Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
входящая сегодня в состав Министерства труда и социального развития России.
Что касается Правительства РФ в целом (упоминается в ст. 3, 13, 22, 24,
25), Центрального банка РФ - ЦБ (ст.22). Пенсионного фонда - ПФ (ст.32), то
их роль, согласно существующей редакции, сводится либо к утверждению
некоторых норм и нормативов (например, правительство устанавливает
механизм введения и размер квоты для приема на работу инвалидов), либо к
выполнению распределительных функций (так, учреждения ЦБ аккумулируют на
открытых в них счетах средства Государственного фонда занятости населения,
ПФ обеспечивает первичное финансирование расходов на выплату досрочных
пенсий).
Другие упоминаемое в законе структуры, включая координационные
комитеты содействия занятости населения (ст.20). профессиональные союзы и
иные представительные органы работников (ст.21). являются общественными, и
потому вырабатываемые ими решения далеко не всегда обязательны для
исполнения.
Что же касается Минэкономики и Минфина России - структур
исполнительной власти, без которых, на наш взгляд, действенная
государственная политика в сфере занятости вообще невозможна, то они в
законе вообще не упомянуты.
Далее, опыт построения
свидетельствует, что успехи в данном направлении могут быть достигнуты
только в том случае, если в каждой предметной области права и
ответственность органов управления различных уровней административно-
территориальной иерархии будут четко разграничены и финансово обеспечены.
Между тем в законе соответствующие положения отсутствуют, что затрудняет
определение рационального деления бюджета ГФЗН на две части - федеральную и
субъектов Федерации. Поэтому положения о разграничении полномочий в области
государственной политики занятости между органами управления различных
уровней должны быть четко сформулированы.
Особого внимания требует
ГФЗН. Дело в том, что сегодня территории с относительно невысоким уровнем
регистрируемой безработицы обеспечены в целом ресурсами ГФЗН существенно
лучше, нежели те, где этот уровень высок. Такая ситуация, на наш взгляд,
обусловлена тем, что далеко не все расходы ГФЗН в регионах формируются на
нормативной основе. Так, на основе нормативного принципа в регионах могут
быть сформированы расходы бюджета ГФЗН фактически только на выплату пособий
по безработице, а Также стипендий гражданам в период их профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов
службы занятости. Расходы же по другим статьям бюджетов определяются исходя
скорее из качественных, а не количественных критериев. Поэтому механизм
распределения бюджетов ГФЗН субъектов РФ целесообразно унифицировать на
основе нормативного принципа расчета его расходов, закрепив это в законе.
Еще одна крупная группа проблем, требующая особого внимания,
связана с реализацией на практике так называемого адресного подхода в
работе органов государственной службы занятости с населением и отказом от
ныне практикуемого категорийного подхода.
Действительно, цель государственной политики занятости, как это
следует из действующей редакции Закона, - поддержка отдельных категорий
населения. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными,
выплачиваете пособие по безработице (ст.31), инвалидам, лицам,
высвобождаемым
из организаций в связи с
женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
предоставляются дополнительные гарантии занятости (ст.13) и т.д. Однако при
таком подходе не учитывается тот факт, что по своему социальному состава,
уровню душевых доходов и другим социально-экономическим показателям семьи
(домохозяйства),
членами которых являются
значительно различаться. Не принимать во внимание это обстоятельство при
дефиците бюджета политики занятости, на наш взгляд, неправильно. Необходим
более дифференцированный подход к поддержке лиц, относящихся к той или иной
категории, что идеологически соответствовало бы предпринимаемым в настоящее
время мерам по повышению эффективности социальной поддержки населения
страны и рационализации социальных расходов государственного бюджета.
Серьезной проработки требует вопрос об источниках пополнения
бюджета
ГФЗН. В настоящее время граждане,
формирующие предложение на
труда, не участвуют своими взносами в социальном страховании на случай
безработицы. Их страхование обеспечивает работодатель. При этом
индивидуальные
счета застрахованных не
фонд, обезличиваются. В такой ситуации дифференцированный подход при
назначении пособия по безработице (стипендии проходящим профподготовку,
материальной помощи и иных выплат) экономически и социально правомерен.
Другое дело, если в пополнении бюджета ГФЗН примет участие население.
Здесь может быть предложено два подхода - добровольное и обязательное
привлечение граждан к уплате страховых взносов в фонд занятости. В первом
случае
речь должна идти об открытии
индивидуальных накопительных
системе
социального страхования по
использования средств, аккумулируемых на этих счетах. Во втором -
предлагается
обосновать и ввести в
обязательных
страховых взносов
невысокой
заработной платой вообще
то время как с самых высокооплачиваемых работников страховые взносы должны
будут взиматься по наивысшей из установленных ставок. Целесообразно
предусмотреть
в новой редакции закона
значимых для обеспечения регулирования рыка труда проблем. В частности,
при подготовке закона "О занятости...' в 1990 - 1991 г", не учитывался
такой фактор,
как место проживания
реальные
возможности занятости
существенно
различаются. Следовательно,
меры, и
масштабы поддержка этих
На селе наличие у
земельных наделов - фактор, смягчающий остроту потери работы уменьшающей
потребность в социальной поддержке со стороны государства. В начале II
квартала 1999 г. 25,6% всех зарегистрированных безработных проживали в
сельской местности, а их доля в общей численности получавши) пособия по
безработице составляла 24,2%. Поэтому должен быть прописан особый порядок
регистрами, материальной и иной поддержки безработных в сельской местности.
Такой подход в целом
поддержки граждан государством в зависимости не только от текущих доходов,
но и имущественного ценза семьи. В редакции закона 1999 г. было
восстановлено положение о территориях с напряженной ситуацией на рынке
труда (ст.7, п.2) – это, безусловно, положительное явление. В редакции 1991
г. такая статья существовала, но из редакции 1996 г. была изъята.
Актуальность ее восстановления определялась объективными условиями -
существенными различиями в уровнях регистрируемой безработицы в отдельных
регионах: так, при среднем ее уровне в стране в начале II квартала 1999 г.
2,6%, в Ингушской Республике он составил 10,7%, Корякском АО - 9,8,
Агинском Бурятском АО - 8.2% и т.д.
Однако данное положение
Правительство РФ должно обеспечить скорейшую разработку Порядка отнесения
территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда,
упомянутого в новой редакции закона. В нем необходимо предусмотреть особые
механизмы регулирования занятости на таких территориях, финансирования
мероприятий по регулированию рынка труда, государственной поддержки
территорий с критической ситуацией на рынке труда и т.п.
3.2 Предложения по реформированию закона
Целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с
одной стороны,
на повышение ответственности
состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих
поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при
присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых
Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости