовые факторы  влияют на спрос по закону спроса –  чем выше цена, тем ниже спрос.

Изменение факторов, получивших название неценовых  факторов (или внешних), ведет к  изменению величины спроса и сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Графическое изображение функции спроса:

Q   (1.1)

На рис. 1.1 линия  dd представляет графическое отображение функции спроса от цены (d-индивидуальный спрос). Она называется кривой спроса. Абсциссы точек кривой спроса характеризуют объем спроса, а ординаты - цены спроса. 

“Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях”. 5

К числу таких условий можно отнести вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и иных товаров, величину денежных доходов  и накоплений покупателей.

“Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара”.6 

Рассмотрим ситуацию, возникшую в 2010 году. Спрос на гречневую крупу за неделю с 7 по 14 декабря снизился на 4% на фоне продолжающегося роста цен на эту крупу. По данным мониторинга Центросоюза, за неделю гречневая крупа на распределительных оптовых базах в регионах подорожала на 2%, стала отпускаться в среднем по 59 рублей за килограмм. В результате даже небольшой розничной наценки покупатели стали сокращать объемы приобретаемого продукта. Таким образом, стоимость гречки достигла предела платежеспособного спроса. 

Pb-старая цена            Qb-объем спроса на гречневую крупу по старой цене

Pa-новая цена              Qa-объем спроса на гречневую крупу по новой цене 

P

Q           (1.2) 

Следует различать два понятия: изменение объема спроса и изменение величины спроса.

Под изменением спроса как такового будем в дальнейшем понимать изменения объёма спроса.

Но общий закон спроса не носит абсолютный характер. Существует и исключение из этого закона.

   Исключение составляют низкокачественные товары первой необходимости, спрос на которые может увеличиваться при росте цен. Такое явление получило название парадокса Гиффена или товаров Гиффена (по имени английского экономиста Роберта Гиффена, впервые описавшего его в середине XIX в.).

Он обратил  внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем  спроса на картофель существенно увеличился, несмотря на то, что цена на него выросла. Дело в том, что картофель являлся основным продуктом питания ирландских бедняков. Повышение его цены привело лишь к сокращению потребления других, более дорогих и качественных продуктов, а поскольку картофель все же оставался сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.

Второй  основной категорией товарного производства является предложение.

“Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

“Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях”.

Эти условия  можно так же разделить на две  категории: ценовые и неценовые.

К ценовым факторам предложения относится только цена, к неценовым:

- время

- характер применяемой технологии

- количество  продавцов на рынке

- стоимость производственных  ресурсов

- наличие и размеры налогов и дотаций

- природно-климатические условия.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения”.7 Нормальная функция предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения. С ростом цены предложения увеличивается и его объем.

Функция предложения имеет вид:

Qs = f(P)

где Qs - объем предложения определенного товара P - цена данного товара.

Функция предложения  может быть представлена графически:

 

Абсциссы точек  кривой предложения характеризуют объем предложения, а ординаты - цены предложения.

“Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара”.

В отличие от закона спроса, который практически не имеет исключений, подобного общего закона предложения не существует.

В дальнейшем, под изменением предложения будем также понимать изменение объёма предложения.

Рисунок 1.3 представляет ситуацию на рынке недвижимости в 2009 году.

Цены на недвижимость значительно выросли, предложение на нее тоже увеличилось.

Pa-старая цена,  Qa-объем предложения при старой цене

Pb-новая, повысившаяся цена, Qb-объем предложения при новой цене

 

 Как видно  на рис. 1.3, при повышении цены с Pa до Pb объем предложения увеличивается с Qa до Qb 

1.2 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах

Для рассмотрения взаимодействия спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике.

 

 На рис.  1.4 DD - кривая спроса, SS - кривая предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE. Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD = РS).

Равновесие –  это модель, которая отображает идеальное состояние рынка, при котором спрос = предложению.

Равновесие на рынке образуется в случае совпадения интересов продавцов и покупателей.

Точка E – точка равновесия, спрос в этой точке равен предложению.

Это динамическое равновесие, которое постоянно нарушается и восстанавливается в результате соответствующей реакции покупателей и продавцов на отклонение цены от равновесного уровня.

Ситуация  равновесия меняется в результате действия неценовых факторов со стороны спроса и (или) предложения.

В том  случае, если рыночная цена отклоняется от равновесной, на рынке может образовываться избыток или дефицит товаров.

Если  реальная рыночная цена будет выше равновесной, то при такой цене объем спроса будет меньше объема предложения. В этом случае избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену . Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, объем спроса тогда окажется выше объема предложения. Здесь избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену. Такой подход к описанию равновесия называется равновесием по Вальрасу.

     Существует и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу. Суть его состоит в том, что равновесие на рынке складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Равновесие по Маршаллу иллюстрирует рис. 1.5. Если объем предложения окажется ниже равновесного уровня QE, то цена спроса будет выше цены предложения, например при Q1 P4 > P1, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если же объем превышает равновесный уровень, цена предложения становится выше цены спроса, например при Q2 P3> P1, что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения PS = PD = PE

       
 

Равновесие  в мгновенном коротком и длительном периодах 

Сравнение мгновенных состояний называют методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением кривой спроса или предложения.

При использовании метода сравнительной статики принято различать три периода.

  1. мгновенный период, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные
  2. короткий период, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная
  3. длительный период, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные.

В мгновенном периоде все факторы являются постоянными. В этом случае у продавца нет возможности приспособить объем предложения к объему спроса, линия предложения будет либо перпендикулярна оси абсцисс,  вертикальна (рис. 2.21,а), либо будет состоять из двух сегментов (рис. 2.21,6): одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком. В первом случае, изображенном на рис. 2.21,а, речь идет о скоропортящихся и не подлежащих хранению товарах. цена таких товаров определяется исключительно спросом, т.е. совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса. В случае, представленном на рис. 2.21,6, — товар подлежит хранению. Поэтому при резком снижении спроса (ниже Qe) продавец имеет возможность сохранить часть товара до наступления более благоприятной ситуации, снизив объем продаж. Если же хранение избытка товара затруднено или связано с высокими затратами, которые не могут быть возмещены ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по низким  ценам. В качестве примера можно указать распродажу картофеля накануне приближения заморозков.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие. Теоретические модели и их практическая реализация