Автор: g****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что следует дать представление о различных подходах к определению стоимости, цены, ценности, выявить и показать взаимосвязь и единство теории трудовой стоимости и рыночного равновесия.
Введение ………………………………………………………….. ………....3
Глава 1. Теория трудовой стоимости …………………………….................5
1.1. Этапы развития трудовой теории стоимости …………… …..........5
1.2. Теория стоимости: спрос и предложение…………………………..6
Глава 2. Закон стоимости……………………………………………………11
2.1. Определение стоимости…………………………………………….11
2.2. Закон стоимости: сущность, функции и ограниченность………...13
2.3. Влияние стоимости и ценности в формировании рыночного равновесия и ценообразования …………………………………….16
Заключение …………………………………………………………………...20
Список использованной литературы ……………………………......... ……22
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теория
трудовой стоимости …………………………….........
Глава 2. Закон
стоимости……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………...20
Список использованной
литературы ……………………………......... ……22
Введение
Начиная с последней четверти XIX века и на протяжении почти всего XX века, кроме, может быть, последних 90-х годов, все экономисты подразделялись на две основные противоречивые группы учёных: первая – отечественные и зарубежные учёные, признававшие в основном марксистско-ленинскую политическую экономию, в основе которой теория трудовой стоимости; вторая – учёные-рыночники, развивающие, по их мнению, в основном экономическую теорию предельной полезности.
В
условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.
Теория стоимости и в настоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросов теоретической экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами в рыночной экономике, восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественной полезности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что следует дать представление о различных подходах к определению стоимости, цены, ценности, выявить и показать взаимосвязь и единство теории трудовой стоимости и рыночного равновесия.
Целью курсовой работы является изучение и комплексный анализ рыночного равновесия и ценообразования в трудовой теории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1
Теория трудовой стоимости
Рынок в процессе своего функционирования опирается на действие экономических законов. Механизм функционирования классического рынка определяют два важнейших экономических закона – закон стоимости и закон спроса и предложения. Конкретными формами функционирования рыночных отношений выступают цены, поведение потребителя и продавца, конкуренция.
Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице А.Смита, Д. Рикардо и К. Маркса основным законом товарного производства считала – закон стоимости. Открытие классиками экономической науки этого закона составило целую эпоху в развитии человеческой цивилизации. К сожалению, в современной экономической науке, в особенности российской, этому закону не уделяется должного внимания. Между тем, принцип «невидимой руки», о котором так много говорят в современной России, А. Смит увязывал с действием закона стоимости.
В экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределённость смысла, который вкладывается в слово стоимость. В течении XVII-XIХ веков сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара.
Смит
сводил стоимость к труду, затраченному
на производство товара, к покупаемому
труду (заработной плате), сумме заработной
платы, прибыли и земельной ренты. Рикардо
и Мак-Куллох определяли её издержками
производства, Сэй - полезностью вещи,
Лодедель - предложением и спросом.
Маркс и Энгельс, рассматривая их полемику,
сделали вывод, что стоимость есть вещная
форма затрат общественного абстрактного
труда и выражает отношение издержек производства
к полезности. Длительный спор в экономической
науке ведётся и по величине стоимости
товара, и естественно, по его цене. Смит
принимал за меру стоимости иногда рабочее
время, необходимое для производства товара,
а иногда стоимость труда, Рикардо - рабочее
время на производство товара в относительно
худших условиях производства. Сисмонди
величину стоимости товара сводил к отношению
между потребностью всего общества и количеством
труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить
эту потребность. В работах Самуэльсона,
Кларка и других рассматривается формирование
цены с учётом влияния предельных издержек,
как дополнительных издержек, связанных
с производством дополнительной единицы
товара.
Анализ
всех этих взглядов позволяет выделить
связь категорий стоимости и
ценности. Отметим, что стоимость
товара представляет собой частный
случай проявления экономической ценности
в определённых, исторически конкретных
условиях.
1.2.Теория
стоимости: спрос и предложение
Существуют различные теории стоимости. Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.
У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства.
Д.Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.
Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость.
Суть теории спроса и предложения сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.
Сторонниками теории спроса и предложения были: французский экономист Ж. Б.Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер.
Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.
Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов (процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход нашел применения и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности, согласно которой каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) не только является производителем стоимости, но и имеет определенные границы своего производительного эффекта.
Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товара расходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.
Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.
По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.
Впервые
попытку разграничения
Действительно, решающее влияние на величину стоимости товара оказывает производительность Труда. Производительность труда — это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот.
Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.