Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и
духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.
Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые
рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.
А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда
общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме
рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и
самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и
безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
заработной платы”, ст.12 которой гласит: “Заработная плата выплачивается
регулярно…сроки
выплаты устанавливаются
определяются договорами или арбитражными решениями”. В нашем КЗОТе ст.96
устанавливает, что зарплата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца;
только для отдельных категорий работников могут быть установлены иные
сроки.
Кроме того события 17 августа 1998 г. вызвали новое резкое падение
реальной зарплаты, которое происходило на фоне дальнейшего сокращения
занятости.
В сложившихся условиях
предотвратить ее дальнейший спад и деградацию рабочей силы. Ведь любое
снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит способствует не
увеличению, а уменьшению занятости.
Так, Кейнс в полемики со сторонниками классической школы утверждал,
что рынок труда в отличие от рынка других товаров – специфический рынок, на
котором предложение рабочей силы мало зависит от уровня спроса на него,
т.е. от уровня зарплаты. В своей работе “Общая теория занятости, процента и
денег” он анализировал вопрос о том, ведет ли сокращение денежной зарплаты
при равных прочих условиях непосредственно или косвенно к увеличению
занятости, и пришел к выводу, что не ведет.
Кейнс издал собственную
с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса.
Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные соотношения
оплаты с занятостью, достигается в конечном счете при условии удержания
устойчивого
уровня зарплаты.
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие
нарушения законодательства.
Действующее законодательство осталось практически неизменным с
советских времен с присущей ей установкой на полную занятость населения и
нормальной продолжительностью рабочей недели не более 40 часов. Для
отдельных категорий (работников не достигших 18 лет, учителей, врачей,
женщин, работающих в сельской местности; работников, занятых на вредных
производствах) рабочая неделя сокращается до 36 часов, а в отдельных
случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.
Сверх суточная работа допускается только по разрешению
соответствующего выборного профсоюзного органа и не должна превышать 120
часов в год или 4 часов в день в течении 2 дней подряд. Женщины, имеющие
детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным работам
и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14 лет
также не допускаются к сверхурочным работам и не могут направляться в
командировки.
Столь же детально
дополнительных выходных дней, отпусков по уходу , а также ежегодно
оплачиваемого отпуска и административных отпусков.
Чрезмерная жесткость
ведет к его
практически повсеместному
соответствует существующему положению. В условиях дефицита рабочих мест и
низких пособий по безработице работники согласны трудиться столько, сколько
потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем месте.
В связи с этим появилось еще одно распространенное явление:
неоплачиваемый административный отпуск, когда работодатели принуждают
работников
“добровольно” брать такие
а люди, боясь оказаться в армии безработных, соглашаются с этими
серьезнейшими
нарушениями законодательства.
Глава 3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости.
3.1 Закон о занятости населения
Принятый в 1991 г. и бесспорно прогрессивный с точки зрения
формирования новых социально-экономических ценностей Закон РСФСР “О
занятости населения в РСФСР” основан на общих представлениях об управлении
рынком труда в условиях рыночной экономики. В ходе экономических
преобразований неоднократно ставился в повестку дня вопрос о корректировке
отдельных положений закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе от его
“прорыночного” содержания). Чтобы приблизить действующий закон к
изменяющимся реалиям, в него дважды вносились достаточно серьезные
уточнения (в апреле 1996 г. и июле 1999 г.), многие из которых
действительно имели принципиальный характер. К таковым, например, можно
отнести ограничение размера пособия по безработице. Если в 1996-1999 гг.
его величина не могла превышать среднюю заработную плату в регионе
проживания и регистрации безработного, то теперь - прожиточный минимум. При
этом минимальное пособие по безработице не может быть меньше 20% величины
прожиточного минимума. В результате, если раньше максимальное и минимальное
значения составляли соответственно 1465 руб. и 83,5 руб., то в мае 1999 г.
- соответственно 924 и 184,8. Было уточнено понятие “занятые граждане”, к
каковым стали относить в том числе и лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам
(договорам подряда) и т.п. При ухудшении финансирования государственной
политики занятости ужесточились условия регистрации безработных.
Однако, несмотря на эти и другие новации, в целом
можно констатировать, что и ныне действующая редакция закона несовершенна.
Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые целесообразно решить при
его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.
Так, до начала реформ нельзя
было предвидеть и
описать такие явления, как значительная дифференциация населения по уровню
доходов и развитие в широких масштабах не облагаемого налогом сектора
экономики, снижающего реальную потребность в рабочих местах и социальной
поддержке части лиц, потерявших работу; простаивающие предприятия,
занятость на которых не дает гарантии получения заработной платы, что
увеличивает спрос на рынке труда; неденежные формы расчетов между
хозяйствующими субъектами, уменьшающие возможности финансирования
государственной политики занятости, а также целый ряд других социально-
экономических феноменов переходного периода.
Прежде всего, необходимо
по нашему мнению, слишком широкое) в соответствие с содержанием: большая
часть его статей фактически посвящена не занятости как таковой, а
обязательствам, которые берет на себя государство по поддержке населения на
рынке труда. Так, в 11 из 39 статей закона в редакции 1999 г.
рассматриваются вопросы, связанные исключительно с предоставлением
зарегистрированным в органах государственной службы занятости населения
гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях речь идет о
других социальных обязательствах в области занятости, которые государство
либо берет на себя (реализация права граждан на труд, дополнительные
гарантии для отдельных - социально уязвимых - категорий населения,
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка
безработных граждан, организация общественных работ), либо делегирует
работодателям. Что касается собственно политики занятости (а не ее
инфраструктурного обеспечения), то данному вопросу посвящена фактически
одна - четвертая - статья закона.
Если общая логика закона не изменится, целесообразно поменять его
название. В качестве рабочего можно рекомендовать, к примеру, такое - "О
государственных гарантиях населению в сфере занятости".
В пользу уточнения названия говорит и то, что действие многих статей
нынешнего закона охватывает только регистрируемый рынок труда и его
фигурантов (зарегистрированных в органах государственной службы занятости
безработных), а не рынок труда в целом. Вторая принципиальная проблема, на
решение которой необходимо обратить внимание при сохранении прежнего
названия закона, -включение в него положений, определяющих права и
ответственность различных органов исполнительной власти федерального
уровня, связанных с разработкой и реализацией государственной политики
занятости. В ныне действующей редакции закона вопросы, связанные с
институциональным обеспечением государственной политики занятости, решены
неудовлетворительно. Из структур исполнительной власти, которые должны
обеспечивать обязательства государства в этой области, в законе упомянута
лишь Федеральная государственная служба занятости населения (ст.15),
Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости