Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
положений и инструкций по вопросам деятельности региональных органов
занятости;
подготовку и реализацию программ
массового переселения
населения из депрессивных регионов в рамках соответствующих федеральных
программ;
содействие деятельности
центров для незанятого населения;
рассмотрение программ
контроль за соблюдением
целевым
использованием средств,
Региональные службы занятости населения находятся в ведении
региональных администраций, отвечают за реализацию политики занятости на
территории. Сметы на содержание их аппаратов утверждаются в рамках
региональных программ занятости населения. Руководитель региональной СЗ
является федеральным государственным служащим и назначается министром труда
РФ, его содержание обеспечивается за счет федерального бюджета. Остальные
работники являются госслужащими соответствующего регионального уровня.
Решения Минтруда и ФСЗ в пределах их полномочий являются обязательными для
региональных служб.
К их функциям целесообразно отнести:
разработку проектов региональных программ занятости населения и
бюджетов ФЗ, включая расчеты по дотациям из Федерального фонда занятости,
представление на рассмотрение региональных органов власти проектов
программ, бюджетов и отчетов об их исполнении;
реализацию федеральных и
подведомственной территории;
анализ состояния рынка труда в регионе;
контроль за исполнением
в организациях региона;
исполнение бюджета
финансирование городских и
утвержденных областных бюджетов ФЗ;
отчетность перед Минтрудом РФ и федеральной службой занятости
населения по выполнению федеральных программ занятости, использованию
средств Федерального фонда занятости.
В этих условиях за Министерством труда РФ по-прежнему сохраняются
главные политические и управленческие функции в области труда, занятости и
социального развития: разработка направлений социальной политики на
краткосрочную перспективу, соответствующих реальных программ, социальных
стандартов и нормативов; определение "правил игры" для сегментов рынка
труда и социальных партнеров; определение источников финансирования
социальной политики и координация деятельности федеральных внебюджетных
социальных фондов на основе увязки их бюджетов и финансового
взаимодействия; оценка деятельности федеральных социальных программ и
контроль за целевым использованием выделенных средств.
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран
Потенциальные возможности
недоиспользованы. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в условиях
экономического спада может быть повышено. Помимо таких "внешних"
обстоятельств, как ограниченное число имеющихся вакансий, ухудшающееся
финансовое положение Фонда занятости, ведущее к сокращению активных
программ, имеются и другие, "внутренние", факторы, активизация которых
позволит мобилизовать дополнительные резервы и повысить эффективность ее
деятельности.
Учитывая, что в российских исследованиях данные вопросы представлены
весьма скупо, мною использованы материалы ОЭСР, а также ряд других
зарубежных источников, касающихся современных концепций развития служб
занятости в различных странах.
Современная служба занятости строится на следующих принципах,
способствующих повышению эффективности программ и услуг на макро- и
микроуровнях:
1. Интеграция ключевых функций службы занятости: посредничества при
подборе работы и работника; управление выплатами пособий по безработице;
направление граждан на активные программы.
2. Стратегия активного вмешательства с целью снижения
продолжительности безработицы (ранняя идентификация ищущих работу и
находящихся под риском стать длительно безработными;
индивидуальные планы поиска работы; тесты на активность; ограничение
доступа к пособиям и т.д.).
3. Применение внутренних
службы занятости.
4. Переход от традиционной оценки деятельности по степени выполнения
планов расходов к оценке работы по результатам для клиента как показателя
конечной эффективности расходов.
Данные принципы в последние годы стали универсальными для многих стран
мира. Они вошли, например, в ряд документов ОЭСР, принятых в последнее
время. На их основании каждая из стран-участниц организации разрабатывает
собственные концепции и планы по повышению эффективности деятельности
национальных
служб занятости.
Интеграция ядра функций службы занятости
Один из наиболее мощных институциональных факторов, влияющих на
эффективность пассивной и активной политики занятости, - степень
интеграции трех ее ключевых функций: подбор рабочего места и работника;
администрирование в области выплат пособий по безработице; направление
безработных на участие в активных программах. Так как окончательная цель
всех трех функций службы занятости состоит в том, чтобы реинтегрировать
безработного в общественное производство настолько быстро, насколько
возможно, важно принять во внимание, что между ними существует тесная связь
и взаимозависимость. С учетом этого большей эффективности работы службы
занятости можно добиться, если обеспечить тесную координацию и
сотрудничество:
1. между подбором работы и
применить тест на готовность к работе и, следовательно, выполнить одно
из ключевых предварительных условий для возникновения права на
пособие;
2. между посредничеством в поиске работы и активными программами
профессиональной подготовки, чтобы гарантировать для безработного
приобретение признаков, необходимых для заполнения доступных вакансий;
3.между администрацией, занятой
выплатами пособий, и
занимающимися направлением безработных на активные программы с тем, чтобы
избежать фактов участия в программах с единственной целью возобновления
права на пособия.
Политика вмешательства в
Характер политики
безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего
места. Например, нет смысла требовать от квалифицированного работника,
находящегося в состоянии безработицы одну или две недели, чтобы он
участвовал в общественных работах. И аналогично – едва ли стоит после 12
месяцев безработицы обучать человека составлению резюме: вряд ли это
расширит возможности
занятости.
Российский закон о занятости вообще обходит данный вопрос. Ряд его
статей предусматривает некую систему приоритетов доступа к программам
службы занятости. Так, ст.13 предусматривает “дополнительные гарантии”
широкому спектру групп населения. В отношении этих групп закон гарантирует
ряд мер, в частности: создание дополнительных рабочих мест, специальных
организаций, разработку специальных программ обучения и т.д. Выбор данных
групп в качестве целевых сделан скорее по социальным соображениям и в
меньшей степени
связан с их реальным положением на
рынке труда.
Чтобы обеспечить более
степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо
устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной
стороны, правом, а с другой – обязательством безработных (в особенности
получателей пособий по безработице) на различных стадиях безработицы.
Наиболее эффективно было бы предложить интенсивную помощь в поиске
работы небольшой гомогенной группе или, в идеале, в индивидуальном порядке,
уже на ранней стадии безработицы. Но когда потоки безработных велики,
слишком дорого обеспечить их всех такой помощью, особенно на индивидуальном
Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости