Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:53, реферат
Целью исследований показателей масштаба другими экономистами является распределение предприятий по размеру: малые, средние и крупные. Комплексный подход к управлению масштабами торговых предприятий в целом полностью не реализован. Структурная перестройка базовых отраслей отечественного производства предполагает выработку критериев оптимизации масштабов современных предприятий, обеспечивающих их адаптацию к рыночным условиям.
Введение стр.3
1. Экономическая сущность масштаба предприятия стр.5
2. Основные направления исследовательских концепций стр.7
3. Критерии оптимального размера торговых предприятий стр.13
4. Направления роста и развития предприятия стр.14
Заключение стр.21
Список литературы стр.23
В центре институциональной теории находится объяснение существования многообразных форм предприятий, анализ пределов их роста с позиции эффективности, где теоретическим инструментарием являются трансакционные издержки. Экономическую природу трансакционных издержек Р.Коуз определяет как издержки по осуществлению деловых операций. Ф.Найт считает, что трансакционные издержки связаны с ситуациями неопределенности в окружающей экономической среде. Их определяют как операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение товаров или как стоимость ресурсов, используемых для нахождения торговых партнеров, проведения переговоров об условиях торговли, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретных операций. Они имеют особое значение при организации новых предприятий, особенно при формировании финансово-промышленных групп, которое сопровождается значительными затратами на проработку организационных проектов и их согласования с участниками группы различными ведомствами
Таким образом, трансакционные издержки справедливо трактуются как отличные от производственных издержек и представляющие собой затраты на управление предприятием или издержки его эксплуатации. 3
В институциональной теории так же признается, что оптимальный размер предприятия достигается за счет минимизации издержек, но они рассматриваются шире, не только связанные с технологическими, но и управленческими затратами.
В стратегическом направлении оптимальности размера предприятия (теория игр, «концепция границ») указывается, что применительно к сложным рынкам современной экономики, не всегда однозначно можно определить оптимальный размер предприятия. Рынки динамичны по своей природе. Можно указать только границы допустимых рыночных исходов, учитывая стратегические факторы роста фирмы.
Вопросу оптимального размера предприятия уделялось большое внимание в постсоветской России. Особенностью советской экономики было преобладание крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних, т.к. отечественные ученые видели преимущества только крупного производства и считали его оптимальным из-за реализации эффекта масштаба и удобства централизованного управления.
Предприятие
в социалистической экономике являлось
исполнителем народнохозяйственных планов,
задача которых сводилась к
Это
объясняет отличие подхода
В современной России с переходом на рыночные отношения оптимальный размер предприятия рассматривается в связи с реструктуризацией функционирующих предприятий. В работах И.В.Ивнина, М.Я. Краковской, А.А.Ноздрина, Ф.Репке указывается, что одной из основных задач аналитического обеспечения реструктуризации является определение рациональных границ предприятия и исследование факторов, влияющих на положение этих границ.
При
разукрупнении предприятий или
их интеграции необходимо учитывать
следующие факторы, которые могут
снизить стратегический потенциал
деструктурируемого предприятия: экономическая
эффективность, восприимчивость к
рыночным сигналам, управляемость предприятия,
его целенаправленность, научно-технический
уровень производства, концентрация информации
и производственного опыта. Таким образом,
можно сказать, что оптимальный размер
предприятия характеризуется многокритериальной
системой, которую необходимо рассматривать
в технологическом, институциональном
и стратегическом аспектах с учетом развития
рынка.4
3.
Критерии оптимального
размера торговых предприятий.
Показатели масштаба предприятия одновременно являются критериями его измерения. В зависимости от критерия измерения можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению масштаба предприятия. Наиболее часть в исследовательских целях используется количественный подход, основанный на использовании показателей объем продаж (годовой оборот), число занятых, балансовая стоимость активов или основных фондов. Главным достоинством количественных определений является удобство их использования.
Качественные варианты определения масштаба предприятия предусматривают использование качественных критериев. Преимуществом качественного подхода является учет широкого спектра присущих разным предприятиям критериев, таких как, система менеджмента, система контроля производительности, система мотивации и т.д. Основным недостатком этого подхода является сложность его применения, обусловленная трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения подобных характеристик. Возможно также дополнение качественного определения количественными показателями. В качестве примера такого подхода можно отнести определение масштаба нидерландского экономиста Ван Хорна, который критерием определения размера предприятия считает:
-
количество произведенных (
- мощность ресурсов (капитала, человеческих ресурсов и т.д.);
- уровень системы управления, административных процедур и технология;
- систематичность менеджмента;
-
уровень соотношения
4.
Направления роста и
развития предприятия.
Все предприятие независимо от формы собственности, масштабов и видов деятельности – розничная, оптовая торговля, общественное питание - организуют торгово-технологический процесс на плановой основе. Планирование направлено на разработку и обоснование экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный период в соответствии с целью его функционирования и уровнем ресурсного обеспечения. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Переход предприятий к рыночным условиям хозяйствования сместил акценты в сфере планирования. Рост и развитие предприятия не однозначные понятия. Рост масштабов может происходить с развитием или при его отсутствии. Рост - это увеличение количественных объемов деятельности предприятия (увеличение товарооборота, расширение торговой площади, открытие новых мест реализации и т.п. Многие, особенно мелкие предприятия рассчитанные на определенный контингент потребителей, имеют ограниченные возможности роста в отличие от крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке, открывать новые предприятия, перепрофилировать действующие и т.п. Большинство предприятий в целях повышения конкурентоспособности при планировании своей деятельности основное внимание должны уделять вопросам развития, связанным с качеством работы предприятия. Развитие – это постоянный процесс повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, улучшение использования имущественного и трудового потенциала, совершенствования форм и методов продажи товаров, повышения уровня обслуживания покупателей и т.п. Возможности планирования на предприятии ограничены рядом объективных и субъективных причин. К наиболее важным из них относят: неопределенность рыночной среды, затраты на планирование, масштабы деятельности. Последний фактор способен как ограничивать, так и расширять возможности планирования. Крупные фирмы имеют определенные преимущества, поскольку обладают финансовыми возможностями, информационным материалом, результатами исследований рынка, специалистами. Небольшим предприятиям сложно проводить масштабную плановую работу, осуществлять дорогостоящее стратегическое планирование. Однако они могут интенсивно применять готовые модели стратегий, адаптируя к своей специфике. Более простая внутренняя среда небольшого предприятия позволяет объединить людей для наилучшего достижения поставленных целей.
Любое предприятие выбирает свое стратегическое направление, основанное на одной из базисных. Стратегия стабильности предполагает сосредоточение на существующих направлениях деятельности и их поддержку. Стратегия роста применяется динамично развивающимися предприятиями с быстро меняющимися условиями деятельности. Для нее характерно ежегодное превышение уровня развития по сравнению с предшествующим годом. Стратегия ограниченного роста применяют со стабильным рынком реализации, сложившимся контингентом потребителей. Стратегия сокращения используется предприятиями достаточно редко. К ней прибегают вынужденно, когда показатели деятельности приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не могут ее изменить. Комбинированная стратегия представляет собой сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Этой стратегии придерживаются крупные фирмы с разветвленной торговой сетью или функционирующие в различных сферах.
Важнейшим условием успешного функционирования предприятия в конкурентной среде является выбор того или иного направления стратегического роста. Наиболее распространенные направления – интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост.
При интенсивном росте выявляются все возможности, которыми может воспользоваться предприятие при сложившихся масштабах деятельности. Интенсивное направление роста оправдано, когда предприятие не в полной мере использовало возможности на действующем рынке, не заполнило до конца избранную рыночную нишу. Выделяют следующие разновидности интенсивного роста:
- глубокое внедрение на рынок, которое заключается в поиске возможностей увеличения объема продажи товаров на освоенном, но еще не насыщенном рынке с помощью более активных маркетинговых действий;
-
расширение границ рынка,
-
совершенствование продукции,
При интеграционном росте выявляются возможности взаимопроникновения и взаимосвязи с другими элементами системы маркетинга. Интеграционный рост на уровне предприятия оправдан, когда у него сложились прочные финансовые позиции и оно может получить дополнительные выгоды за счет перемещения капитала в рамках своей или близкой к ней сферы деятельности. Выделяют следующие виды интеграционного роста:
-
горизонтальная интеграция –
стремление предприятия
-
регрессивная интеграция –
- прогрессивная интеграция – стремление предприятия овладеть или осуществить контроль над всей системой товародвижения, распределения и продажи товаров.
Диверсификационный вариант роста целесообразно использовать в тех случаях, когда освоенная сфера деятельности исчерпана полностью и нет возможности для дальнейшего прогресса. Или же когда возможности более привлекательны за пределами данной отрасли. При этом предприятие должно выявить у себя то направление деятельности, где накопленный им опыт работы будет использован с наибольшей пользой.
Конкурентная стратегия предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ:
- преимущество в издержках (то есть оптимизации затрат);
-
дифференциация товара (то есть
наличие уникального товара
-
фокусирование продаж (то есть
сосредоточение усилий на
По мере воплощения поставленных целей предприятие меняет размер и масштаб деятельности.
В современной экономической литературе разрабатываются некоторые теории оптимизации деятельности предприятия с точки зрения максимизации прибыли или минимизации затрат. Большинство экономистов, что только прибыль определяет поведение агентов на рынке. При этом исходят из следующего: прибыль исключительно важна для любого предприятия и если в основу теории положено предположение о том, что стремление добиться максимизации прибыли является единственным побудительным мотивом действия предприятия. В настоящее время разрабатываются также теории оптимизации деятельности предприятия, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли. По мнению некоторых исследователей, цель, предприятия является максимизация не прибыли, а объема продаж. Так как, это расширяет масштаб и отражается на престиже предприятия и, кроме того, на положении и заработке его работников. Согласно теории "удовлетворения" предприятие стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий ее максимизировать. Г.Саймон пишет по этому поводу: "... цель фирмы не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж". Эта теория наиболее близка стратегическому положению организаций и предприятий торговли. Согласно "эволюционной теории" предприятия стремятся, но могут не достигать максимальной прибыли или достигают ее число случайно, так как в постоянно меняющихся условиях предприятие не может адекватно реагировать. Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводы материалами из практики, которые свидетельствуют о том, что предприятия главным образом направляют свои усилия на то, чтобы добиться определенной доли на рынке и удержать ее. Несмотря на то, что в выше указанных теориях целью предприятия и не является максимизация прибыли, но последняя все же сохраняет свою функцию - быть движущей силой в экономике. Поэтому, определяя эффективный масштаб предприятия необходимо иметь такое соотношение всех его показателей, при котором будет достигаться критерий оптимальности. Только в этом случае следует говорить об оптимальном размере предприятия. В зарубежной экономической литературе вместо концепции оптимального размера предприятия используется концепция минимального эффективного размера (МЭР). МЭР деятельности, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Применительно к торговой отрасли, МЭР - уровень реализации товаров, начиная с которого прекращается действие эффекта экономии, обусловленной ростом масштаба. Улучшение финансовых показателей деятельности во многом зависит от масштаба предприятия, а также от размеров рынка, субъектом которого является данное предприятие. Влияние фактора экономии, обусловленного масштабами, означает, что расширение размеров предприятия и рынка сбыта, позволяет внедрять более эффективные методы деятельности, что в свою очередь, ведет к росту производительности труда и улучшению финансовых показателей деятельности. В связи с этим многие предприятия и даже целые отрасли принимают решение о расширении своей деятельности. Основными причинами расширения предприятий являются: сокращение средних издержек; расширение доли рынка: обеспечение стабильности работы и другие. Масштабы предприятий могут увеличиваться за счет объединений (концентрации) или за счет внутренних источников - увеличения доли рынка имеющегося товара и расширения ассортимента реализуемых товаров. Объединение (интеграция) между предприятиями имеет место тогда, когда в результате его свершения две или более компании получают какие-либо взаимные выгоды. В целом процесс объединения может происходить по одному из двух путей: слияния или поглощения. Когда происходит слияние предприятий, функционирующие отдельно предприятия осуществляют передачу своих активов и пассивов новой компании, специально создаваемой для этого, и при этом перестают существовать как отдельные самостоятельные единицы. Поглощение (приобретение) имеет место в том случае, когда одна компания приобретает контроль над другой (становится холдинговой компанией) путем прямой скупки ее акций.
Информация о работе Размер предприятия и факторы, его определяющие