Пути снижения безработицы и обеспечение занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и

духовных сил, которыми обладает живой организм и использует в производстве.

Наиболее убедительной является точка зрения тех экономистов, которые

рассматривают рабочую силу как действующие (функционирующие) ресурсы труда.

А трудовые ресурсы (трудовой потенциал) как совокупность ресурсов труда

общества, коллектива, их потенциальную способность к труду.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3

1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3

1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на


рабочую силу. 4

1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7

1.4 Занятость и ее формы. 5

2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11

2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме

рабочих, и их реальное положение. 11

2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13

2.3 Распределение рабочей силы. 15

2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и

самостоятельность предприятий. 16

2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и

безработицей. 17

2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

нарушения законодательства. 19

3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20

3.1 Закон о занятости населения 20

3.2 Предложения по реформированию закона 23

3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27

3.4 Временная занятость 31

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

      заработной  платы”, ст.12 которой  гласит:  “Заработная  плата  выплачивается

      регулярно…сроки выплаты устанавливаются законодательством  данной страны  или

      определяются  договорами или арбитражными решениями”.  В  нашем  КЗОТе  ст.96

      устанавливает, что зарплата выплачивается не  реже,  чем  каждые  полмесяца;

      только для  отдельных  категорий  работников  могут  быть  установлены  иные

      сроки.

            Кроме того события 17 августа  1998 г.  вызвали  новое  резкое  падение

      реальной  зарплаты,  которое  происходило  на  фоне  дальнейшего  сокращения

      занятости.

            В сложившихся условиях повышение  зарплаты поможет  оживить   экономику,

      предотвратить ее дальнейший спад  и  деградацию  рабочей  силы.  Ведь  любое

      снижение зарплаты сужает внутренний круг товаров, а значит  способствует  не

      увеличению, а  уменьшению занятости.

            Так, Кейнс в полемики со  сторонниками  классической  школы   утверждал,

      что рынок труда в отличие от рынка других товаров – специфический рынок,  на

      котором предложение  рабочей силы мало зависит  от  уровня  спроса  на  него,

      т.е. от уровня зарплаты. В своей работе “Общая теория занятости, процента  и

      денег” он анализировал вопрос о том, ведет ли сокращение  денежной  зарплаты

      при  равных  прочих  условиях  непосредственно  или  косвенно  к  увеличению

      занятости, и  пришел к выводу, что не ведет.

            Кейнс издал собственную теорию  занятости, согласно которой параметром,

      с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного  спроса.

      Отсюда, наиболее разумной политикой, ограничивающей оптимальные  соотношения

      оплаты с  занятостью, достигается в  конечном  счете  при  условии  удержания

      устойчивого уровня зарплаты. 

                   2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие

                               нарушения законодательства.

            Действующее  законодательство  осталось   практически   неизменным   с

      советских времен с присущей ей установкой на полную  занятость  населения  и

      нормальной  продолжительностью  рабочей  недели  не  более  40  часов.   Для

      отдельных категорий (работников  не  достигших  18  лет,  учителей,  врачей,

      женщин, работающих в сельской  местности;  работников,  занятых  на  вредных

      производствах) рабочая неделя  сокращается до  36  часов,  а в отдельных

      случаях (например, для подростков 15-16 лет) до 24 часов.

            Сверх   суточная   работа    допускается    только    по    разрешению

      соответствующего  выборного профсоюзного органа и  не  должна  превышать  120

      часов в год  или 4 часов в день в течении 2  дней  подряд.  Женщины,  имеющие

      детей в возрасте до 3 лет, не допускаются к сверхурочным или ночным  работам

      и не отправляются в командировку даже с их согласия. Дети в возрасте 14  лет

      также не допускаются к  сверхурочным  работам  и  не  могут  направляться  в

      командировки.

            Столь же детально регламентируется  порядок предоставления  основных  и

      дополнительных  выходных  дней,  отпусков  по  уходу  ,  а  также   ежегодно

      оплачиваемого отпуска и административных отпусков.

            Чрезмерная жесткость законодательства,  регулирующего  рабочее  время,

      ведет к его  практически повсеместному несоблюдению, т.к.  оно  абсолютно  не

      соответствует существующему положению. В условиях дефицита  рабочих  мест  и

      низких пособий  по безработице работники согласны трудиться столько,  сколько

      потребуется, чтобы удержаться на своем рабочем  месте.

            В  связи  с  этим  появилось   еще   одно   распространенное   явление:

      неоплачиваемый  административный  отпуск,  когда   работодатели   принуждают

      работников  “добровольно” брать такие отпуска  на неопределенно  долгий  скор,

      а  люди,  боясь  оказаться  в  армии  безработных,   соглашаются   с   этими

      серьезнейшими нарушениями законодательства. 
       
       

               Глава 3. Пути снижения безработицы  и обеспечение занятости.

                             3.1 Закон о занятости населения

            Принятый  в  1991  г.  и  бесспорно   прогрессивный   с  точки   зрения

      формирования     новых  социально-экономических  ценностей  Закон  РСФСР  “О

      занятости населения  в РСФСР” основан на общих представлениях  об  управлении

      рынком  труда  в  условиях  рыночной   экономики.   В   ходе   экономических

      преобразований  неоднократно ставился в повестку дня  вопрос  о  корректировке

      отдельных положений  закона “О занятости...” (но отнюдь не об отказе  от  его

      “прорыночного”   содержания).   Чтобы   приблизить   действующий   закон   к

      изменяющимся  реалиям,  в  него  дважды   вносились   достаточно   серьезные

      уточнения  (в  апреле  1996  г.  и  июле  1999  г.),   многие   из   которых

      действительно имели принципиальный  характер.  К  таковым,  например,  можно

      отнести ограничение  размера пособия по безработице.  Если  в  1996-1999  гг.

      его  величина  не  могла  превышать  среднюю  заработную  плату  в   регионе

      проживания  и регистрации безработного, то теперь - прожиточный минимум.  При

      этом минимальное  пособие по безработице не может  быть  меньше  20%  величины

      прожиточного  минимума. В результате, если раньше максимальное и  минимальное

      значения составляли соответственно 1465 руб.  и 83,5 руб., то в мае 1999  г.

      - соответственно 924 и 184,8. Было уточнено понятие   “занятые  граждане”,  к

      каковым стали  относить в том числе и лиц,  занимающихся  предпринимательской

      деятельностью,   выполняющих   работы   по   гражданско-правовым   договорам

      (договорам  подряда) и  т.п.  При  ухудшении   финансирования  государственной

      политики занятости  ужесточились условия регистрации  безработных.

            Однако, несмотря на эти и другие  новации, в целом

      можно констатировать, что и ныне действующая редакция  закона  несовершенна.

      Остановимся на наиболее крупных вопросах, которые  целесообразно  решить  при

      его очередной, и, заметим, неизбежной доработке.

            Так, до начала реформ нельзя  было предвидеть и количественно

      описать такие  явления, как значительная дифференциация населения  по  уровню

      доходов и  развитие  в  широких  масштабах  не  облагаемого  налогом  сектора

      экономики, снижающего реальную потребность в  рабочих  местах  и  социальной

      поддержке  части  лиц,   потерявших   работу;   простаивающие   предприятия,

      занятость на которых  не  дает  гарантии  получения  заработной  платы,  что

      увеличивает  спрос  на  рынке  труда;  неденежные   формы   расчетов   между

      хозяйствующими   субъектами,    уменьшающие    возможности    финансирования

      государственной политики занятости, а  также  целый  ряд  других  социально-

      экономических феноменов переходного периода.

            Прежде всего, необходимо привести  название закона (которое,

      по нашему мнению, слишком широкое) в  соответствие  с  содержанием:  большая

      часть  его  статей  фактически  посвящена  не  занятости  как   таковой,   а

      обязательствам, которые берет на себя государство  по поддержке населения  на

      рынке  труда.  Так,  в  11  из  39  статей  закона  в   редакции   1999   г.

      рассматриваются   вопросы,   связанные   исключительно   с   предоставлением

      зарегистрированным  в  органах  государственной  службы  занятости  населения

      гражданам социальных гарантий и компенсаций. Во многих статьях  речь  идет  о

      других социальных обязательствах в области  занятости,  которые  государство

      либо берет  на  себя  (реализация  права  граждан  на  труд,  дополнительные

      гарантии  для  отдельных  -  социально  уязвимых  -   категорий   населения,

      профессиональная  подготовка,  повышение   квалификации   и   переподготовка

      безработных  граждан,  организация  общественных  работ),  либо   делегирует

      работодателям.  Что  касается  собственно  политики  занятости  (а   не   ее

      инфраструктурного обеспечения),  то  данному  вопросу  посвящена  фактически

      одна - четвертая - статья закона.

            Если общая логика закона  не  изменится,  целесообразно  поменять  его

      название. В  качестве рабочего можно рекомендовать, к  примеру,  такое  -  "О

      государственных гарантиях населению в сфере  занятости".

            В пользу уточнения названия  говорит и то, что действие  многих  статей

      нынешнего  закона  охватывает  только  регистрируемый  рынок  труда  и   его

      фигурантов (зарегистрированных в органах  государственной  службы  занятости

      безработных), а не рынок труда в целом. Вторая принципиальная  проблема,  на

      решение  которой  необходимо  обратить  внимание  при  сохранении   прежнего

      названия  закона,  -включение  в  него  положений,  определяющих   права   и

      ответственность  различных  органов   исполнительной   власти   федерального

      уровня, связанных  с  разработкой  и  реализацией  государственной  политики

      занятости.  В  ныне  действующей  редакции  закона  вопросы,   связанные   с

      институциональным обеспечением государственной  политики  занятости,  решены

      неудовлетворительно.  Из  структур  исполнительной  власти,  которые  должны

      обеспечивать  обязательства государства в  этой области,  в  законе  упомянута

      лишь  Федеральная  государственная  служба  занятости   населения   (ст.15),

Информация о работе Пути снижения безработицы и обеспечение занятости