Пути снижения безработицы и обеспечение занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и

духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.

Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые

рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.

А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда

общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3

1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3

1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на


рабочую силу. 4

1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7

1.4 Занятость и ее формы. 5

2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11

2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме

рабочих, и их реальное положение. 11

2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13

2.3 Распределение рабочей силы. 15

2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и

самостоятельность предприятий. 16

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей. 17

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства. 19

3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20

3.1 Закон о занятости населения 20

3.2 Предложения по реформированию закона 23

3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27

3.4 Временная занятость 31

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

      положений  и  инструкций  по  вопросам  деятельности  региональных   органов

      занятости;

            подготовку и  реализацию  программ  массового  переселения  незанятого

      населения из депрессивных  регионов  в  рамках  соответствующих  федеральных

      программ;

            содействие деятельности негосударственных  служб  занятости  и  учебных

      центров для  незанятого населения;

            рассмотрение программ массового  высвобождения с крупных предприятий;

            контроль за соблюдением  законодательства  о  занятости  в  регионах,

       целевым  использованием средств, выделенных  на федеральные программы, и  др.

            Региональные  службы   занятости   населения   находятся   в   ведении

      региональных  администраций, отвечают за  реализацию  политики  занятости  на

      территории.  Сметы  на  содержание  их  аппаратов  утверждаются   в   рамках

      региональных  программ  занятости  населения.  Руководитель  региональной  СЗ

      является федеральным  государственным служащим и назначается  министром  труда

      РФ, его содержание обеспечивается за счет  федерального  бюджета.  Остальные

      работники  являются  госслужащими  соответствующего  регионального   уровня.

      Решения Минтруда и ФСЗ в пределах их полномочий являются  обязательными  для

      региональных  служб.

            К их функциям целесообразно отнести:

            разработку  проектов  региональных  программ  занятости  населения   и

      бюджетов ФЗ, включая расчеты по дотациям из  Федерального  фонда  занятости,

      представление  на  рассмотрение   региональных   органов   власти   проектов

      программ, бюджетов и отчетов об их исполнении;

            реализацию федеральных и региональных  программ занятости населения   на

      подведомственной  территории;

            анализ состояния рынка труда  в регионе;

            контроль за исполнением законодательства  о занятости на предприятиях и

      в организациях региона;

            исполнение бюджета региональных  ФЗ;

            финансирование городских и районных  программ  занятости  на  основании

      утвержденных  областных бюджетов ФЗ;

            отчетность  перед  Минтрудом   РФ  и  федеральной   службой   занятости

      населения  по  выполнению  федеральных  программ  занятости,   использованию

      средств Федерального фонда занятости.

            В этих условиях за  Министерством   труда  РФ  по-прежнему  сохраняются

      главные политические и управленческие функции в области труда,  занятости  и

      социального  развития:  разработка   направлений  социальной   политики   на

      краткосрочную перспективу,  соответствующих  реальных  программ,  социальных

      стандартов  и нормативов;  определение  "правил  игры"  для  сегментов  рынка

      труда  и  социальных  партнеров;   определение   источников   финансирования

      социальной  политики  и  координация  деятельности  федеральных  внебюджетных

      социальных   фондов   на   основе   увязки   их   бюджетов   и   финансового

      взаимодействия;  оценка  деятельности  федеральных  социальных  программ   и

      контроль за целевым использованием выделенных средств.

                    3.3 Устройство службы занятости  РФ и других стран

            Потенциальные возможности службы  занятости в  России  по  ряду  причин

      недоиспользованы. Ее позитивное влияние  на  рынок  труда  даже  в  условиях

      экономического  спада  может   быть   повышено.   Помимо   таких   "внешних"

      обстоятельств,  как  ограниченное  число  имеющихся  вакансий,  ухудшающееся

      финансовое  положение  Фонда  занятости,  ведущее  к   сокращению   активных

      программ, имеются  и  другие,  "внутренние",  факторы,  активизация  которых

      позволит мобилизовать дополнительные резервы  и  повысить  эффективность  ее

      деятельности.

            Учитывая, что в российских исследованиях данные  вопросы  представлены

      весьма  скупо,  мною  использованы  материалы  ОЭСР,  а  также  ряд   других

      зарубежных  источников,  касающихся  современных  концепций  развития  служб

      занятости в  различных странах.

               Современная  служба  занятости  строится  на  следующих  принципах,

      способствующих  повышению  эффективности  программ  и  услуг  на  макро-  и

      микроуровнях:

            1. Интеграция ключевых функций  службы  занятости:  посредничества  при

      подборе работы и работника; управление  выплатами  пособий  по  безработице;

      направление граждан на активные программы.

            2.   Стратегия    активного    вмешательства    с    целью    снижения

      продолжительности     безработицы  (ранняя  идентификация  ищущих  работу  и

      находящихся под риском стать длительно безработными;

            индивидуальные планы поиска  работы; тесты на  активность;  ограничение

      доступа к  пособиям и т.д.).

            3. Применение внутренних индикаторов  эффективности  программ  и   услуг

      службы занятости.

            4. Переход от традиционной оценки деятельности по  степени  выполнения

      планов расходов к оценке работы по результатам для  клиента  как  показателя

      конечной эффективности  расходов.

            Данные принципы в последние  годы стали универсальными для  многих стран

      мира. Они вошли, например, в  ряд  документов  ОЭСР,  принятых  в  последнее

      время. На их основании  каждая из  стран-участниц  организации  разрабатывает

      собственные  концепции  и  планы  по  повышению  эффективности  деятельности

      национальных  служб занятости. 
       

                        Интеграция ядра функций службы занятости 

            Один  из  наиболее  мощных  институциональных  факторов,  влияющих  на

      эффективность  пассивной  и  активной   политики   занятости,    -   степень

      интеграции  трех ее ключевых функций:  подбор  рабочего  места  и  работника;

      администрирование в  области  выплат  пособий  по  безработице;  направление

      безработных на участие в активных программах.  Так  как  окончательная  цель

      всех трех функций службы занятости  состоит  в  том,  чтобы  реинтегрировать

      безработного  в  общественное  производство  настолько   быстро,   насколько

      возможно, важно  принять во внимание, что между  ними существует тесная  связь

      и взаимозависимость. С учетом  этого  большей  эффективности  работы  службы

      занятости   можно   добиться,   если   обеспечить   тесную   координацию   и

      сотрудничество:

            1. между подбором работы и выплатой  пособий, что позволяет  эффективно

            применить тест на готовность  к работе и, следовательно,  выполнить одно

            из  ключевых  предварительных   условий  для  возникновения  права   на

            пособие;

            2. между посредничеством  в   поиске  работы  и  активными   программами

      профессиональной   подготовки,   чтобы   гарантировать   для    безработного

      приобретение  признаков, необходимых для заполнения доступных вакансий;

            3.между администрацией, занятой  выплатами пособий, и  подразделениями,

      занимающимися направлением безработных на активные программы  с  тем,  чтобы

      избежать фактов участия в  программах  с  единственной  целью  возобновления

      права на пособия. 

                     Политика вмешательства в течение  периода безработицы 
       

            Характер политики вмешательства  должен быть различен в начале  периода

      безработицы и  после  многих  месяцев,  проведенных  в  поисках  подходящего

      места. Например,  нет смысла  требовать от  квалифицированного  работника,

      находящегося  в  состоянии  безработицы  одну  или  две  недели,  чтобы   он

      участвовал  в общественных работах. И аналогично – едва  ли  стоит  после  12

      месяцев  безработицы  обучать  человека составлению резюме:  вряд  ли  это

      расширит возможности  занятости. 
       

            Российский закон о занятости  вообще обходит  данный  вопрос.  Ряд  его

      статей  предусматривает  некую  систему  приоритетов  доступа  к  программам

      службы  занятости.  Так,  ст.13  предусматривает “дополнительные гарантии”

      широкому спектру  групп населения. В отношении  этих групп  закон  гарантирует

      ряд мер, в  частности:  создание  дополнительных  рабочих  мест,  специальных

      организаций, разработку специальных программ обучения и  т.д.  Выбор данных

      групп в качестве целевых  сделан  скорее  по  социальным  соображениям  и  в

      меньшей степени  связан с их реальным положением на рынке труда. 

            Чтобы обеспечить более рациональный  выбор, определить периодичность   и

      степень   вмешательств   в   течение   периода    безработицы,    необходимо

      устанавливать некие нормы  относительно  того,  что  должно  быть,  с  одной

      стороны, правом, а с другой  –  обязательством  безработных  (в  особенности

      получателей пособий по безработице) на различных стадиях безработицы.

            Наиболее эффективно было бы  предложить  интенсивную  помощь  в  поиске

      работы небольшой  гомогенной группе или, в идеале, в  индивидуальном  порядке,

      уже на ранней  стадии  безработицы.  Но  когда  потоки  безработных  велики,

      слишком дорого обеспечить их всех такой помощью, особенно на  индивидуальном

Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости